Дело N 3а-1375/2021
г. Краснодар 24.11.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Капункина Ю.Б, Богатых О.П, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 18.08.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 22.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Янтарное" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ", заинтересованные лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестр" по Краснодарскому краю, Администрация Белоглинского района Краснодарского края, Администрация Центрального сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ООО "Янтарное" по ордеру адвоката Немчинскую Л.В, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарное" (ООО "Янтарное", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 22 990 336 +/- 41 955 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир СПК "Янтарное" участок N, почтовый адрес ориентира: "адрес", СПК "Янтарный", участок N в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований Общество указало на то, что является арендатором упомянутого земельного участка, кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 15.05.2020 в размере 245 766 691, 84 руб, значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает размер арендной платы.
Ссылаясь на изложенное, ООО "Янтарное" просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 22.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14.04.2022, административный иск удовлетворен в части.
Суды установили кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 15.05.2020 в размере его рыночной стоимости - 128 516 000 руб.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 23.06.2021.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решения судов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в административном иске.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельного участка была определена уполномоченным органом на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. В этой связи оснований полагать, что такой оценкой нарушены права и законные интересы административного истца у судов, по мнению Департамента, не имелось. Снижение кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение отчислений в бюджет муниципального образования.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены постановленных по делу судебных актов не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На территории Краснодарского края государственная кадастровая оценка земель произведена в соответствии с Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 22 990 336 +/- 41 955 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир СПК "Янтарное" участок N 101-1245, почтовый адрес ориентира: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения), другие виды угодий.
Поскольку размер арендной платы за земельный участок рассчитывается из его кадастровой стоимости, ООО "Янтарное" как арендатор данного объекта недвижимости имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, административным истцом был представлен отчет об оценке, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на 15.05.2020 составляет 115 670 000 руб.
В ходе судебного разбирательства в целях определения достоверной рыночной стоимости объекта недвижимости судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ".
Как следует из заключения эксперта ООО "АТЛАС-КОНСАЛТ" от 25.08.2021 N 23-1375/2021, отчет об оценке, предоставленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Информация, используемая оценщиком при составлении отчета об оценке, не отвечает критериям проверяемости. Согласно вышеуказанному экспертному заключению рыночная стоимость земельного участка на дату оценки составляет 137 942 000 руб.
С учетом выявленных нарушений при производстве судебной экспертизы, судом первой инстанции по делу назначена повторная экспертиза, производство которой поручено ООО ""Бизнес Партнер".
Согласно экспертному заключению ООО ""Бизнес Партнер" от 13.12.20221 N БП-2016 рыночная стоимость земельного участка на дату оценки составляет 128 516 000 руб.
По мнению судов, заключение повторной судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос. Рыночная стоимость в заключении судебной оценочной экспертизы определялась экспертом с использованием сравнительного подхода. Сведения об объектах проанализированы экспертом с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Использованная информация, по мнению суда, соответствует критериям достаточности и проверяемости.
Кассационный суд полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением требований процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как не содержащие ссылок на обстоятельства, являющиеся в силу процессуального закона основанием для отмены постановленных решений судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 22.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.