Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 февраля 2009 г. N А13-2788/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А., при участии представителя Петрова П.Л. - Сучкова А.В. (доверенность от 26,06.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Петрова Павла Леонидовича и Мэра города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.11,2008 по делу N А13-2788/2008 (судьи Кудин А.Г., Тарасова О.А., Савенкова Н.В.),
установил:
Индивидуальный предприниматель Петров Павел Леонидович обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к мэрии города Череповца (далее - Мэрия) и мэру города Череповца о признании недействующим постановления мэра города Череповца Вологодской области от 28.01.2008 N 222 "О размещении временных объектов мелкорозничной сети на территории города Череповца" в редакции постановления мэра города Череповца Вологодской области от 11.09.2008 N 2993 (далее - Постановление N 222) в части пунктов 1.3, 3.1, 3.10, 3.11, 3.12,3.13,4.2, 5.2.
Определением суда от 21.08.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее также - УФАС).
Решением суда от 26.11.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействующим пункт 3.11 Постановления N 222 как несоответствующий пункту 9.4 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них производственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Постановлением Минздрава Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача от 07.09.2001 N 23. В удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 1.3, 3.1, 3.10, 3.12, 3.13, 4.2, 5.2 Постановления N 222 суд отказал, признав их соответствующими пункту 1 Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли" от 29.01.1992 N 65, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 15 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В кассационной жалобе Петров П.Л., указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит изменить решение суда, признав недействующим Постановление N 222 в части пунктов 1.3, 3.1, 3.10, 3.12, 3.13, 4.2, 5.2.
В своей кассационной жалобе мэр города Череповца просит отменить решение в части признания недействующим пункт 3.11 Постановления N 222 и признать его полностью соответствующим действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Петрова П.Л. поддержал доводы его кассационной жалобы, в удовлетворении кассационной жалобы мэра города Череповца просил отказать. Мэр города Череповца, мэрия города Череповца и УФАС о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Петров П.Л. обратился в Мэрию с заявлением о замене принадлежащих ему торговых павильонов по адресу: город Череповец, ул. Бардина, 2, установленных им на основании договора с Комитетом по управлению имуществом города Череповца от 22.05.2008 N ГК-1830, срок действия которого определен сторонами с 01,01.2008 по 30.12.2008.
Уведомлениями Управления городской экономики и торговли мэрии от 24.03.2008, 29.04.2008, 30.04.2008 предпринимателю отказано в удовлетворении заявления о замене указанных торговых павильонов в связи с тем, что павильон не включен в дислокацию размещения временных строений мелкорозничной сети на территории города; территориальное размещение отвечающего всем требованиям Постановления N 222 павильона на данном участке невозможно.
Предприниматель полагает, что постановление мэра города Череповца от 28.01.2008 N 222 "О размещении временных объектов мелкорозничной сети на территории города Череповца" в части пунктов 1.3, 3.1, 3.10, 3.11, 3.12, 3.13, 4.2, 5.2 Положения "О размещении временных объектов мелкорозничной сети на территории города" (в редакции постановления мэра города Череповца Вологодской области от 11.09.2008 N 2993) не соответствует закону и нарушает его права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктами 3 и 15 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов отнесено принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Пунктом 4 статьи 10 Устава города Череповца установлено, что мэр города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Вологодской области, настоящим Уставом и решениями городской Думы, издает постановления по вопросам местного значения городского округа и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, а также распоряжения по вопросам организации работы исполнительно-распорядительного органа городского округа - мэрии города Череповца.
Решением Череповецкой городской Думы от 25.12.2007 N 139 утверждены Правила размещения и эксплуатации временных объектов мелкорозничной сети на территории города Череповца, согласно абзацу 3 пункта 3.2 которых предусмотрено, что размещение временных объектов мелкорозничной сети и требования к временным строениям, временным нестационарным объектам и другим временным объектам утверждаются постановлением мэра города.
Постановлением мэра города Череповца от 28.01.2008 N 222 "О размещении временных объектов мелкорозничной сети на территории города Череповца" (в редакции постановления мэра города Череповца от 11.09.2008 N 2993) утверждено Положение о размещении временных объектов мелкорозничной сети на территории города (далее - Положение).
Во вводной части постановления указано, что оно принимается в целях упорядочения размещения временных объектов мелкорозничной сети, создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения города Череповца, установления общих требований к порядку размещения, а также обеспечения дальнейшего содержания временных объектов мелкорозничной сети.
Указанное Положение является нормативным актом органа местного самоуправления, так как обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим решением.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что объекты размещаются на территории города в соответствии с утвержденными дислокациями.
Дислокация размещения временных строений мелкорозничной сети и временных нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории города утверждена постановлением мэра города Череповца от 08.02.2008 N 470,
Предприниматель ссылается на пункт 1 Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли" от 29.01.1992 N 65 (далее - Указ N 65), в соответствии с которым предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.
Вместе с тем, пунктом 4 этого же Указа установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.
Таким образом, право осуществления торговой деятельности Указ N 65 связывает с соблюдением установленного порядка размещения торговых мест, которые определяются на основании решений органов исполнительной власти.
Следовательно, пункт 1.3 Положения, определяющий, что объекты торговли размещаются на территории города в соответствии с утвержденными дислокациями, принят компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Неправомерной является ссылка предпринимателя на пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07,2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из приведенного выше законодательства, в данном случае необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами не имеет места.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о соответствии пункта 1.3 Постановления N 222 пункту 1 Указа N 65, пункту 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ , пункту 15 статьи 16 Закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 3.1 Положения во временных строениях могут размещаться предприятия мелкорозничной продовольственной, непродовольственной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; размещение киосков на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, предусматривается при условии реализации в них табачных изделий, печатной продукции и сопутствующих к ней товаров.
В силу пункта 3.10 Положения (в редакции постановления мэра города Череповца от 11.09.2008 N 2993) размещение временных строений на расстоянии более чем 100 м от проезжих частей улиц предусматривается при режиме работы Объекта не позднее 23.00 часов.
Согласно пункту 3.12 Положения (в редакции постановления мэра города Череповца от 11.09.2008 N 2993) при размещении павильонов их общая площадь должна составлять не менее 50 квадратных метров.
В силу пункта 3.13 Положения (в редакции постановления мэра города Череповца от 11.09.2008 N 2993) организаторам мелкорозничной торговли в павильонах необходимо обеспечить условия для выбора потребителем товаров, предоставить свободный доступ к товару, то есть исключить установку заграждении (решетки, стекло) витрин, рабочего места продавца от торгового зала (покупателя).
Предприниматель полагает, что эти пункты противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку ограничивают права субъектов предпринимательской деятельности на перечень продукции, реализуемой в киосках. Кроме того, указывает, что такие запреты не содержатся в нормативных актах, регулирующих розничную торговлю.
Также предприниматель указывает, что эти пункты не соответствует части 2 статьи 86 Закона N 131-ФЗ, в соответствии с которой законодательные акты и их структурные единицы, указанные в части 1 настоящей статьи, в период со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до его вступления в силу применяются в части, не противоречащей положениям настоящей главы.
На основании этого положения до 31,12.2008 подлежал применению пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, предприниматель ссылается на то, что законодательное ограничение размера площади торгового помещения (пункт 3.12 Положения) содержится только в пункте 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которому организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.
Поскольку пунктом 15 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, то пункт 3.13 Положения является соответствующим действующему законодательству.
Согласно пункту 6 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.
Нарушений оспариваемыми пунктами Положения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ также не установлено.
Предпринимателем не доказано, что оспариваемые пункты нормативного акта приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Суд первой инстанции правильно установил, что условия организации торговли и порядка размещения временных объектов мелкорозничной сети, предусмотренные указанными пунктами, не противоречат нормам действующего законодательства, установлены компетентным органом в пределах его полномочий, учитывают потребности населения городского округа, и не нарушают права хозяйственных субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
Таким образом, решение суда в этой части соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Пунктом 4.2 Положения (в редакции постановления мэра города Череповца от 11.09.2008 N 2993) установлено, что заключение Договора о размещении либо Договора аренды летнего кафе осуществляется в соответствии с пунктами 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 настоящего Положения.
Согласно пункту 5.2 Положения (в редакции постановления мэра города Череповца от 11.09.2008 N 2993) заключение Договора о размещении либо Договора аренды приема стеклопосуды осуществляется в соответствии с пунктами 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 настоящего Положения.
Пунктами 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Положения N 222 регулируется порядок заключения соответствующих договоров.
Предприниматель полагает, что пункты 4.2 и 5.2 Положения незаконны, поскольку имеют отсылку к утвержденной дислокации.
Как указано выше, на основании пункта 4 Указа N 65 места для осуществления торговли правомерно определены постановлением мэра города Череповца от 08.02.2008 N 470.
Таким образом, решение суда в этой части соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Пунктом 3.11 Положения (в редакции постановления мэра города Череповца от 11.09.2008 N 2993) павильоны, в том числе расположенные в торгово-остановочных модулях, должны быть подключены к инженерным коммуникациям, А именно к водопроводу и канализации при невозможности подведения и подключения к инженерным сетям должны использоваться замкнутые системы коммуникаций.
Суд указал не несоответствие этого пункта пункту 9,4 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них производственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Постановлением Минздрава Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача от 07.09.2001 N 23.
Санитарные правила утверждены на основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07,2000 N 554.
В соответствии с пунктом 3.1 указанных санитарных правил стационарные организации торговли обеспечиваются водоснабжением и канализацией. В организациях мелкорозничной сети условия водоснабжения и канализования должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил. Согласно пункту 9.4 этих же правил все стационарные организации мелкорозничной сети оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук.
Таким образом, законодательные нормы не содержат требований подключения к инженерным коммуникациям либо использования замкнутой системы коммуникаций.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что пункт 3.11 Положения ужесточает содержащиеся в санитарных правилах требования к условиям водоснабжения и канализования организаций мелкорозничной сети.
Таким образом, решение суда в части признания недействующим пункта 3.11 Постановления N 222 как несоответствующего пункту 9.4 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них производственного сырья и пищевых продуктов. СП 2,3.6.1066-01", утвержденных Постановлением Минздрава Российской Федерации и Главного государственного санитарного врача от 07.09,2001 N 23, соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.11.2008 по делу N А13-2788/2008 оставить без изменения, а кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Петрова Павла Леонидовича и Мэра города Череповца - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2009 г. N А13-2788/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника