Дело N 3а-53/2021
г. Краснодар 05.07.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 12.04.2022 кассационную жалобу Администрации г. Краснодара на апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11.02.2022 в части установления кадастровой стоимости земельного участка, вынесенное по апелляционной жалобе Администрации г. Краснодара на решение Краснодарского краевого суда от 26.05.2021 по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Краснодарлекраспром" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, заинтересованные лица - Администрация г. Краснодара, Департамент имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодарлекраспром" (далее - ООО "Краснодарлекраспром", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 006 кв.м, расположенного по адресу, установленного относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", ул. "адрес", 2 в "адрес", в размере 7 945 000 рублей по состоянию на 01.01.2016; нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 1782, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", Прикубанский внутригородской округ, ул. "адрес", 2, в размере 31 625 000 рублей по состоянию на 01.01.2018.
В обоснование требований Общество указало на то, что уплачивает земельный налог и налог на имущество, рассчитываемые из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Значительное превышение кадастровой стоимости по отношению к рыночной стоимости приводит к необоснованному увеличению земельного налога и налога на имущество.
Ссылаясь на изложенное, Общество просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 26.05.2021 административный иск удовлетворен частично. Установлена кадастровая стоимость: земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3006 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", ул. "адрес", 2 в "адрес", в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 в сумме 10 672 021 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1782, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2018 в сумме 36 999 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11.02.2022 кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка на ту же дату определена в размере 15 445 000 рублей. В остальной части решение от 26.05.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация г. Краснодара (далее - Администрация) просит отменить апелляционное определение, как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований в отношении кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельного участка была определена уполномоченным органом в порядке массовой оценки. В этой связи оснований полагать, что такой оценкой нарушены права и законные интересы административного истца у судов, по мнению Администрации, не имелось. Снижение кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение отчислений в бюджет муниципального образования.
Полагает, что вопрос об изменении оспариваемой кадастровой стоимости не может разрешаться без обжалования средних значений удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены постановленного по делу судебного акта не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N135-ФЗ) следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании предоставленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов и свидетельств о государственной регистрации права, что ООО "Краснодарлекраспром" является собственником: земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 006 кв.м, с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания", расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", ул. "адрес", 2 в "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 1782, 8 кв.м, назначение - нежилое здание, количество этажей - 3, год постройки - 1988, расположенного по адресу: "адрес".
Поскольку налог на имущество и земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, Общество, как собственник таковых, имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объектов в соответствие с их рыночной стоимостью (статьи 376, 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" по состоянию на 01.01.2016 в размере 16 553 110, 14 рублей.
В ходе апелляционного пересмотра дела судебной коллегией в ООО "АЛЬФА ЭКСПЕРТ" назначена повторная судебная оценочная экспертиза в отношении упомянутого земельного участка, согласно выводам которой, изложенным в заключении от 22.12.2021, рыночная стоимость рассматриваемого участка по состоянию на 01.01.2016 составила 15 445 000 руб.
Оценив заключение повторной судебной экспертизы по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционный суд нашел его относимым, допустимым, достаточным и достоверным доказательством для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С выводами суда апелляционной инстанции надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения материального закона, регулирующего возникшие правоотношения, с соблюдением норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как не содержащие ссылок на обстоятельства, являющиеся в силу процессуального закона основанием для отмены постановленных решений в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11.02.2022 в его обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Краснодара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.07.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.