Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 марта 2009 г. N А42-3108/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 февраля 2009 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Казанцевой Р.В., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Мурманский морской рыбный порт" Полянского А.В. (доверенность от 12.01.2009),
рассмотрев 26.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.08.2008 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2008 (судьи Горбик В.М., Мельникова Н.А., Полубехина Н.С.) по делу N А42-3108/2008,
установил:
Комитет имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области (далее - ТУ ФАУФИ) от 30.12.2005 N 305 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Мурманский морской рыбный порт" (далее - ФГУП "ММРП")" в части передачи в муниципальную собственность общежитий, находящихся по адресам: город Мурманск, проезд Капитана Тарана, дом 10; город Мурманск, улица Зои Космодемьянской, дом 1, а также об обязании ТУ ФАУФИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет уточнил заявленные требования и просил признать незаконными действия ТУ ФАУФИ по передаче спорных объектов недвижимости в муниципальную собственность, совершенные 21.09.2007, и обязать ТУ ФАУФИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Мурманский морской рыбный порт" (далее - ОАО "ММРП").
Протокольным определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 в порядке процессуального правопреемства ТУ ФАУФИ заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государтсвенным имуществом по Мурманской области (далее - ТУ ФАУГИ).
Решением от 05.08.2008, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2008, в удовлетворении заявленных Комитетом требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 05.08.2008 и постановление от 25.11.2008 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ОАО "ММРП" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Комитет, ТУ ФАУГИ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов от 30.11.1989 N 267/1 разрешено морскому рыбному порту организовать общежитие в доме по адресу: город Мурманск, проезд Капитана Тарана, дом 10.
Распоряжением ТУ ФАУГИ от 30.12.2005 N 305 приватизировано ФГУП "ММРП" путем преобразования в ОАО "ММРП". Пунктом 3 названного распоряжения утвержден перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ММРП".
В письмах от 19.10.2006 N 574, 590 Комитет сообщил ОАО "ММРП" и ТУ ФАУГИ о том, что считает нецелесообразной передачу спорных общежитий в муниципальную собственность, поскольку отсутствуют специализированные предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт объектов инженерной инфраструктуры, и посоветовал ОАО "ММРП": решить данный вопрос с Департаментом имущественных отношений по Мурманской области.
Актом приема-передачи, утвержденным в одностороннем порядке ТУ ФАУГИ 21.09.2007, в собственность муниципального образования города Мурманска передано имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, в том числе и спорные общежития. Сопроводительным письмом от 24.09.2007 данный акт направлен Комитету.
В письме от 27.09.2007 N 6874 Комитет сообщил ТУ ФАУГИ о том, что приемка спорных общежитий в муниципальную собственность на основании распоряжения ТУ ФАУГИ от 30.12.2005 N 305 и одностороннего акта приема-передачи не может быть осуществлена.
Считая, что спорные общежития переданы в муниципальную собственность в порядке, противоречащем установленному законом, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, спорные общежития подлежат передаче в муниципальную собственность в силу закона.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Кассационная инстанция согласна с выводом судов обеих инстанций о том, что ТУ ФАУГИ соблюден установленный законом порядок передачи спорных общежитий в муниципальную собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в письме от 19.10.2006 N 574, 590
Комитет сообщил ТУ ФАУГИ и ОАО "ММРП" о том, что им рассмотрены направленные ему копии документов, в том числе распоряжение ТУ ФАУГИ от 30.12.2005 N 305, в связи с чем суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что заявителем пропущен установленный законом для обжалования ненормативного акта срок.
Обосновывая свои требования, податель жалобы исходит из фактических обстоятельств, которые были предметом изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Доводы, приведенные в жалобе, направлены на их переоценку кассационной инстанцией, что не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.08.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2008 по делу N А42-3108/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска - без удовлетворения.
Возвратить Комитету имущественных отношений города Мурманска из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
М.Г.Власова |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 марта 2009 г. N А42-3108/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника