Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 марта 2009 г. N А56-16576/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Кужаровой Н.И. и Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" Семеновой Т.К. (доверенность от 29.12.2008 N 04/09), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Кудряшова С.В. (доверенность от 22.12.2008 N Ю-11/209),
рассмотрев 04.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2008 по делу N А56-16576/2008 (судья Апранич В.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ООО "Трансойл") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 273 536 руб. 98 коп. излишне списанных провозных платежей и 18 299 руб. 43 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном порядке решение от Q5.11.2008 не пересматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить вынесенный по делу судебный акт и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что судом в нарушение статей 168 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были оценены доводы ОАО "РЖД".
Ответчик указывает на то, что суд без ссылки на действующее законодательство при принятии решения руководствовался ведомственной перепиской организации (ОАО "РЖД"); к спорным гражданским правоотношениям подлежали применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Тарифного руководства N 1.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Трансойл" просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель ООО "Трансойл" обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в 2005 году между ОАО "РЖД" и ООО "Трансойл" была согласована и подписана Технология совместной работы по организации перевозок грузов локомотивами истца, в соответствии с которой оплата провозных платежей производится путем обеспечения истцом на своем лицевом счете в ТехПД наличия денежных средств, необходимых для оплаты провозных платежей (листы дела 55-60).
На основании соглашения от 24.04.2007 N 6122216, заключенного сторонами в соответствии с названной Технологией, в июле 2007 года были осуществлены перевозки (резервные пробеги) локомотивов ООО "Трансойл".
По железнодорожным накладным N ЭД 255972, ЭД 264106, ЭД 309510, ЭД 349716, ЭД 355847, ЭД 818384 и ЭЕ 051201 была осуществлена перевозка двух пар принадлежащих ООО "Трансойл" сцепленных локомотивов N 1686, 1674, 1682, 571, 1614 и 1680. Из накладных усматривается, что указанные локомотивы в "горячем" состоянии осуществляли резервный пробег по маршруту от станции Автово до станции Кириши Октябрьской железной дороги и от станции Кириши до станции Санкт-Петербург-Товарный-Витебский Октябрьской железной дороги соответственно.
ООО "Трансойл", полагая, что с лицевого счета N 6122216 были излишне списаны провозные платежи в сумме 277 829 руб. 05 коп., обратилось к ОАО "РЖД" с претензией от 26.10.2007 N 134/2007/07РЛ (исх. N 6802).
ОАО "РЖД" претензию отклонило, что послужило ООО "Трансойл" основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
По мнению ООО "Трансойл", провозную плату по указанным накладным следует исчислять в соответствии с пунктом 2.17.3 постановления Федеральной экономической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта 10-01" и руководствоваться схемами N 110 и 113 с уменьшением ее в размере, указанном в примечании к таблице N 16 приложения N 5.
Истец также ссылается на телеграмму ОАО "РЖД" от 04.08.2006 N ЦФТОГТ-22/178, в соответствии с которой расчет платы за использование инфраструктуры при пробеге собственных вагонов с собственным локомотивом, соединенных для работы по системе многих единиц, в том числе двух односекционных, при их управлении одной локомотивной бригадой должен производиться по тарифным схемам N 110 или 113 как за один локомотив, а при пробеге в составе поездных формирований с вагонами двух локомотивов, управляемых двумя локомотивными бригадами, - по этим же тарифным схемам за каждый локомотив в отдельности.
В соответствии с телеграммой ОАО "РЖД" от 29.08.2006 N ЦФТОГТ-22/219 порядок оформления перевозочных документов и расчет плат, изложенный в телеграмме от 04.08.2006 N ЦФТОГТ-22/178, распространяются и на резервные пробеги собственных (арендованных) локомотивов в "горячем" состоянии.
Возражая на иск, ОАО "РЖД" указало, что действующим законодательством не предусмотрено взимание провозной платы в одинарном размере за перевозку двух локомотивов, оформленную двумя железнодорожными накладными.
Суд первой инстанции, руководствуясь Прейскурантом N 10-01 с учетом разъяснений, данных в телеграммах ОАО "РЖД" от 04.08.2006 N ЦФТОГТ-22/178 и от 29.08.2006 N ЦФТОГТ-22/219 пришел к выводу об обоснованности доводов истца, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Кассационная коллегия считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" и статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации тарифы на железнодорожные перевозки устанавливаются (регулируются) государством и не могут изменяться участниками договора перевозки.
Прейскурантом 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" определены тарифы на перевозки грузов, выполняемые ОАО "РЖД" по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", а также на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД".
Плата за пробег отдельных собственных (арендованных) локомотивов определяется в соответствии с пунктом 2.17.3 прейскуранта 10-01, которым предусмотрено, что плата за пробег отдельных собственных (арендованных) локомотивов, в том числе в ремонт (из ремонта), с оформлением полных перевозочных документов определяется по тарифным схемам N 110 или 113 с уменьшением ее в размере, указанном в примечании к таблице N 16 приложения N 5.
Плата за пробег собственных (арендованных) локомотивов в "холодном" состоянии (не используемых для тяги поездов) в составе поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов, или с отдельным собственным (арендованным) локомотивом производится по тарифной схеме N 28 с применением коэффициента 0,7.
Локомотивы, соединенные для работы по системе многих единиц, при их управлении одной локомотивной бригадой считаются за одну единицу железнодорожного транспорта.
Телеграммами от 04.08.2006 N ЦФТОГТ-22/178 и от 29.09.2006 N ЦФТОГТ-22/219 даны разъяснения о том, что расчет платы за использование инфраструктуры при пробеге собственных локомотивов в "горячем" состоянии, соединенных для работы по системе многих единиц при их управлении одной локомотивной бригадой, должен производиться по тарифной схеме N 110 или 113 как за один локомотив, а при пробеге двух локомотивов, управляемых двумя локомотивными бригадами, - по этим же тарифным схемам за каждый локомотив в отдельности.
Маршрутными листами машиниста (листы дела 33-45) и актами от 29.06.2007, от 02.07.2007 и от 15.07.2007 подтверждается, что спорные локомотивы принадлежат ООО "Трансойл" (листы дела 67-69), следовали в "горячем" состоянии под управлением одной локомотивной бригады.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд обоснованно и законно признал правомерность заявленных требований и удовлетворил исковые требования.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, а также норм материального права судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2008 по делу N А56-16576/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2009 г. N А56-16576/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника