Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 марта 2009 г. N А26-3550/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от Министерства регионального развития Российской Федерации Шумского Н.А. (доверенность от 27.01.2009 N 15),
рассмотрев 10.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального развития Российской Федерации на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А26-3550/2008 (судья Петренко Т.И.),
установил:
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об аннулировании лицензии от 28.06.2004 N ГС-2-04-27-0-1001153019-000763-1 на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений, выданной обществу с ограниченной ответственностью "ВИП-Перспектива" (далее - Общество).
Определением от 07.08.2008 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд произвел замену Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на его правопреемника Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением суда от 03.09.2008 (судья Левичева Е.И.) в удовлетворении заявления отказано. С Министерства в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд.
Не согласившись с решением от 03.09.2008, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке, указав, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), освобождено от уплаты государственной пошлины, поскольку обратилось в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.
Определением от 22.10.2008 апелляционная жалоба Министерства оставлена без движения как поданная с нарушением пункта 2 части 4 статьи 260 АПК РФ. Апелляционный суд указал, что Министерство не представило доказательства уплаты государственной пошлины или ходатайство о предоставлении отсрочки ее уплаты и предложил в срок до 24.11.2008 устранить допущенные нарушения.
Определением от 24.11.2008 апелляционная жалоба возвращена ее подателю на основании пункта 5 части 1 статьи 264 АПК РФ в связи с тем, что Министерство не устранило обстоятельства, послужившие основанием для оставления жалобы без движения, в срок, установленный в определении.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит определение от 24.11.2008 отменить, дело направить в апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 260 АПК РФ к апелляционной жалобе прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Порядок уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды определен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В информационном письме от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации рекомендовал при применении подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ учитывать, что согласно части 1 стать 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Министерство как лицензирующий орган обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулирование лицензии, выданной Обществу на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 205 "О некоторых вопросах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации" установлено, что Министерство регионального развития Российской Федерации до внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации осуществляет лицензирование в области проектирования, строительства и инженерных изысканий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 29.05.2008 N 405"
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии со статьей 4 Закона N 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу статьи 6 Закона N 128-ФЗ лицензирующие органы наделены полномочиями по обращению в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.
Статьей 13 Закона N 128-ФЗ, определяющей порядок приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии, установлено, что приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 128-ФЗ в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
По смыслу статей 4, 6 и 13 Закона N 128-ФЗ лицензирующий орган, обращаясь в суд с заявлением об аннулировании лицензии, действует в защиту государственных и общественных интересов.
Поскольку в настоящем деле Министерство выступает заявителем и действует в защиту государственных и общественных интересов, то на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ он подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для оставления апелляционной жалобы без движения и для возврата апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах определение от 24.11.2008 подлежит отмене, а дело - направлению в апелляционный суд для решения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А26-3550/2008 отменить.
Дело направить в тот же арбитражный суд для решения вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. N А26-3550/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника