Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Грибанова Ю.Ю, судей Брянского В.Ю, Думушкиной В.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУП "Дирекция управления имуществом" к ФИО1, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о взыскании долга по договору займа, по встречному исковому заявлению ФИО1 к ГУП "Дирекция управления имуществом", третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Правительство Севастополя об определении суммы долга в соответствии с условиями кредитного договора, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Грибанова Ю.Ю, выслушав пояснения представителя ГУП "Дирекция управления имуществом" по ордеру ФИО7, возражавшего против удовлетворения жалобы, с использованием системы видеоконференц-связи при поддержке Гагаринского районного суда города Севастополя представителя ФИО1- ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ГУП "Дирекция управления имуществом" обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по кредитному договору (договору займа) N от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 153 865 рублей 70 копеек и неустойки, предусмотренной договором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 113 488 рублей 58 копеек и до фактического исполнения решения суда.
ФИО1 обратилась в суд к ГУП "Дирекция управления имуществом" со встречным исковым заявлением об определении суммы задолженности по кредитному договору N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" с одной стороны, Государственной специализированной финансовой организацией "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" с другой стороны и ФИО1 с третьей стороны, согласно которому ФИО1 получила кредит в сумме 353 995 гривен на строительство жилья по адресу: "адрес", с обязательством его возврата в течении 300 месяцев (до ДД.ММ.ГГГГ) с учетом условий кредитного договора, то есть в валюте долга с обязанностью выплаты в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день фактического исполнения обязательства.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 апреля 2022 года исковые требования ГУП "Дирекция управления имуществом" удовлетворены частично.
Суд взыскал с ФИО1 в пользу ГУП "Дирекция управления имуществом" сумму просроченной задолженности по кредитному договору N от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 461 546 рублей 28 копеек, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 016 рублей 46 копеек.
В остальной части исковых требований ГУП "Дирекция управления имуществом" и в удовлетворении встречного иска ФИО1, отказано.
Дополнительным решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 июня 2022 года с ФИО1 взыскана неустойка на будущее время из суммы 461 546 рублей 28 копеек в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины до момента фактического исполнения решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 августа 2022 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 апреля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУП "Дирекция управления имуществом" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит обжалуемые судебные постановления отменить, дело направить на новое рассмотрение в новом составе суда в суд первой инстанции, считая, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование требований заявитель жалобы указывает на то, что кредитный договор N от ДД.ММ.ГГГГ является трехсторонней сделкой. Ссылается на не привлечение к делу в качестве третьего лица Государственное специализированное финансовое учреждение государства Украины "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству". Обращает внимание на тот факт, что судами на ответчика возложена двойная правовая и финансовая ответственность. Отмечает, что договор ипотеки был заключен в 2013 году в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территории города Севастополя в это время, залоговое обременение возникло в соответствии с названным законодательством. Заявитель жалобы полагает, что правила статьи 339.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10 и 19 Закона об ипотеке не применимы к спорным правоотношениям. Указывает, что ГУП "Дирекция управления имуществом" г. Севастополя не является для ответчика легитимным и правомочным новым кредитором, к нему не перешли в полном объеме права и обязательства первоначального кредитора. Так, к ГУП "Дирекция управления имуществом" г. Севастополя не перешли права ипотекодержателя по договору ипотеки. Кассатор полагает, что исковые требования о взыскании долга по договору займа и процентов должны остаться без рассмотрения по существу.
В отзыве на кассационную жалобу представитель ГУП "Дирекция управления имуществом" по ордеру ФИО7 просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения ввиду отсутствия нарушений норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы судов соответствуют материалам дела.
Стороны и другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом были извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции сторон и третьих лиц, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и поступившие возражения относительно жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных постановлений и удовлетворения жалобы.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ГУП "Дирекция управления имуществом", суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1048, 1054, 1050 Гражданского кодекса Украины, 309, 310, 329, 330, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что применяемое истцом для исчисления суммы долга числовое значение курса гривны Украины по отношению рублю Российской Федерации, установленное пунктом 1.2 Решения очередной сессии законодательного собрания N (7168) от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в решение законодательного Собрания города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N (7162) "Об организации основы финансовой деятельности, фискальной политики, денежного обращения и бюджетного процесса на территории города Севастополя в переходный период", применимо для целей определения размера долга ответчика по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ N, выраженного в валюте Украины, и соответствующему пересчету в валюту Российской Федерации, так как указанное числовое значение курса гривны Украины по отношению к рублю Российской Федерации было установлено Законодательным собранием города Севастополя на переходный период до 1 января 2015 года, исключительно в целях использования и утверждении росписи бюджетов, регистрации бюджетных обязательств и приведении расчетов по местным бюджетам, существующим в составе сводного бюджета города Севастополя, а также для определения размера обязательств плательщиков по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет.
Суд указал, что определяя сумму долга ответчика по кредитному обязательству, следует руководствоваться, положениями статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым, в том случае, если в денежном обязательстве предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, то подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Суд первой инстанции, установив, что заявленные истцом исковые требования и произведенный им расчет суммы основного долга, не противоречит положениям действующего законодательства, поскольку определена в рублях по официальному курсу Центрального Банка Российской Федерации украинской гривны по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (37 рублей за 10 гривен), что соответствует требованиям Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя", предусматривающим, что размер задолженности заемщиков определяется на ДД.ММ.ГГГГ и уменьшается на величину уплаченных заемщиками после этой даты денежных средств в погашение обязательств (включая проценты, неустойку (штрафы, пени) по соответствующим кредитным договорам (часть 4 статьи 1) и применив срок исковой давности, пришел к выводу о взыскании с ФИО1 в пользу ГУП "Дирекция управления имуществом" суммы задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 461 546 рублей 28 копеек, неустойки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 60 000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 9 016 рублей 46 копеек.
Кроме того, дополнительным решением суд взыскал неустойку на будущее время из суммы 461 546 рублей 28 копеек в размере двойной учётной ставки Национального банка Украины до момента фактического исполнения решения суда.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что формирование исковых требований является исключительной компетенцией истца и не может быть изменено судом по исковому заявлению ответчика. Вместе с тем, ходе проведения судебного разбирательства, судом установлена законность произведенного расчета.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции не нашла оснований считать выводы судов первой и апелляционной инстанции неправильными, противоречащими положениям норм законодательства, установленным обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств передачи прав и обязанностей Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" по кредитному договору ГУП "Дирекция управления имуществом", отклоняются судебной коллегией, поскольку часть 2 статьи 66 Конституции РФ в совокупности с положениями части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливают особый статус города федерального значения Севастополя, предусматривают ограниченный период (до 1 января 2019 года) специального порядка особенностей регулирования имущественных отношений.
Согласно пункта 5 Решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя (пункт 6 указанного Решения).
В соответствии со статьей 4 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" исполняющий обязанности Губернатора города Севастополя уполномочен обеспечить учет предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя"; организовать проведение инвентаризации и учет имущества, кредиторской дебиторской задолженностей, денежных средств, других активов, обязательств предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя"; имущества государственных органов Украины, определенных пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя"; а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя"; обеспечить управление предприятиями, учреждениями и иными организациями, указанными в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя", управление и распоряжение имуществом этих предприятий, учреждений и организаций, имуществом государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя", а также собственностью города Севастополя, указанной в пункте 6 пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя"; обеспечить меры по сохранности имущества предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя", имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского
городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя", а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О статусе города-героя Севастополя".
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 46-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", установлено, что право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.
Высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, постановлением которого от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. К задачам Департамента отнесено осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (пункт 2.3 Положение N). Одной из функций Департамента является управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 3.2 Положение N). Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя; включает движимое и недвижимое имущество в Реестр собственности города Севастополя (пункты 4.2, 4.21, 4.81 Положения N).
Согласно статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольское региональное управление Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев.
В рамках дела о банкротстве N N определением Арбитражного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ обеспечены доказательства путем передачи документов и имущества Севастопольского регионального управления государственного специализированного финансового учреждения Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" на ранение Государственному унитарному предприятию "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя", с правом последнего на доступ, инвентаризацию, обработку, учет, работу с документами, в том числе, осуществление сверки расчетов по кредитным договорам.
ДД.ММ.ГГГГ Государственное унитарное предприятие "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя", в лице директора, действующей на основании Устава и определения Арбитражного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу N N в соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 148 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" передало, а собственник имущества в лице уполномоченного органа государственной власти города федерального значения Севастополь - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в лице директора Департамента, принял в собственность имущество, а также обязательства в виде прав требований и все связанные с требованием права и обязанности по 98 кредитным договорам, в том числе, обеспечивающие исполнение обязательств, возникших из договоров залога в полном объеме, а также документы, подтверждающие указанные материально-правовые требования к гражданам на общую сумму прав требования в размере 54560333 рублей 23 копейки, а также иное имущество, указанное в акте.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ N N по актам приема-передачи от Государственного унитарного предприятия "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя" принято государственное имущество и обязательства в виде прав требований по кредитным договорам, указанным в приложениях N и N к настоящему распоряжению, в том числе и по кредитному договору N от ДД.ММ.ГГГГ, а в реестр собственности города Севастополя включены и учтены на балансе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязательства в виде прав требований по кредитным договорам, указанным в приложениях N и N к настоящему распоряжению, данные обязательства переданы на баланс Государственного унитарного предприятия "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя".
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, будучи наделенным соответствующими полномочиями Правительством Севастополя, возглавляемым Губернатором города Севастополя, при издании указанного распоряжения осуществил полномочия собственника имущества.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП Государственное унитарное предприятие "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя" переименовано в Государственное унитарное предприятие "Севастопольстройпроект".
Постановлением Правительства Севастополя N ПП от ДД.ММ.ГГГГ ГУП "Севастопольстройпроект" переименовано в ГУП "Дирекция управления имуществом".
Исходя из приведенных положений действующего законодательства следует, что к государственной собственности города Севастополя относятся, в том числе, имущественные права - в настоящем случае права требования по кредитным договорам, перешедшие от Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" к городу Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а в последующем от последнего - к ГУП "Дирекция управления имуществом" (ранее имевшему наименования ГУП "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя", ГУП "Севастопольстройпроект").
Переход прав кредитора Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" к городу Севастополю в лице уполномоченных органов государственной власти и подведомственных им организаций осуществлен на основании приведенного выше закона, устанавливающего презумпцию права собственности города Севастополя на имущество, ранее находившееся в собственности учреждений, предприятий и иных организаций, учрежденных Украиной или с ее участием на территории города Севастополя.
С учетом изложенного, истец Государственное унитарное предприятие "Дирекция управлением имуществом" является правопреемником (в силу закона), которому переданы в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, все права требования, обеспечивающие исполнение обязательств по ипотечным кредитам и процентам, и обязанности по действующим кредитным договорам (договорам займа), заключенным с Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству", в том числе и заемщиком ФИО1
По указанным основаниям, доводы кассационной жалобы ФИО1 об отсутствии у истца права требования основного долга и неустойки по кредитному договору являются необоснованными.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы суды пришли к верному выводу об отсутствии доказательств, что ГСФУ "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" Украины в городе Киеве наделено полномочиями на предоставление сведений об исполнении кредитного договора заключенного в "адрес", а также что указанные права к нему перешли именно от "Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству", и что такие полномочия у него не прекращены после 18 марта 2014 года.
Оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Государственное специализированное финансовое учреждение государства Украины "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству", судами нижестоящих инстанций обоснованно не установлено.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390 (п. 1 ч. 1), 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вынесения кассационным судом общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.