Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 марта 2009 г. N А05-6148/2008
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 31.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промвентиляция" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.09.2008 (судья Бабичев О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 (судьи Мурахина Н.В., Потеева А.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-6148/2008,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Промвентиляция" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Архангельской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Решением суда первой инстанции от 02.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.11.2008, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, отказ Управления в установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления по причине отсутствия у заявителя лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов незаконный, поскольку Общество не обязано иметь такую лицензию в связи с неосуществлением указанного вида деятельности.
В письменном отзыве на жалобу Управление просит в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена без участия представителей Общества и Управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Общество, осуществляя хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов производства и потребления), обратилось 16.04.2008 в Управление с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приложив проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, Управление отказало в установлении лимитов по причине отсутствия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, уведомив Общество о принятом решении письмом от 18.04.2008 N 05-15/154-2246.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из наличия у Общества в силу осуществляемой им деятельности обязанности иметь соответствующую лицензию. Судом установлено, что Общество производит обезвреживание аккумуляторов путем сливания и последующей нейтрализации серной кислоты, сбор опасных отходов на специальных площадках временного хранения, транспортировку отчуждаемых отходов (лом цветных и черных металлов, отработанные аккумуляторы, люминесцентные лампы).
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения. Этим судом так же установлено, что на площадке временного хранения Общества накапливаются отработанные покрышки, которые затем частично используются на хозяйственные нужды предприятия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 (далее - Правила) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).
Согласно пункту 10 Правил территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных заявления и документов, принимают решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу подпункта 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Таким образом, необходимость получения указанной лицензии ставится в зависимость от осуществления специализированной организацией деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Само по себе осуществление хозяйствующими субъектами деятельности, в результате которой образуются опасные отходы, не влечет необходимости получения ими такой лицензии.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение решением Управления от 18.04.2008 N 05-15/154-2246 явилось отсутствие у заявителя лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Вместе с тем, предметом деятельности заявителя является выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных, строительно-ремонтных работ, разработка технологической документации по вентиляции и пневмотранспорту, изготовление товаров народного потребления (статья 2 устава Общества); основным производством организации является монтаж вентиляции на объектах заказчиков, производственной базой - изготовление воздуховодов (раздел 2 проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Из материалов дела видно, что в процессе хозяйственной деятельности у Общества образуются опасные отходы I-V классов опасности, которые накапливаются и временно хранятся до момента их передачи другим лицам с целью переработки, обезвреживания или захоронения (раздел 7 проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Доказательств осуществления Обществом такого вида предпринимательской деятельности, направленного на систематическое получение прибыли, как выполнение работ по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в материалах дела не имеется.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод апелляционного суда о том, что Обществом осуществляется деятельность по использованию опасных отходов в связи с накоплением на площадке временного хранения отработанных покрышек, частично используемых на хозяйственные нужды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под использованием отходов понимается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
В данном случае отработанные покрышки частично используются Обществом для благоустройства территории, а по мере накопления транспортной партии -передаются на переработку специализированной организации, что следует из разделов 3 и 8 проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, после чего сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления. В зависимости от принятого решения также следует разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе понесенных Обществом при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.09.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А05-6148/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2009 г. N А05-6148/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника