Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника администрации города Лангепаса - Хандакова А.А. на постановление главного государственного инспектора городов Лангепаса и Покачи по пожарному надзору от 21 июня 2022 года, решение судьи Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 августа 2022 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Лангепаса,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора городов Лангепаса и Покачи по пожарному надзору от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 августа 2022 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 сентября 2022 года, администрация города Лангепаса признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, администрация города Лангепаса просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Абзацем десятым статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года предусмотрены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов.
В силу статьи 21 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Такие меры для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в числе прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с положениями пункта 414 Правил противопожарного режима паспорт населенного пункта и паспорт территории составляются к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также на территорию организации отдыха детей и их оздоровления, территорию садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, по формам согласно приложениям N 8 и 9.
Паспорт населенного пункта и паспорт территории должны содержать достоверную информацию, соответствующую фактической обстановке обеспечения пожарной безопасности на соответствующей территории.
В статье 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указано, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
В статье 74 Правил противопожарного режима в РФ определено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1, 5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах.
Согласно пункту 4.14 свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
В соответствии с пунктом 5* Приложения (Обязательное) СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояние от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м.
В силу пункта 4.7* СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" расстояние от застройки на территориях садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора городов Лангепас и Покачи по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по городам Лангепас и Покачи) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-мансийскому автономному округу-Югре от 06 мая 2022 N 86-7-2022/0024рс, с целью выполнения пункта 2.4 протокола оперативного совещания совета безопасности Российской Федерации от 19.01.2022 N Пр-195 по вопросу: "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период" была проведена внеплановая выездная проверка исполнения органом местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации в осуществлении существующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в отношении администрации города Лангепаса. В результате проверки 30 мая 2022 года в 15:00 минут были выявлены следующие нарушения:
1. паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (город Лангепас) содержит недостоверную информацию о территориях садоводства или огородничества, имеющих общую границу с лесным участком и относящихся к этому населенному пункту в соответствии с административно-территориальным делением, а именно: в разделе II паспорта населенного пункта отсутствует информация о ДСОНТ "Астра", СОТ "Тайга", фактически имеющих общую границу с лесными участками городских лесов города Лангепаса с кадастровыми номерами: "данные изъяты" (абзац 2 пункта 414 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020 N1479);
2. в населенном пункте город Лангепас расстояние до границ лесных насаждений (лесной участок городских лесов с кадастровым номером "данные изъяты") от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках по ул. 1-я Лесная ДСОНТ "Астра" составляет менее 15 метров (пункт 9 части 1 статьи 14, пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, статьи 3, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", части 3, 4 статьи 4, части 1, 4 статья 6, статья 63, часть 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; абзац 4 пункта 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; пункт 4.7* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения"; пункт 5* приложения 1* (Обязательное) СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений; пункт 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479);
3. в населенном пункте г. Лангепас расстояние до границ лесных насаждений (лесных участков городских лесов с кадастровыми номерами "данные изъяты") от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках на территории СОТ "Тайга" (кадастровый номер участка "данные изъяты") составляет менее 15 метров (пункт 9 части 1 статьи 14, пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 3, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", части 3, 4 статьи 4, части 1, 4 статьи 6, статья 63, часть 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", абзац 4 пункта 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", п. 4.7* СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", пункт 5 приложения 1* (обязательное) СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункт 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479).
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении администрации города Лангепаса протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения администрации к административной ответственности.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях администрации города Лангепаса состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица и судебных инстанций сомнений не вызывают.
Деяние администрации города Лангепаса квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Указание в жалобе на то, что в паспорт населенного пункта по невнимательности не внесены сведения о ДСОНТ "Астра", СОТ "Тайга", ссылки на положения статьи 3 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", приложение N 1 к приказу Департамента гражданской защиты населения N 2-нп от 04 марта 2022 года, а также доводы о том, что земельные участки ДСОНТ "Астра" и СОТ "Тайга" существовали до утверждения административного регламента, в ходе эксплуатации указанных товариществ было допущено зарастание 15- метровой территории от границ ведения садоводства до лесных массивов, выводы должностного лица административного органа и судебных инстанций не опровергают, и не свидетельствуют об отсутствии состава и события административного правонарушения в деянии администрация города Лангепаса.
Доводы поданной жалобы свидетельствуют о субъективном толковании заявителем правовых норм, направленном на прекращение производства по данному делу об административном правонарушении в отсутствие для этого правовых и фактических оснований при установленности и доказанности тех обстоятельств, что у администрации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (статья 2.1 этого Кодекса).
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Судами установлено и подателем жалобы не оспаривается, что правообладателем земельных участков "данные изъяты", "данные изъяты" является муниципальное образование городской округ город Лангепас.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного государственного инспектора городов Лангепаса и Покачи по пожарному надзору от 21 июня 2022 года, решение судьи Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08 августа 2022 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Лангепаса оставить без изменения, жалобу защитника Хандакова А.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.