Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В.
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело N 3а-161/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" о признании нормативных правовых актов недействующими, с апелляционными жалобами акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 15 августа 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения представителей административного истца акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" Туренко О.В, Ильина А.А, представителя административного ответчика региональной энергетической комиссии Омской области Шамгоновой Ж.К, поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом региональной энергетической комиссии Омской области (далее также - РЭК Омской области, орган регулирования) от 6 декабря 2018 года N 423/86 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - приказ N 423/86) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на водоотведение на период 2019 - 2023 годы для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - АО "Газпромнефть- ОНПЗ") (пункт 1); утверждена производственная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 1 к приказу N 423/86 (пункт 2); установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019 - 2023 годы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" для установления тарифов на водоотведение методом индексации согласно приложению N 2 к приказу N 423/86 (пункт 3); установлены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы водоотведения, эксплуатируемых АО "Газпромнефть-ОНПЗ", согласно приложению N 3 к приказу N 423/86 (пункт 4).
Приказ N 423/86 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2018 года, номер опубликования: 5501201812100019.
Приказом РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 389/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования" (далее также - приказ N 389/83), опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2020 года, номер опубликования: 5501202012100010, и вступившим в силу с 1 января 2021 года (пункт 2 указанного приказа), таблица пункта 1 приказа N 423/86, которым установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на водоотведение для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" и приложение N 1 к приказу N 423/86, которым утверждена производственная программа в сфере водоотведения АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2019 - 2023 годы, изложены в новой редакции.
Приказом РЭК Омской области от 6 декабря 2018 года N 422/86 "Об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - приказ N 422/86) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на водоотведение (очистку промышленных стоков) на период 2019 - 2023 годы для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" (пункт 1); утверждена производственная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 1 к приказу N 422/86 (пункт 2); установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019 - 2023 годы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" для установления тарифов на водоотведение (очистку промышленных стоков) методом индексации согласно приложению N 2 к приказу N 422/86 (пункт 3); установлены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы водоотведения, эксплуатируемых АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 3 к приказу N 422/86 (пункт 4).Приказ N 422/86 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2018 года, номер опубликования: 5501201812100018.
Приказ N 422/86 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2018 года, номер опубликования: 5501201812100018.
Приказом РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 390/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования" (далее также - приказ N 390/83), опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2020 года, номер опубликования: 5501202012100014, и вступившим в силу с 1 января 2021 года (пункт 2 указанного приказа), таблица пункта 1 приказа N 422/86, которым установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на водоотведение (очистку промышленных стоков) для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ", приложение N 1 к приказу N 422/86, которым утверждена производственная программа в сфере водоотведения АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2019 - 2023 годы, изложены в новой редакции.
Приказом РЭК Омской области от 6 декабря 2018 года N 424/86 "Об установлении тарифов на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - приказ N 424/86) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на техническую воду на период 2019 - 2023 годы для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" (пункт 1); утверждена производственная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 1 к приказу N 424/86 (пункт 2); установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019 - 2023 годы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" для установления тарифов на техническую воду методом индексации, согласно приложению N 2 к приказу N 424/86 (пункт 3); установлены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых АО "Газпромнефть-ОНПЗ", согласно приложению N 3 к приказу N 424/86 (пункт 4).
Приказ N 424/86 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2018 года, номер опубликования: 5501201812100014.
Приказом РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 391/83 "О корректировке на 2021 год тарифа на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", установленного на долгосрочный период регулирования" (далее также - приказ N 391/83), опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2020 года, номер опубликования: 5501202012100010, и вступившим в силу с 1 января 2021 года (пункт 2 указанного приказа), таблица пункта 1 приказа N 424/86, которым установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на техническую воду для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ", приложение N 1 к приказу N 424/86, которым утверждена производственная программа в сфере водоснабжения АО "Газпромнефть-ОНПЗ" на 2019 - 2023 годы, изложены в новой редакции.
Приказом РЭК Омской области от 8 декабря 2020 года N 392/83 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (далее также - приказ N 392/83) установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на транспортировку воды на период 2021 - 2025 годы для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" (пункт 1); утверждена производственная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" согласно приложению N 1 к приказу N 392/83 (пункт 2); установлены долгосрочные параметры регулирования на 2021 - 2025 годы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" для установления тарифов на транспортировку воды методом индексации, согласно приложению N 2 к приказу N 392/83 (пункт 3); установлены значения весовых коэффициентов показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых АО "Газпромнефть-ОНПЗ", согласно приложению N 3 к приказу N 392/83 (пункт 4).
Приказ N 392/83 опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 декабря 2020 года, номер опубликования: 5501202012100003.
Акционерное общество "Газпромнефть-ОНПЗ" обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими в части вышеприведенных приказов, как несоответствующих положениям постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также приказу ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В обоснование заявленных требований Общество указало, что при утверждении оспариваемых тарифов РЭК Омской области необоснованно исключила при расчете необходимой валовой выручки ряд расходов административного истца.
Так, при установлении тарифов на водоотведение хозяйственно-бытовых стоков на 2021 год (пункт 1 приказа N 423/86 в редакции приказа N 389/83) не учтены: неподконтрольные расходы в части налога на имущество организаций и расходов на тепловую энергию за 2021 год, нормативная прибыль и амортизация за 2021 год. При корректировке необходимой валовой выручки по итогам 2019 года не приняты расходы на ремонт, амортизацию и налог на имущество организаций; на водоотведение промышленных стоков на 2021 год (пункт 1 приказа N 422/86 в редакции приказа N 390/83) не учтены: неподконтрольные расходы в части налога на имущество организаций и расходов на тепловую энергию за 2021 год, нормативная прибыль, амортизация и расходы на электрическую энергию за 2021 год. При корректировке необходимой валовой выручки по итогам 2019 года не приняты расходы на ремонт, амортизацию, налог на имущество организаций, расходы на электрическую энергию; на техническую воду на 2021 год (пункт 1 приказа N 424/86 в редакции приказа 391/83) не учтены: неподконтрольные расходы в части налога на имущество организаций за 2021 год, нормативная прибыль, амортизация и расходы на электрическую энергию за 2021 год. При корректировке необходимой валовой выручки по итогам 2019 года не приняты расходы на ремонт, амортизацию, налог на имущество организаций, расходы на электрическую энергию; на транспортировку воды (пункт 1 приказа N 392/83) не учтены: неподконтрольные расходы на 2021 год в части налога на имущество организаций, операционные расходы в части расходов на ремонт, амортизация за 2021 год.
Решением Омского областного суда от 15 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены. Постановлено признать недействующими со дня принятия пункт 1 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области N 423/86 (в редакции приказа N 389/83) в части установления тарифа на водоотведение для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (без учета НДС) на 2021 год; пункт 1 приказа N 422/86 (в редакции приказа N 390/83) в части установления тарифа на водоотведение (очистку промышленных стоков) для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (без учета НДС) на периоды с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года и с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года; пункт 1 приказа N 424/86 (в редакции приказа N 391/83) в части установления тарифа на техническую воду для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" (без учета НДС) на 2021 год; пункт 1 приказа N 392/83. На Региональную энергетическую комиссию Омской области возложена обязанность принять новые нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части.
Не согласившись с решением суда, акционерное общество "Газпромнефть-Омский НПЗ" обратилось в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, указывая о необходимости изменения постановленного судебного акта в части отказа в удовлетворении административного искового заявления. Общество не согласно с выводом суда о том, что орган регулирования правомерно не принял к учету расходы на транзит электрической энергии (расходы на содержание собственных сетей) как экономически необоснованные и документально не подтвержденные. Так, в тарифных заявках административного истца, направленных в РЭК Омской области для установления (корректировки) тарифов на очистку промстоков и поставку технической воды на 2021 год, размер тарифа на электроэнергию с учетом удельных затрат ОНПЗ на передачу электроэнергии отражен в соответствующих строках "Тариф на электрическую энергию и мощность". Кроме того, ссылаясь на положения пункта 20 Правил регулирования тарифов, орган регулирования не направил запрос на предоставление дополнительных документов. Указывает, что удельные затраты по передаче электроэнергии по сетям Общества, в учете которых было отказано органом регулирования, являются расчетной величиной и для проверки обоснованности несения данных затрат не требовалось предоставление каких-либо дополнительных документов со стороны регулируемой организации в связи с тем, что РЭК Омской области объективно обладал достаточным объемом сведений и документов для проверки заявленных к учету затрат по данной статье. Что касается нормативной прибыли, то возможность учета расходов на выплаты, предусмотренные коллективным договором предусмотрена профильным нормативным правовым актом, при этом законодатель не разделяет выплаты, производимые в рамках коллективного договора на обязательные или добровольные.
Несогласие административного ответчика с видами стимулирующих и социальных выплат, расходы по которым заявлены ОНПЗ к учету при корректировке тарифов на 2021 год, равно как и наличие убытка по регулируемым видам деятельности не могут являться основанием для полного отказа в удовлетворении заявленных ОПНЗ расходов по статье нормативная прибыль при корректировке тарифов на водоотведение (ХБС), очистку промышленных стоков, поставку технической воды на 2021 год. Указывает, что суд необоснованно отверг позицию истца по расходам на электрическую энергию за 2019 год по основаниям, аналогичным эпизоду "Расходы на электрическую энергию на 2021 год".
Региональная энергетическая комиссия Омской области также обратилась в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, отказав в удовлетворении административного искового заявления. Вывод суда о возможности отнесения к неподконтрольным расходам фактически понесенных расходов на выполнение ремонтных работ прямо противоречит пункту 2 Основ ценообразования. Полагает, что понесенные административным истцом расходы на выполнение ремонтных работ сверх ранее утвержденных значений не были вызваны необходимостью устранения каких-либо аварий либо обусловлены обстоятельствами непреодолимой силы. Следовательно, такие расходы могут быть отнесены только к неподконтрольным. У АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" не было аварийных ремонтов и предписаний надзорных органов. В силу положений пунктов 17 и 18 Правил регулирования у Общества имеется возможность скорректировать запланированные ранее мероприятия. Действующим законодательством не предусмотрен пересмотр базового уровня операционных расходов, к которым отнесены ремонтные расходы, как и не предусмотрен учет в операционных расходах дополнительных средств. Таким образом, расходы на ремонтные работы, понесенные регулируемой организацией в предыдущем периоде регулирования, и не утвержденные в составе мероприятий производственной программы, могут быть учтены органом регулирования только при отнесении таких расходов к неподконтрольным, а такое отнесение возможно только в случае проведения ремонтных работ для устранения аварий, выполнения предписаний надзорных органов, то есть в условиях, не зависящих от воли регулируемой организации.
Административный ответчик не согласен с выводом суда в части необоснованного исключения РЭК Омской области расходов по ремонту динамического оборудования в 2021 году исходя из того, что данные расходы содержатся в представленной регулируемой организацией производственной программе в сфере водоснабжения на 2021 -2025 годы. В нарушение пункта 51 Основ обосновывающих документов для выполнения вышеуказанных мероприятий на весь срок действия производственной программы АО "Газпромнефть-ОНПЗ" не представлено. Кроме того, административным истцом не были представлены дефектные ведомости, что означает отсутствие обоснования технических и технологических затрат на ремонт, а также не был представлен график по ремонту динамического оборудования ХПН N 1, 2 (насосов, редукторов). Относительно необоснованного распределения расходов на ремонт на 2021-2025 годы РЭК Омской области указывает, что на момент принятия признанных судом недействующими приказов (с учетом корректировки), постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не было принято.
Относительно доводов апелляционной жалобы РЭК Омской области административным истцом поданы возражения, прокурором поданы возражения по доводам апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2 пункта 13.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям РЭК Омской области относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и утверждение инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка их опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В силу части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов (пункт 13 Правил регулирования тарфов).
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (пункт 14 Правил регулирования тарифов).
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении; решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (пункт 25 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
При регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод доходности инвестированного капитала; в) метод индексации; г) метод сравнения аналогов (пункт 30 Основ ценообразования).
В силу пункта 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Судом установлено, что 30 апреля 2020 года в РЭК Омской области поступили заявления АО "Газпромнефть-ОНПЗ" об установлении тарифа на транспортировку воды на долгосрочный период регулирования 2021 - 2025 годы методом индексации и о корректировке тарифов на водоотведение и техническую воду на 2021 год методом индексации.
Вопросы об установлении тарифов на транспортировку воды на 2021 - 2025 годы и о корректировке тарифов на водоотведение (хозяйственно-бытовые стоки, очистка промышленных стоков), тарифа на техническую воду на 2021 год для потребителей АО "Газпромнефть-ОНПЗ" были рассмотрены на заседании правления РЭК Омской области, что отражено в выписке из протокола заседания правления N 83 от 8 декабря 2020 года.
Решения по данным вопросам приняты на основании экспертных заключений от 7 декабря 2020 года путем открытого голосования единогласно и оформлено приказами от 8 декабря 2020 года, оспариваемыми административным истцом в части.
Разрешая административные исковые требования в части решения органа регулирования, принятого по результатам тарифной заявки Общества в отношении расходов на амортизацию имущества, суд пришел к выводам об обоснованном исключении размера заявленных расходов.
Отказ во включении спорных сумм амортизации при расчете необходимой валовой выручки мотивирован РЭК Омской области со ссылкой на пункты 28, 89 Методических указаний, согласно которым расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.
В силу пункта 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 данного документа.
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные Обществом документы в подтверждение заявленных расходов, установил, что инвестиционная программа АО "Газпромнефть-ОНПЗ" в сфере водоснабжения и водоотведения не утверждалась, следовательно, не подтверждена целесообразность и необходимость проведенной модернизации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, что при отсутствии утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы увеличение расходов на амортизацию основных средств не может быть признано обоснованным, в связи с чем, расходы на амортизацию обоснованно не включены в расчет необходимой валовой выручки при утверждении (корректировке) оспариваемых тарифов, является правильным.
Вопреки утверждению административного истца, суд первой инстанции обоснованно согласился с расчетом органа регулирования расходов по налогу на имущество организаций при утверждении (корректировке) тарифов на 2021 год, исходя из данных, принятых по статье "Амортизация", на основании среднегодовой стоимости имущества и действующей ставки данного налога в размере 2, 2 %, поскольку налог на имущество является производной статьей затрат от статьи "Амортизация основных средств и нематериальных активов". Выводы суда в указанной части подробно и аргументировано изложены в обжалуемом решении, оснований с ними не согласиться судебная коллегия не находит.
Пунктом 48 Основ ценообразования установлено, что расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
Принимая во внимание, что Обществом не представлено документов, подтверждающих экономическое обоснование размера расходов на транзит тепловой и электрической энергии (расходы на содержание собственных сетей), относимых на регулируемые виды деятельности, суд правомерно признал указанные расходы, как экономически необоснованные и документально не подтвержденные.
Относительно заявленных Обществом и неучтенных органом регулирования фактических расходов на нормативную прибыль (выплата компенсаций работникам по коллективному договору) за 2018-2019 годы судебная коллегия полагает возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт "в" пункта 78 Основ ценообразования).
Расходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, приведены в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Коллективным договором АО "Газпромнефть-Омский НПЗ" предусмотрены обязательства административного истца по добровольному медицинскому страхованию, организации санаторно-курортного лечения, ипотечному кредитованию, оплате питания и др.
Учитывая положения статьи 270, пунктов 4, 16, 24.1 и 24.2 статьи 255 НК РФ, административный истец не обосновал отнесение названных выше затрат к расходам на нормативную прибыль, а не к расходам для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 4 июня 2012 года N 03-03-06/1/292, от 13 ноября 2012 года N 03-03-06/4/108).
Кроме того, несмотря на то, что выплаты социального характера допускаются Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (срок действия которого продлен в установленном порядке до 31 декабря 2022 года), экономическая обоснованность данных расходов должна быть подтверждена соответствующими документами.
В данном случае таких документов не представлено. Регулируемая организация документально не подтвердила характер и условия несения расходов на социальные нужды, в том числе, условия питания работников, нуждаемость работников по медицинским показаниям в санаторно-курортном лечении в связи с профессиональными заболеваниями, условия возмещения затрат по ипотечному кредитованию, а также относимость этих расходов к регулируемым видам деятельности.
При таких обстоятельствах суд обоснованно согласился с решением органа регулирования об исключении указанных затрат Общества при расчете необходимой валовой выручки.
По аналогичным основаниям, а также с учетом изложенной выше позиции суда относительно расходов по статьям "Амортизация 2021 года", "Налог на имущество 2021 года", "Расходы на электрическую энергию на 2021 год", судом отклонены доводы административного истца о необходимости учета при определении необходимой валовой выручки расходов по статьям "Амортизация", "Налог на имущество", "Расходы на электрическую энергию", фактически понесенные в 2019 году.
Оснований не согласиться с выводом суда о неправомерном отклонении органом регулирования заявленных Обществом непокрытых расходов на ремонт за 2019 год судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, пунктом 12 Методических указаний, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Суд первой инстанции проанализировал документы, представленные регулируемой организацией в РЭК Омской области, и правомерно счел их подтверждающими размер названных фактически понесенных расходов.
Отказ органа регулирования в учете указанных расходов мотивирован невозможностью изменения уровня операционных расходов, который подлежит лишь ежегодному индексированию в течение долгосрочного периода регулирования. Однако РЭК Омской области в данном случае неправомерно не учтен предусмотренный законодательством о ценообразовании механизм возмещения выпадающих доходов регулируемой организации в соответствии с приведенными выше нормами.
Непредставление организацией в орган регулирования дефектных ведомостей, обосновывающих расходы на ремонт по факту 2019 года, не признано органом регулирования в качестве основания для отказа и, кроме того, не может свидетельствовать об отсутствии этих документов, учитывая их представление суду.
Кроме того, при рассмотрении тарифной заявки административного истца органом регулирования реализовано право на дополнительный запрос недостающих документов. Однако в данном случае направленный запрос надлежащим образом не конкретизирован относительно истребуемой документации, что не отвечает целям тарифного регулирования.
При таких обстоятельствах решение органа регулирования об отклонении понесенных в 2019 году расходов на ремонт является необоснованным.
Определяя базовый уровень операционных расходов при установлении тарифов на транспортировку воды для потребителей АО "Газпромнефть- ОНПЗ" на 2021 - 2025 годы (пункт 1 приказа N 392/83), органом регулирования тарифов не были учтены ремонтные расходы в сумме 1983, 76 тыс. руб, в связи с исключением расходов на ремонт динамического оборудования, как экономически необоснованных расходов.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о неправомерном отклонении органом регулирования заявленных расходов на ремонт динамического оборудования на 2021 год при установлении тарифов на транспортировку на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы.
Проанализировав представленные документы в обоснование указанных расходов, суд правомерно счел их достаточными.
Кроме того, обоснованность перечня запланированных работ подтверждается также производственной программой организации, утвержденной органом регулирования на 2021-2025 годы.
Доводы органа регулирования об отсутствии у производственной программы надлежащего доказательственного значения ввиду ее утверждения без проверки соответствующих документов судебная коллегия отклоняет.
В соответствии со статьей 41 Закона о водоснабжении и водоотведении производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).
При разработке производственной программы учитываются:
1) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (часть 2).
Производственная программа должна содержать:
1) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке;
2) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод);
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы;
4) график реализации мероприятий производственной программы;
5) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
6) иные сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу производственных программ, которые утверждены Правительством Российской Федерации (часть 3).
Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности производственной программы организации (часть 4).
Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов (часть 5).
В силу положений части 6 статьи 32 указанного федерального закона результаты исполнения производственной программы в истекшем периоде регулирования учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования.
Таким образом, регулирующие органы проверяют проект производственной программы на соответствие требованиям Правил разработки производственных программ, в том числе, вправе провести анализ обоснованности такой программы, и осуществляют оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы.
Учитывая, что законодательством предусмотрен учет при разработке производственных программ результатов технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, позволяющих установить техническое состояние названных систем и подтверждающих потребность в проведении запланированных ремонтных работ, техническая (технологическая) необходимость проведения ремонтных работ также подлежит оценке органом регулирования при утверждении программы.
Выводы суда первой инстанции о невозможности корректировки тарифа в дальнейшем не имеют правового значения, поскольку сама по себе возможность такой корректировки при неправомерном отклонении заявленных затрат не может свидетельствовать о законности решения органа регулирования.
При установлении базового уровня операционных расходов на 2021 - 2025 годы (тарифы на транспортировку воды) в части ремонта магистрального трубопровода ХПВ административный истец указывает, что заявлял в производственной программе расходы по ремонту магистрального трубопровода ХПВ на сумму 1147928, 69 руб. с датой реализации май 2021 - октябрь 2022 год, в то время как РЭК Омской области принято 229590 руб, а сумма 1147928, 69 руб. пропорционально разделена на весь пятилетний период долгосрочного регулирования, в то же время согласно расчетам административного истца на 2021 год базовый уровень операционных расходов должен составлять 280600 руб. пропорционально объему 8 месяцев 2021 года
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о противоречии действующему законодательству пункта 1 приказа региональной энергетической комиссии Омской области от 8 декабря 2020 года N 392/83 "Об установлении тарифов на транспортировку воды для потребителей Акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ" в части расходов на ремонт магистрального трубопровода.
В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за некоторыми исключениями), ремонтные расходы, административные и сбытовые расходы.
Пунктом 44 Методических указаний предусмотрено, что операционные расходы включают в себя, в том числе, ремонтные расходы, определенные в соответствии с пунктами 23 - 24 Методических указаний.
Операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов). Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле, указанной в Методических указаниях, путем индексации установленного базового уровня операционных расходов (пункты 23, 24 Методических указаний).
Таким образом, базовый уровень операционных расходов определяется только на первый год долгосрочного тарифного регулирования, в последующие годы он не пересматривается и только индексируется.
С учетом изложенных нормативных предписаний орган регулирования при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования определяет общую потребность регулируемой организации в денежных средствах и рассчитывает необходимые показатели для определения соответствующего базового уровня расходов.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, административным ответчиком расходы на ремонт магистрального трубопровода обоснованно распределены в равных долях по годам на долгосрочный период 2021-2025 годы в целях исключения двойного учета этих расходов.
При этом организация не лишена возможности планировать и осуществлять проведение ремонтных работ в каждом следующем году долгосрочного периода в размере большем, чем размер ремонта, выполненного в предыдущем году, так как действующее законодательство в сфере тарифного регулирования возможности вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта не допускает и предусматривает специальные механизмы возмещения произведенных затрат.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого приказа N 392/83 у органа регулирования отсутствовали правовые основания для учета расходов на ремонт магистрального трубопровода в полном объеме на 2021 год.
Вопреки выводам суда, принятие в последующем постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2021 года N 2009 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта закону и нарушении органом регулирования законодательства о ценообразовании.
Возникновение у регулируемой организации убытков (в виде экономически обоснованных затрат) в связи с невозможностью дальнейшего законного осуществления деятельности и отсутствием оснований для возмещения таких убытков в рамках тарифного регулирования (пункт 15 Основ ценообразования) влечет восстановление нарушенных прав организации в ином предусмотренном законом порядке.
Поскольку указанные обстоятельства не влияют на законность принятого по существу заявленных требований судебного акта, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Содержащиеся доводы в апелляционных жалобах аналогичны позиции сторон в суде первой инстанции, были проверены судом. Каких-либо доказательств, документально опровергающих выводы суда, в том числе, по доводам апелляционных жалоб, не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 15 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "Газпромнефть-Омский НПЗ", региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.