Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 марта 2009 г. N А56-20119/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Ломакина С.А.,
при участии от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 Еруновой Т.И. (доверенность от 31.12.2009 N 61-08-09/024140), от открытого акционерного общества "Казанский вертолетный завод" Камаева С.К. (доверенность от 09.02.2009 б/н), Морозова В.Е. (доверенность от 13.02.2009 б/н),
рассмотрев 17.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2008 (судья Мирошниченко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-20119/2008,
установил:
открытое акционерное общество "Казанский вертолетный завод" (далее - общество, ОАО "Казанский вертолетный завод") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 (далее - инспекция) от 23.04.2008 N 49 в части отказа в возмещении 16 083 413 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по операциям при реализации товаров по декларации за октябрь 2007 года, обоснованность применения ставки 0 процентов по которым документально подтверждена.
В судебном заседании заявитель изменил предмет спора и просит признать недействительным решение инспекции от 23.04.2008 N 77 в части отказа в возмещении 2 367 530 руб. НДС (пункт 2 резолютивной части решения). В остальной части просил прекратить производство по делу. Изменение предмета спора принято судом.
Решением от 19.09.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 09.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно фактически рассмотрели спор о признании недействительным решения N 49 от 23.04.2008, которое не оспаривалось заявителем. Кроме того, инспекция указывает, что налоговый вычет заявлен налогоплательщиком не в том налоговом периоде, поскольку счет-фактура получен в сентябре 2007 года, а налоговый вычет заявлен в октябре 2007 года.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за октябрь 2007 года. В разделе 6 декларации "Расчет сумм налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик отразил в качестве налогового вычета сумму 2 367 530 руб., уплаченную обществом в бюджет как налоговым агентом при оплате маркетинговых услуг, непосредственно связанных с операциями по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, правомерность применения которой инспекцией ранее подтверждена.
По результатам проверки инспекция приняла решение от 23.04.2008 N 49 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и решение от 23.04.2008 N 77 о возмещении обществу 40 462 415 руб. НДС и отказе в возмещении 2 367 530 руб. НДС.
Не согласившись с решением N 77 в части отказа в возмещении НДС в размере 2 367 530 руб. ОАО "Казанский вертолетный завод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения предмета спора).
Суд кассационной инстанции считает, что суды, удовлетворяя требования общества, правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 4 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.
Согласно пункту 4 статьи 174 НК РФ в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
В Определении от 02.10.2003 N 384-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в силу пункта 3 статьи 171 НК РФ в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает НДС, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм.
Поэтому суды обоснованно признали, что общество, уплатившее в бюджет суммы НДС при приобретении услуг на территории Российской Федерации у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговом органе, как налоговый агент, имеет право на вычет данной суммы налога в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, или для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период).
В соответствии со статьей 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
В обоснование заявленных вычетов обществом в инспекцию представлены: агентское соглашение от 01.07.2005 N 72/07506317/049АС между ОАО "Казанский вертолетный завод" (принципал) и "GenerАl DynАmics Ltd" (агент), по условиям которого принципал поручает, а агент обязуется оказать содействие в продвижении продукции (вертолеты и запасные части к ним, произведенные принципалом, гарантийное и послегарантийное обслуживание вертолетов, обучение специалистов) и заключении контрактов на поставку продукции заказчикам на территории Республики Казахстан в пределах его границ на момент подписания соглашения; протокол выполненных работ от 27.08.2007, счет-фактура от 07.09.2007 N 51 на оплату маркетинговых услуг в размере 15 602 526 руб. 92 коп., в том числе 2 380 046 руб. 48 коп. НДС; платежное поручение от 07.09.2007 N 811 на уплату обществом в бюджет 2 380 046 руб. 48 коп. НДС; выписка банка от 07.09.2007.
Указанные документы подтверждают факт оказания услуг налогоплательщиком иностранным лицом, факт удержания и перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость, наличие счета-фактуры в сентябре 2007 года и соответственно право на налоговый вычет у общества возникло в сентябре 2007. Однако предъявление НДС к вычету в октябре 2007 года не привело к потерям бюджета. Довод инспекции о том, что налоговые вычеты заявлены не в том налоговом периоде, оценен судами. Налоговое законодательство не содержит положений, препятствующих налогоплательщику воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период по сравнению с периодом, в котором у него возникло это право.
Кроме того, суды обоснованно указали, что в оспариваемом решении инспекции от 23.04.2008 N 77 отсутствуют какие-либо основания отказа в налоговом вычете по НДС, что является нарушением статьи 101 НК РФ, согласно которой налоговый орган при принятии решения, обязан указать основания для принятия такого решения и привести подтверждающие их доказательства.
Доводы, изложенные инспекцией в жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств, установленных судами, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу N А56-20119/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Л.И. Кочерова |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2009 г. N А56-20119/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника