Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 февраля 2009 г. N А56-14695/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Околесновой Е.Н. (доверенность от 16.02.2009 б/н), от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга Бобровник Е.В.(доверенность от 09.01.2008 N 04/01),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2008 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семигдазов В.А.) по делу N А56-14695/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Берег" (далее - Общество, ООО "Берег") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) возвратить на расчетный счет Общества 39 734,1 руб., ошибочно уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определением суда от 02.07.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2008 требование Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 решение суда от 14.08.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных им требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы утверждает об отсутствии у него полномочий на возврат ошибочно перечисленной Обществом суммы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Берег" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция установила следующее.
ООО "Берег", исполняя обязанность по уплате налога на добавленную стоимость за II квартал 2007 года, сдало в банк платежное поручение от 10.07.2007 N 38 (л.д. 5). Однако при ею оформлении допустило ошибку в коде бюджетной классификации, указав вместо 18210301000011000110 иной код бюджетной классификации - 18210202040063000160, который присвоен штрафам по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии. Выявив ошибку, Общество направило в Инспекцию заявление от 19.07.2007 N 1-07 (получено налоговым органом 20.07.2007, л.д. 10) о зачете 39 734,1 руб. ошибочно уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации по платежному поручению от 10.07.2007 N 38 в счет уплаты налога на добавленную стоимость по коду 18210301000011000110. Инспекция отказала в проведении зачета, сообщив Обществу (письмо от 01.10.2007 N 968, л.д. 6), что в компетенцию налоговых органов не входит принятие решений о зачете и (или) возврате денежных средств, ошибочно перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации, в счет уплаты налогов. Страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и не являются частью единого социального налога. В апреле 2008 года Общество обратилось в Управление федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу с заявлением о возврате 39 734,1 руб., ошибочно перечисленных в Пенсионный фонд по платежному поручению от 10.07.2007 N 38. Управление федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу указанную сумму не возвратило (письмо от 21.04.2008 N 07-13/3163, л.д. 7), сославшись на то, что администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является Инспекция, к которой ООО "Берег" и должно обратиться с заявлением о возврате.
В связи с невозвратом денежных средств, ошибочно уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации по платежному поручению от 10.07.2007 N 38, Общество обратилось с заявлением об их возврате в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование заявителя. Суды признали Инспекцию лицом, обязанным осуществить возврат Обществу 39 734,1 руб., ошибочно перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Рассмотренный судами спор связан с установлением органа, обязанного возвратить денежные средства, ошибочно уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В этом же Федеральном законе установлены права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика.
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ указано на наличие у Пенсионного фонда Российской Федерации права осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены.
Иных правомочий по проведению территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета сумм, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе возврата ошибочно уплаченных сумм штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, органам Пенсионного фонда Российской Федерации не предоставлено.
Не определен Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ и порядок возврата сумм страховых взносов территориальными органами Пенсионного фонда.
В то же время Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 233-ФЗ) установлено, что администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, а также недоимкам, пеням и штрафа по страховым взносам (приложение N 11.1 к названному закону), является Федеральная налоговая служба.
На это же указано и в приложении к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2007 N ММ-3-11/193@ "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы", содержащем Перечень доходов, администрируемых территориальными органами Федеральной налоговой службы в 2007 году (строки 19 - 22 и 162 Перечня).
Статьей 6 и пунктом 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2008), а также Федеральным законом от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей, пеней и штрафов по ним.
К бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета, определенным пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отнесены полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.05.2006 N 73н) Порядку учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (пункт 18) возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
Кроме того, Федеральной налоговой службой по поручению Министерства финансов Российской Федерации разработаны и согласованы с Пенсионным фондом Российской Федерации условия, порядок и сроки возврата налоговыми органами ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, изложенные в документе, именуемом "Механизм действий по осуществлению зачетов (возвратов) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование". Этот документ доведен до сведения налоговых органов в письме от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@.
Таким образом, действующим в 2007 и 2008 годах бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия по принятию решений о возврате ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставлены налоговым органам как администраторам доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам.
Учитывая изложенное, а также норму пункта 2 статьи 32 НК РФ, согласно которой налоговые органы исполняют обязанности, возложенные на них как Налоговым Кодексом Российской Федерации, так и иными федеральными законами, кассационная инстанция считает не основанным на нормах действующего законодательства довод Инспекции об отсутствии у нее обязанности осуществлять возврат (путем вынесения соответствующих решений) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Ошибочность перечисления Обществом 39 734,1 руб. в Пенсионный фонд Российской Федерации подтверждена судами первой и апелляционной инстанций и не оспаривается ни Инспекцией, ни Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Справкой Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга от 10.07.2008 N 08/8212 (л.д. 27) подтверждается отсутствие у ООО "Берег" задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным уклонение Инспекции от исполнения обязанности возвратить ООО "Берег" 39 734,1 руб. ошибочно перечисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации и правомерно возложили на нее обязанность возвратить Обществу 39 734,1 руб., уплаченных по платежному поручению от 10.07.2007 N 38.
Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А56-14695/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу п.1 ст.113 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и до 01.01.2007) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
По мнению налогового агента, в НК РФ не предусмотрена возможность восстановления пропущенных сроков для принудительного взыскания недоимок путем проведения выездной налоговой проверки, поэтому требование налогового органа об уплате НДФЛ, пени и штрафа за 2004 год и решение о привлечении организации к ответственности по ст.123 НК РФ за его неуплату являются неправомерными.
Как установил суд, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка организации, по результатам которой 13.03.2008 было вынесено решение о привлечении организации к ответственности, в т.ч. по ст.123 НК РФ. 22.04.2008 организации было направлено требование об уплате налогов, пеней и штрафа.
Между тем, решение о привлечении организации к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ в виде взыскания штрафа принято налоговым органом за пределами установленного трехлетнего срока, поскольку из решения налогового органа следует, что заработная плата, с которой организация не уплатила НДФЛ, выплачивалась за январь - декабрь 2004 года, причем последней датой выдачи заработной платы является 26.01.2005, то есть на момент привлечения организации к ответственности (13.03.2008) три года истекли. Следовательно, привлечение организации к ответственности в виде уплаты штрафа является неправомерным.
Что касается требования об уплате сумм налога и пени, то в случаях, когда требование об уплате налога направлено по истечении 3 месяцев с момента наступления срока уплаты налога, решение налогового органа об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика должно приниматься в течение 60 дней с момента истечения установленного в требовании срока для добровольного его исполнения, который должен исчисляться со дня окончания установленного ст.70 НК РФ срока направления требования.
Из п.3 ст.46 НК РФ следует, что 60-дневный срок на бесспорное взыскание налога является пресекательным и решение, вынесенное за его пределами, считается недействительным. Однако пропуск срока направления требования не является безусловным основанием для признания его недействительным.
В рассматриваемом случае пропуск ИФНС сроков для бесспорного взыскания сумм налога не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку налоговый агент требовал от суда признать недействительным требование об уплате налога и пени.
Поэтому суд счел, что привлечение налогового агента к ответственности в виде взыскания штрафа неправомерно, но требование об уплате налога и пени является законным.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. N А56-14695/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника