Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 марта 2009 г. N А42-4588/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северный Бриз" Миронова А.Ю. (доверенность от 01.12.2008),
рассмотрев 19.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный Бриз" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2008 (судья Хамидуллина Р.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 (судьи Протас Н.И., Згурская М.Л., Третьякова И.О.) по делу N А42-4588/2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северный Бриз" (далее - ООО "Северный Бриз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, выразившихся в проведении выездной налоговой проверки после истечения установленного законом срока для ее проведения.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2008, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) истечение установленного срока проведения выездной налоговой проверки в отношении Общества приходится на 03.07.2008, поэтому проведение проверки после указанной даты является незаконным. При этом налогоплательщик указывает, что решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - Управление) не принималось, руководителю Общества не вручалось и не направлялось.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представители Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением начальника Инспекции от 05.12.2007 N 300 о проведении выездной налоговой проверки назначена выездная налоговая проверка ООО "Северный бриз" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, правильности и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога, за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
С указанным решением директор Общества ознакомлен 05.12.2007.
Одновременно директору Общества вручено требование от 05.12.2007 о предоставлении документов для проведения выездной налоговой проверки в течении десяти дней со дня его вручения.
Поименованные в требовании документы представлены Обществом 20.12.2007, 21.12.2007 и 27.12.2007.
Далее, 29.12.2007 проведение выездной налоговой проверки Общества приостановлено решением Инспекции N 325 в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ у ряда организаций - контрагентов. Директор Общества ознакомлен с указанным решением 29.12.2007.
Решением Инспекции от 23.05.2008 N 138 проведение выездной налоговой проверки возобновлено с 26.05.2008, с данным решением директор Общества ознакомлен 23.05.2008.
Также Инспекцией направлено налогоплательщику требование от 26.05.2008 о предоставлении договора от 10.01.2006 N 3 и документов по финансово-хозяйственной деятельности с обществами с ограниченной ответственностью "Уртай" и "Астеро". Данное требование получено налогоплательщиком 03.06.2008 и исполнено 20.06.2008 только в части представления договора.
Налоговый орган направил в Управление письмо от 06.06.2006 N 10519дсп@ с обращением о продлении срока проведения выездной налоговой проверки до четырех месяцев, в связи с представлением Обществом запрашиваемых документов не в полном объеме и с нарушением установленного статьей 93 НК РФ десятидневного срока, а также значительным объемом мероприятий налогового контроля.
Управление решило продлить срок проведения проверки до трех месяцев, о чем сообщило Инспекции письмом от 25.06.2008 N 06-17/03202 ДСП@.
Инспекция сообщила налогоплательщику о продлении срока проведения выездной налоговой проверки письмом от 02.07.2008 N 50-02.3-34/111624, которое вручено в этот же день директору Общества.
Общество не согласилось с действиями Инспекции по проведению выездной налоговой проверки после 03.07.2008 и оспорило их в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении требования заявителя, посчитали, что оспариваемые действия Инспекции являются правомерными и не нарушают прав налогоплательщика.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким органом является Федеральная налоговая служба в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ в соответствии с пунктом 6 статьи 89 НК РФ утверждены основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее - приложение N 2 к приказу).
Согласно пункту 3 приложения N 2 к приказу основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки могут являться: проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки; наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка; проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений; непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки и иные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 2 к приказу для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) Федеральной налоговой службы России либо управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.
Общество в своей кассационной жалобе ссылается на то, что решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) Управления не принималось, поскольку решение, оформленное письмом от 25.06.2008 N 06-17/03202 ДСП@, не соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@.
Указанные доводы заявителя обоснованно отклонены судебными инстанциями.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и подателем жалобы не оспаривается наличие оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки.
Процедура принятия решения о продлении срока проведения проверки, закрепленная в пункте 4 приложения N 2 к приказу, налоговыми органами соблюдена, что также не оспаривает Общество.
Оформление Управлением решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки в виде письма от 25.06.2008 N 06-17/03202 ДСП@ не противоречит действующему законодательству, поскольку, как правильно указали суды обеих инстанций, приказ Федеральной налоговой службы от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ носит рекомендательный характер, что следует из его названия "Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношении регулируемых законодательством о налогах и сборах". Ни Кодекс, ни другие нормативные правовые акты не содержат какие-либо указания относительно формы решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки. Несоблюдение рекомендуемой в приказе Федеральной налоговой службы от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ формы решения не влечет признание действий по продлению срока проведения проверки незаконными, при условии соблюдения налоговыми органами оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки.
Доводы налогового органа о том, что письмо Управления от 25.06.2008 N 06-17/03202 ДСП@ не подписано соответствующим должностным лицом налогового органа, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении установленных данной статьей условий.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что при направлении в Инспекцию решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки в виде письма от 25.06.2008 N 06-17/03202 ДСП@ Управлением были соблюдены все условия применения электронной цифровой подписи.
Обжалуя данный вывод судов в кассационном порядке, Общество фактически настаивает на переоценке установленных судебными инстанциями обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе Общество также указывает на нарушение его прав в виду того, что оно было лишено возможности ознакомиться с решением Управления, оформленным письмом от 25.06.2008 N 06-17/03202 ДСП@.
В то же время Общество не отрицает факт уведомления о принятом Управлением решении о продлении срока проведения выездной налоговой проверки письмом Инспекции от 02.07.2008 N 50-02.3-34/111624, которое вручено в тот же день директору Общества.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что при проведении выездной налоговой проверки права Общества как налогоплательщика не были нарушены Инспекцией.
Судами всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам и применены нормы материального права, подлежащие применению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу N А42-4588/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный Бриз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2009 г. N А42-4588/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника