Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к ФИО2, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования, по кассационной жалобе представителя ФИО2 - ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя ФИО2- ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Ростовской области) обратилось в суд с иском к ФИО2, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - также - ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области, ФКУ "ГБ МСЭ по РО") о признании недействительными справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 обратилась в УПФ РФ г.Гуково Ростовской области с заявлениями, в которых просила назначить ей единовременную денежную выплату и страховую пенсию по инвалидности. К заявлению ФИО2 приложила выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 N, выданную Бюро N филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области", согласно которой ей впервые с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность второй группы по причине общего заболевания, бессрочно. По результатам рассмотрения указанных заявлений ответчице назначена страховая пенсия по инвалидности и установлена ежемесячная денежная выплата.
Согласно информации ФКУ МСЭ по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в базе данных Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системы, используемой при проведении МСЭ, а также на бумажном носителе отсутствуют данные по проведению медико-социальной экспертизы в отношении ответчицы. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ выплата ФИО2 ЕДВ и пенсии по инвалидности прекращена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ГУ ОПФ РФ по Ростовской области просило суд признать недействительными с момента выдачи справку Бюро N - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по РО" серии МСЭ-2015 Nи выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 МСЭ-2015 N от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ФИО2 второй группы инвалидности впервые бессрочно.
Протокольным определением суда от 20 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУЗ "ЦГБ" г. Гуково.
Решением Гуковского городского суда Ростовской области от 13 апреля 2022 года исковые требования ГУ ОПФ РФ по Ростовской области удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 июля 2022 года решение Гуковского городского суда Ростовской области от 13 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФИО2 - ФИО1 просит апелляционное определение от 14 июля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что удовлетворяя исковые требования суд не установилюридически значимые по делу обстоятельства: является ли ГУ ОПФ РФ по Ростовской области надлежащим истцом; имела ли место со стороны ответчицы недобросовестность при проведении в отношении неё медико-социальной экспертизы и получении справки об установлении инвалидности и, как следствие, получении пенсионных выплат в связи с инвалидностью; оказывала ли ответчица влияние на комиссию при прохождении медицинского освидетельствования; по чьей вине отсутствуют документы в медико-социальном учреждении. Полагает, что суд не учел, что гражданин в рамках легальной процедуры проведения медико-социальной экспертизы не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением медико-социальной экспертизы того или иного решения, что ФИО2 не является надлежащим ответчиком по делу, так как не могла сама себе выдать справку об инвалидности.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, кроме представителя ответчицы, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно выписке из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 N от ДД.ММ.ГГГГ и справки серии МСЭ-2015 N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бюро N - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области", ФИО2 впервые установлена инвалидность второй группы бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание (л.д.7, 8).
На основании указанной справки об инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, по заявлениям ФИО2 в ГУ УПФ РФ в г. Гуково Ростовской области, ответчице назначена страховая пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) со ДД.ММ.ГГГГ, выплата которых прекращена с ДД.ММ.ГГГГ решениями пенсионного органа (л.д. 9-10, 13, 14, 16, 19, 20).
Согласно ответу ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос суда, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы (ФГИС ЕАВИИАС МСЭ), используемой с января 2014г. при проведении МСЭ, и в бумажном архиве бюро N-филиала Учреждения сведения о проведении медико-социальной экспертизы ФИО2 отсутствуют, с учетом отсутствия дел медико-социальной экспертизы предоставить сведения о направлении ФИО2 на медико-социальную экспертизу медицинским учреждением не представляется возможным (л.д. 63).
Согласно ответам МБУЗ "Центральная городская больница" г. Гуково Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N на запросы суда, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы не направлялась (л.д. 61, 84).
Определением Гуковского городского суда Ростовской области от 09.02.2022 г. с целью установления оснований для признания ФИО2 инвалидом и выдачи ей справки и выписки из акта освидетельствования по делу была назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (л.д.144-146).
Согласно письму ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области" Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. N, в связи с отсутствием медицинских документов, характеризующих состояние здоровья ФИО2, проведение назначенной судебной медико-социальной экспертизы невозможно (л.д. 151).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нормативных актов, регламентирующих порядок признания лица инвалидом и порядок проведения медико-социальной экспертизы, исходя из того, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении медико-социальной экспертизы, а также на бумажных носителях отсутствует информация о прохождении ФИО2 медико-социальной экспертизы, письменные доказательства, свидетельствующие о прохождении ФИО2 медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, ею не представлены, приняв во внимание, что ФИО2 не представлено медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие у неё заболевания, являющегося основанием для установления ей ДД.ММ.ГГГГ 2 группы инвалидности без срока переосвидетельствования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном получении ответчицей справки МСЭ, без проведения освидетельствования, и наличии оснований для признания недействительными с момента выдачи справки и выписки из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 N, выданным Бюро N - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами суда, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении норм материального права.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012г. N31 (действовавшего до 13.06.2021) (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006г. N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (действовавшие до 30.06.2022).
В соответствии с пунктами 2, 5 - 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
В соответствии с п. 13 Правил установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).
Критерием для определения второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.
В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья.
Согласно пункту 26 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В силу пункта 29 Правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (Главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Пунктом 35 Правил установлено, что выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим филиалом (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-х-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Из вышеприведенных норм следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Разрешая спор по существу, суды, дав должную оценку представленным доказательствам, принимая во внимание, что основанием для признания недействительными справки МСЭ и выписки из акта медицинского освидетельствования послужило не только отсутствие соответствующих сведений в ФКУ "ГБ МСЭ" по Ростовской области, но и каких-либо медицинских документов, в том числе у самой ответчицы и в МБУЗ "ЦГБ" г.Гуково, установив, что вышеприведенными действующими в 2015 году нормативно-правовыми актами не предусматривалось установление 2 группы инвалидности бессрочно при первичном освидетельствовании гражданина в бюро медико-социальной экспертизы, пришли к верному выводу о незаконном получении ФИО2 справки МСЭ.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов (ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с выводами судов относительно фактических обстоятельств дела и к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, направлены на иное установление фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 14 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО2 - ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.