N 16-673/2023
г. Санкт-Петербург 23 января 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу Афанасьевой В.Ю. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Сысольского, Прилузского, Койгородского районов по использованию и охране земель, начальника Сысольского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Коми от 18 марта 2022 года, решение заместителя руководителя Управления Росреестра по Республики Коми, заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель от 30 марта 2022 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 мая 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении Афанасьевой Валентины Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора Сысольского, Прилузского, Койгородского районов по использованию и охране земель, начальника Сысольского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Коми от 18 марта 2022 года, оставленным без изменения решением заместителя руководителя Управления Росреестра по Республики Коми, заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель от 30 марта 2022 года, решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 мая 2022 года и решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 13 июля 2022 года, Афанасьева В.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Афанасьева В.Ю. признана виновной в самовольном занятии земельного участка ориентировочной площадью 20 кв. м, расположенного на землях населенного пункта деревни Ключ села Чухлэм Сысольского района Республики Коми (возле дома N 56) и использовании его без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на данный земельный участок.
Правонарушение совершено Афанасьевой В.Ю. в сроки и при обстоятельствах, изложенных в постановлении должностного лица.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Афанасьева В.Ю. выражает несогласие с состоявшимися актами должностных лиц и судебными решениями, считает их незаконными; оспаривает событие вмененного административного правонарушения; находит необоснованным вывод о самовольном занятии земельного участка, поскольку границы этого земельного участка на местности не определены; указывает о нарушении процессуальных норм при составлении протокола; просит об отмене постановления, решения должностных лиц и судебных актов.
Изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и копии судебных решений, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, установленные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (п. 1 ст. 26 ЗК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, актов органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Согласно п. 1, 2 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Таким образом, положения ст. ст. 25, 26 ЗК РФ, ст. 264 ГК РФ предусматривают обязанность по оформлению документов на право пользования земельным участком.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Как установлено судебными инстанциями, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Афанасьевой В.Ю. послужило поступившее 14 февраля 2022 года в Сысольский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республики Коми обращение главы сельского поселения "Чухлэм" в отношении Афанасьевой В.Ю. при использовании земельного участка по адресу: "адрес" (возле "адрес"), из которого следует, что при осмотре территории установлено, что возле жилого дома N 56 находится бревенчатый гараж, возведенный Афанасьевой В.Ю. по правую сторону дороги "подъезд к дер. Уличпом".
При этом, вопреки утверждению в жалобе, администрацией сельского поселения "Чухлэм" проверка соблюдения требований земельного законодательства не проводилась, правонарушение обнаружено при реализации администрацией сельского поселения "Чухлэм" своих полномочий при проверке фактов, изложенных в обращении гражданина, и сведения о нарушении требований земельного законодательства переданы в орган, уполномоченный составлять протоколы и рассматривать административные дела по ст. 7.1 КоАП РФ.
По результатам проведенной главным государственным инспектором, Прилузского, Сысольского, Койгородского районов по использованию и охране земель проверки соблюдения земельного законодательства установлен факт самовольного занятия Афанасьевой В.Ю. земельного участка ориентировочной площадью 20 кв. м, расположенного на землях населенного пункта деревни Ключ села Чухлэм Сысольского района Республики Коми (возле дома N 56) и использования его для размещения гаража без оформленных в установленном порядке документов.
В ходе проверки выявлено, что Афанасьева В.Ю. совместно с ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером N (инвентарный N), площадью 1 200 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Также установлено, что указанный земельный участок имеет один контур и является смежным с земельным участком с кадастровым номером N (инвентарный N).
Исходя из сведений ЕГРН земельный участок, на котором находится возведенный и используемый Афанасьевой В.Ю. бревенчатый гараж, расположен на существенном удалении (через дорогу) от земельного участка с кадастровым номером N, для размещения гаража как объект гражданско-правовых отношений в указанном месте не сформирован - на государственный учет не поставлен, каких-либо прав в отношении него (в частности Афанасьевой В.Ю.) не имеется.
Представленные в дело доказательства, исследованные в ходе производства по делу об административном правонарушении должностными лицами уполномоченного органа и судебными инстанциями в ходе проверки законности вынесенных данными лицами решений, в совокупности объективно свидетельствуют о том, что земельный участок ориентировочной площадью 20 кв. м, расположенный на землях населенного пункта д. Ключ с. Чухлэм Сысольского района Республики Коми (возле дома N 56) самовольно занят и использовался Афанасьевой В.Ю. при отсутствии к тому законных оснований.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления должностным лицом Управления Росреестра по Республике Коми в отношении Афанасьевой В.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, и привлечения её постановлением должностного лица указанного органа, с выводами которого согласились вышестоящее должностное лицо и судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что в нем отражено событие административного правонарушения, которое по своему описанию соответствует диспозиции ст. 7.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении в отношении Афанасьевой В.Ю. составлен уполномоченным на то должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к его форме и содержанию. Оснований для признания его недопустимым доказательством оснований не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения Афанасьевой В.Ю. от административной ответственности и отмены вынесенных в отношении неё постановления должностного лица и последующих решения должностного лица и судебных актов, поскольку факт совершения ею административного правонарушения и её виновность подтверждаются достаточной совокупностью собранных по делу доказательств, перечисленных в обжалуемых актах, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы должностных лиц и судов, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
На основании исследования имеющейся совокупности доказательств, всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела, должностные лица, судья городского суда и согласившийся с ним судья вышестоящей судебной инстанции правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемой к административной ответственности Афанасьевой В.Ю. состава вмененного административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
Действия Афанасьевой В.Ю. самовольно занявшей и использующей вышеупомянутый земельный участок при отсутствии на то предусмотренных законом прав, квалифицированы по ст. 7.1 КоАП РФ в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и имеющимися доказательствами, нормами КоАП РФ и положениями земельного законодательства.
Доводы, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они были предметом проверки и оценки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не опровергают наличие в деянии Афанасьевой В.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание Афанасьевой В.Ю. назначено в пределах санкции ст. 7.1 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
Оснований для применения положений ст. 2.9 и ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица с доводами, аналогичными изложенным в рассматриваемой жалобе, судьей городского суда и судьей Верховного Суда Республики Коми дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в судебных решениях дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Афанасьевой В.Ю. к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление главного государственного инспектора Сысольского, Прилузского, Койгородского районов по использованию и охране земель, начальника Сысольского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Республике Коми от 18 марта 2022 года, решение заместителя руководителя Управления Росреестра по Республики Коми, заместителя главного государственного инспектора Республики Коми по использованию и охране земель от 30 марта 2022 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 мая 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении Афанасьевой Валентины Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Афанасьевой В.Ю. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.