Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-159/2022) по кассационной жалобе администрации Валдайского муниципального района Новгородской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 июня 2022г. (N33а-850/2022) по административному иску прокурора Валдайского района к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области, администрации Едровского сельского поселения Валдайского района Новгородской области о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированные навалы отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Валдайского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (далее - Администрация Валдайского района) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных навалов отходов, и обязании ликвидировать несанкционированные навалы отходов производства и потребления, размещенные на территории Едровского сельского поселения Валдайского района Новгородской области в месте с географическими координатами: 57.9287 градусов с.ш, 33.5959 градусов в.д.
В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления установлено, что на территории Едровского сельского поселения в месте, имеющем вышеуказанные географические координаты, имеется несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов. Место размещения указанных отходов расположено на территории, относящейся к землям общего пользования, государственная собственность на которые не разграничена.
27 августа 2021г. прокурором Валдайского района в адрес главы Валдайского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено, но до настоящего времени каких-либо мер по устранению выявленных нарушений административным ответчиком не предпринято.
Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 9 марта 2022г. административный иск прокурора Валдайского района Новгородской области к администрации Едровского сельского поселения удовлетворен и постановлено признать незаконным бездействие администрации Едровского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных навалов отходов; обязать администрацию Едровского сельского поселения в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные навалы отходов производства и потребления, размещенные на территории Едровского сельского поселения Валдайского района Новгородской области в месте с географическими координатами: 57.9287 градусов с.ш, 33.5959 градусов в.д.; обязать администрацию Едровского сельского поселения сообщить в письменной форме об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и прокурору Валдайского района Новгородской области в течение 10 дней после исполнения решения суда; в удовлетворении административных исковых требований прокурора к администрации Валдайского района отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 июня 2022г. решение Валдайского районного суда Новгородской области от 9 марта 2022г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск прокурора к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области удовлетворен.
Администрация Валдайского муниципального района Новгородской области обязан в течение трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные навалы отходов производства и потребления, размещённые на территории Едровского сельского поселения Валдайского района Новгородской области в месте с географическими координатами: 57.9287 градусов с.ш, 33.5959 градусов в.д.
Администрация Валдайского муниципального района Новгородской области обязана сообщить в письменной форме об исполнении настоящего решения по административному делу в суд и прокурору Валдайского района Новгородской области в течение 10 дней после исполнения решения суда.
В удовлетворении требований прокурора Валдайского района к Администрации Едровского сельского поселения Новгородской области отказано.
В кассационной жалобе администрация Валдайского муниципального района Новгородской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 июня 2022г, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурором Валдайского района в августе 2021г. проверки выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, а именно: на территории Едровского сельского поселения Валдайского района Новгородской области выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов - за газовой заправкой в 1 км на северо-запад от с.Едрово, которое имеет следующие географические координаты: 57.9287 градусов с.ш, 33.5959 градусов в.д.
По данному факту прокурором Валдайского района 27 августа 2021г. в адрес главы администрации Валдайского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. До настоящего времени выявленное нарушение не устранено, что подтверждается актом проверки N 1 от 27 сентября 2021г, составленным сотрудниками администрации Едровского сельского поселения, актом от 31 мая 2022г, составленным прокурором Валдайского района с участием представителей Едровского сельского поселения и администрации Валдайского района, а также приложенными к актам фотографиями, на которых зафиксировано наличие навалов отходов производства и потребления.
Установлено и не оспаривалось административными ответчиками, что территория, на которой находится несанкционированная свалка отходов, относится к землям общего пользования, государственная собственность, на который не разграничена. Земельный участок, на котором располагаются навалы отходов, не сформирован, не имеет собственника, на кадастровом учете не состоит.
Удовлетворяя административный иск прокурора и возлагая на администрацию Едровского сельского поселения обязанность по ликвидации несанкционированных навалов отходов производства и потребления, расположенных на землях, государственная собственность на которые не разграничена, суд первой инстанции исходил из того, что ликвидация указанной несанкционированной свалки согласно действующему законодательству относится к вопросам местного значения поселения.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета обстоятельств, имеющих значение для административного дела и основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с Областным законом от 23 октября 2014г. N637-03 "О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения" (далее - Областной закон N637-03) за сельскими поселениями Новгородской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 15, 18, 22, 33.1, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные полномочия сельского поселения по решению вопросов местного значения закреплены в статье 4.2 Устава Едровского сельского поселения.
При этом Областной закон N637-03 не возлагает на сельские поселения обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок, так как не конкретизирует полномочия сельских поселений по решению указанного вопроса и не определяет объем финансовых обязательств.
Согласно пункту 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016г. N1156) собственник участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
На основании пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772- 2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года N 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, по общему правилу обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а при их отсутствии - на орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Так как несанкционированное размещение отходов находится на земельном участке из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми принадлежат органам местного самоуправления муниципального района, а земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка, в пользование иным лицам администрацией Валдайского муниципального района не передавался, то с учетом вышеуказанных законоположений, ответственность за содержание данного участка, включая организацию ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, несет администрация Валдайского муниципального района.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации отходов, расположенном на данном участке, на администрацию Едровского сельского поселения Валдайского муниципального района Новгородской области, а не на администрацию Валдайского муниципального района Новгородской области обоснованно признан судебной коллегией по административным делам Новгородского областного суда несостоятельным.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, оценил собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, названным доводам дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции не является правовым основанием для отмены обжалуемого акта.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 июня 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Валдайского муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 июня 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 января 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.