Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-116/2022 (УИД 55RS0033-01-2022-000109-42) по иску Теличко Елены Сергеевны к акционерному обществу "Омскоблводопровод" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, восстановлении трудовых прав, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Теличко Елены Сергеевны на решение Таврического районного суда Омской области от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Теличко Елена Сергеевна (далее по тексту - Теличко Е.С.) обратилась в Таврический районный суд Омской области с иском к акционерному обществу "Омскоблводопровод" (далее по тексту - АО "Омскоблводопровод") о признании незаконным отстранения от работы, внесении изменений в приказ от 29 декабря 2021 г. N 1261-лс, исключении подпункта 38 из пункта 1, обязании допустить к работе в должности оператора-кассира Таврического АУ, восстановлении трудовых прав, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула с 10 января 2022 г, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, судебных расходов на оплату услуг адвоката в размере 3 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, Государственная инспекция труда в Омской области.
Решением Таврического районного суда Омской области от 26 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Теличко Е.С. отказано.
Теличко Е.С. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Таврического районного суда Омской области от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2022 г. отменить, исковые требования удовлетворить.
АО "Омскоблводопровод" в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Таврического районного суда Омской области от 26 мая 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2022 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 8 сентября 2020 г. между АО "Омскоблводопровод" и Теличко Е.С. был заключен трудовой договор, согласно которому последняя была принята на должность оператора-кассира Таврического абонентского участка службы сбыта Таврического группового водопровода.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Омской области определено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, включая работников жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанную деятельность, поручалось в срок до 31 июля 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 26 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников; усилить информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; определить категории работников, подлежащих вакцинации в соответствии с действующим законодательством.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20 апреля 2022 г. основным видом деятельности АО "Омскоблводопровод" является деятельность по забору, очистке и распределению воды.
Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" генеральным директором АО "Омскоблводопровод" 9 июля 2021 г. издано распоряжение N 57 "О предоставлении заявок на вакцинацию".
В соответствии с указанным распоряжением на руководителей отделов АО "Омскоблводопровод", подразделений (участков) ЛИГВ, ТГВ, возложена обязанность довести до работников АО "Омскоблводопровод" необходимость проведения вакцинации для стабилизации ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в Российской Федерации.
Распоряжением АО "Омскоблводопровод" от 28 июля 2021 г. N 64/1 дополнено распоряжение от 9 июля 2021 г. N 57, на руководителей ЛИГВ, ТГВ, службу охраны и производственного контроля, ГО и ЧС возложена обязанность организовать вакцинацию работников организации в срок до 31 июля 2021 г. - первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 26 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. На работников АО "Омскоблводопровод" возложена обязанность в срок до 27 августа 2021 г. предоставить в службу охраны труда и производственного контроля, ГО и ЧС, сведения (сертификаты) о прохождении вакцинации, либо письменный отказ от прохождения вакцинации, либо медицинский документ, подтверждающий наличие противопоказаний к вакцинации.
Распоряжением АО "Омскоблводопровод" от 8 ноября 2021 г. N 98 внесены изменения в распоряжение от 9 июля 2021 г. N 57, на руководителей структурных подразделений ОА "Омскоблводопровод", службу охраны труда и производственного контроля, ГО и ЧС возложена обязанность организовать вакцинацию работников организации не привитых до настоящего времени, в срок до 15 ноября 2021 г. - первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. На работников АО "Омскоблводопровод" возложена обязанность в срок до 17 декабря 2021 г. предоставить в службу охраны труда и производственного контроля, ГО и ЧС, сведения о прохождении вакцинации, либо письменный отказ от прохождения вакцинации, либо медицинский документ, подтверждающий наличие противопоказаний к вакцинации.
С указанными распоряжениями Теличко Е.С. была ознакомлена, о чем свидетельствуют ее подписи в листах ознакомления.
Приказом от 29 декабря 2021 г. N 1261-лс "Об отстранении работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и оформленным на его основании начальником Таврического АУ актом от 30 декабря 2021 г. Теличко Е.С. с 08 часов 30 минут 10 января 2022 г. отстранена от работы по причине непредставления сведений (сертификатов, QR-кодов) о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), справки о наличии медицинских противопоказаний до момента прохождения вакцинации или нормализации эпидемиологической обстановки.
В листе ознакомления с приказом от 29 декабря 2021 г. N 1261-лс Теличко Е.С. указала на свое несогласие с ним.
Теличко Е.С, указав, что действия работодателя по отстранению ее от работы без сохранения заработной платы являются незаконными, обратилась в суд настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из законности отстранения Теличко Е.С. от работы в связи с отказом от вакцины.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что АО "Омскоблводопровод" осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ввиду чего работники общества относятся к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а в случае отказа от такой вакцинации работодатель на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации обязан отстранить от работы (не допускать к работе) своего работника.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на письмо Роспотребнадзора от 25 марта 2020 г. N 02/5067-2020-23 "О приостановлении вакцинации в субъектах" судом апелляционной инстанции не принята во внимание, поскольку письмом Роспотребнадзора от 15 июня 2020 г. N 02/12100-2020-23 "Об иммунизации населения в условиях эпидемической ситуации по новой коронавирусной инфекции" плановая иммунизация населения в соответствии с национальным календарем профилактических прививок была возобновлена.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о безусловном праве граждан на отказ от профилактических прививок, суд апелляционной инстанции указал, что отстранение работника от выполнения трудовых обязанностей в связи с его отказом от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации не свидетельствует о нарушении его конституционных прав, не может быть расценено как дискриминация в сфере труда, а является обязанностью работодателя для обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия в трудовом коллективе, то есть направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов других граждан, что согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Относительно довода апелляционной жалобы, касающегося достижения к моменту отстранения истца установленного количества вакцинированных работников (не менее 80%) от общей численности сотрудников, суд апелляционной инстанции указал, что руководство АО "Омскоблводопровод" не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, подлежащих вакцинации, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65 устанавливалась ее обязательность для всех работников, за исключением тех, кто имел соответствующие противопоказания. В связи с чем, достижение установленного постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области N 65 порогового значения работников с профилактическими прививками от COVID-19 не освобождает от обязательной вакцинации остальных членов трудового коллектива, не имеющих медицинских противопоказаний.
Представленная истцом в материалы дела справка врача-терапевта БУЗОО "Таврическая ЦРБ" о том, что она наблюдается у терапевта с 2000 г. с диагнозом: " "данные изъяты"" не принята судом апелляционной инстанции в качестве надлежащего доказательства, поскольку не свидетельствует о наличии противопоказаний для проведения вакцинации против COVID-19, не соответствуют форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 12 ноября 2021 г. N 1053н: "Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации", и оформлены в нарушение установленного порядка (приложение N 1 и N 2 к приказу).
Также судом апелляционной инстанции отмечено, что в пункте 12.5 Письма Минздрава России от 22 декабря 2021 г. N 30-4/И/2-21694, которым предусмотрен список противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отсутствует указание на имеющийся у истца диагноз, в связи с чем отсутствуют основания для получения медицинского отвода, иных доказательств наличия у истца противопоказаний в материалы дела представлено не было. Напротив, согласно Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, приоритета 1-го уровня среди которых относятся: лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением.
Довод апелляционной жалобы о возможных побочных последствиях вакцинации отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на предположениях, а не на фактических обстоятельствах дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарём профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учётом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесён ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Работодатель, в соответствии с абзацем восьмым части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных указанным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций сферы предоставления услуг.
Распоряжением Губернатора Омской области от 17 марта 2020 г. N 19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области" в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории Омской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее постановление главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г, N 64) утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1); пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19 (пункт 3).
Постановление Главного государственного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Омской области, на основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, пункта 67 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив, что основным видом деятельности АО "Омскоблводопровод" является оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, для его сотрудников вакцинация является обязательной, Теличко Е.С. от прохождения обязательной вакцинации отказалась, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у работодателя оснований для отстранения ее от работы.
Не установив факта нарушения трудовых прав Теличко Е.С. суды обоснованно отказали в удовлетворении производных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов первой и апелляционной инстанций надлежащим образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы Теличко Е.С. о том, что в постановлении Главного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 отсутствуют требования об отстранении работников в связи с отсутствием профилактических прививок, в нем лишь имеется требование обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), являются несостоятельными, поскольку данное требование не освобождает работников сферы жилищно-коммунального хозяйства от обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Доводы кассационной жалобы о том, что отказ от профилактических прививок не является основанием для отстранения от работы в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности принятых судебных постановлений. Суды обоснованно исходили из того, что вакцинация является добровольной и работник вправе отказаться от прививки, но с учетом эпидемиологической обстановки и приведенных нормативных актов, отказавшегося от прививки сотрудника, работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы, о чем Теличко Е.С. была уведомлена. Поскольку от прохождения обязательной вакцинации она отказалась, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у работодателя оснований для отстранения ее от работы.
Доводы кассационной жалобы Теличко Е.С. о несогласии с законностью постановления Главного санитарного врача по Омской области от 4 июля 2021 г. N 65 не могут быть приняты во внимание, поскольку оценка законности данного постановления не является предметом рассмотрения настоящего дела.
По существу доводы Теличко Е.С. приведенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются ее процессуальной позицией, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таврического районного суда Омской области от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Теличко Елены Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.