Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-308/2022) по кассационной жалобе Жаринова П.С. на решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 1 февраля 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 июня 2022г. (N33а-3278/2022) по административному иску Жаринова П.С. об оспаривании бездействия, связанного с условиями содержания под стражей, о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жаринов П.С. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие, связанное с условиями содержания в следственном изоляторе, присудить компенсацию за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 15 000 рублей.
В обоснование указал, что в отдельные дни марта-октября 2021г. содержался в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" в ненадлежащих, унижающих человеческое достоинство условиях. Так, вентиляция в камере N 12 отсутствовала, параметры мебели не соответствовали установленным требованиям, что затрудняло ее использование, а расположение санузла не обеспечивало соблюдение требований приватности. Также на протяжении всего периода содержания он не обеспечивался индивидуальными средствами личной гигиены. Считает бездействие следственного изолятора, связанное с условиями содержания, незаконным, нарушающим его конституционные права, влекущим возникновение права на присуждение справедливой компенсации.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 1 февраля 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 июня 2022г, в удовлетворении административного искового заявления Жаринова П.С. отказано.
В кассационной жалобе Жаринов П.С. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) учреждения, может заявить требования о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Части 1-3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений. В таких случаях осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Как следует из материалов дела, Жаринов П.С, приговором Ивановского районного суда Ивановской области от 19 октября 2018г. осужденный за совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 118 и частью 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, к наказанию в виде лишения свободы на срок 12 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, на основании частей 1 и 2 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в статусе потерпевшего по уголовному делу в отдельные дни марта-октября 2021 года (всего 130 дней) содержался в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области".
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что условия содержания Жаринова П.С. в указанный период в следственном изоляторе соответствовали требованиям действующего законодательства, а отдельные отклонения от данных условий не могут быть признаны существенными нарушениями, влекущими возникновение права на присуждение испрашиваемой компенсации
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда указала следующее.
Представленные суду материалы прокурорской проверки обращения административного истца свидетельствуют о том, что установленные в камере N 12, где он содержался один в период с 23 сентября по 6 октября 2021г. и с 12 по 19 октября 2021г. (22 дня), предметы мебели (кровать, стол и скамейка) по своим конструкции и параметрам не соответствуют действующим нормативам. Вместе с тем, габариты предметов имеющейся в камере N 12 мебели не исключают возможности их использования по назначению без каких-либо затруднений при одиночном содержании.
Данная камера оборудована технически исправной приточно-вытяжной вентиляцией с естественным побуждением; окно камеры имеет форточку с устройствами для открывания и закрывания для естественной вентиляции.
Соблюдение требований приватности обеспечивалось расположением санитарного узла камеры таким образом, что он не попадает в угол обзора оптического глазка наблюдения. Также, в силу пунктов 17.2, 17.5-17.6 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Минюстом России от 3 ноября 2005г. N204-дсп, сотрудники администрации следственного изолятора могут входить в камеру только с соблюдением требований безопасности, в том числе, отдав команду содержащимся там лицам построиться и добившись выполнения этой команды.
В силу положений части 3 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" индивидуальными средствами гигиены лицам, содержащимся под стражей, выдаются бесплатно по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств.
Из материалов дела следует, что индивидуальными средствами гигиены Жаринов П.С. обеспечивался однократно (в мае 2021 года), в иные периоды нахождения в следственном изоляторе от получения таких средств административный истец отказывался, что подтверждается представленными суду доказательствами. При этом отдельные недостатки, допущенные при оформлении актов об отказе Жаринова П.С. от получения предметов личной гигиены, не свидетельствуют о недостоверности их содержания, что подтверждено и результатами проверки, проведенной Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.
При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконным бездействия, связанного с условиями содержания в исправительном учреждении, и для присуждения компенсации в соответствии со ст.227.1 КАС РФ отсутствуют.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Жаринова П.С, являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Жаринова П.С, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 1 февраля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 июня 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жаринова П.С.-без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 1 февраля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 22 июня 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 января 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.