Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Дубова Ю.А. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Кикеевой Любови Андреевны на решение Московского гарнизонного военного суда от 5 августа 2022 года по административному делу N 2а-401/2022 и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 27 октября 2022 года по административному исковому заявлению в интересах военнослужащего войсковой части N. "звание" Тахватулина Виталия Владимировича об оспаривании действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с определением размера инвестиционного дохода, учитываемого на его индивидуальном накопительном счёте (далее по тексту определения - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее по тексту определения - НИС).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего содержание обжалованных судебных актов, включая обстоятельства дела как они установлены судебными инстанциями, а также доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
вышеназванным решением Московского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда, удовлетворено административное исковое заявление в интересах Тахватулина В.В, в котором заявлены требования о признании незаконным произведённого ФГКУ "Росвоенипотека" расчёта по определению величины инвестиционного дохода, который должен быть начислен на ИНС административного истца за период с 15 июня 2008 года по 30 июня 2018 года в размере "данные изъяты"
Признав оспоренные действия незаконными, суд в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал ФГКУ "Росвоенипотека" помимо ранее учтённых средств на ИНС Тахватулина В.В. учесть сумму "данные изъяты" в качестве дохода от инвестирования переданных в доверительное управление управляющим компаниям средств за вышеуказанный период, а на Министерство обороны Российской Федерации судом возложена обязанность осуществить фактическое перечисление этих средств в целях обеспечения возможности включить в систему аналитического учёта сведения о них как учтённых на ИНС административного истца.
Представителем Министерства обороны Российской Федерации Кикеевой Л.А. 9 ноября 2022 года подана кассационная жалоба, в которой она просит об отмене постановленных судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, приведшим к принятию неправильных судебных актов, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления в полном объёме.
В обоснование кассационной жалобы Кикеева Л.А. излагает собственные анализ и толкование отдельных положений Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе") и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, по итогам которых настаивает на том, что восстановлению и учёту после фактического открытия счёта подлежат вне зависимости от сроков возникновения у участника НИС права на открытие именного накопительного счёта лишь накопительные взносы за предшествующий период, в то время как возможности начислить и учесть доход от инвестирования тех средств, которые не учитывались на счетах участников НИС и не передавались в доверительное управление управляющим компаниям, то есть инвестирование которых фактически не осуществлялось, в том числе и по причине несвоевременности включения конкретных военнослужащих в реестр участников НИС, действующим законодательством не предусматривается. Кроме того, представителем административного ответчика выражено мнение о том, что обжалованные судебные акты не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом автор кассационной жалобы утверждает о безосновательности удовлетворения судом требований к Министерству обороны Российской Федерации, не допустившего непосредственно нарушений прав административного истца, процедура по открытию и ведению ИНС на имя которого должна осуществляться командиром воинской части согласно полномочиям, делегированным последнему как самостоятельному органу военного управления.
Далее Кикеева Л.А. отразила мнение о том, что административный истец пропустил предусмотренный статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трёхмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку этот срок надлежит исчислять с момента возникновения у военнослужащего возможности получить сведения об учтённых на его ИНС денежных средствах как участника НИС с использованием персонализированного доступа к системе в сети "Интернет", а также посредством получения соответствующей информации через органы управления федерального органа исполнительной власти, где он проходит военную службу.
Помимо изложенного, Кикеева Л.А. приводит доводы о несоответствии обжалованных ею судебных актов постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении".
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, подтверждается материалами административного дела и не оспаривается по существу автором кассационной жалобы, что Тахватулин В.В. 30 июля 2018 года включён в реестр участников НИС с датой возникновения основания для такого включения 15 июня 2008 года.
При этом несвоевременное включение Тахватулина В.В. в указанный реестр произошло по обстоятельствам, независящим от административного истца, а расчёт подлежащих учёту на его ИНС с указанной даты денежных средств осуществлён без учёта дохода от инвестирования, который был бы учтён на ИНС административного истца в случае своевременного включения его в реестр участников НИС.
Вступившим в законную силу решением Белогорского гарнизонного военного суда от 3 апреля 2020 года на ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность произвести расчет и истребовать в установленном порядке из Министерства обороны Российской Федерации сумму инвестиционного дохода, которая подлежала начислению на ИНС административного истца за период с 15 июня 2008 года по 30 июня 2018 года.
В порядке исполнения решения суда ФГКУ "Росвоенипотека" учтён для восстановления нарушенного права административного истца инвестиционный доход на его ИНС в размере "данные изъяты"
Как следует из установленных судами обстоятельств, подтверждённых материалами административного дела, на именном накопительном счёте Тахватулина В.В. учтены по состоянию на 1 января 2019 года накопления для жилищного обеспечения в размере "данные изъяты" в том числе инвестиционный доход в размере "данные изъяты" На соответствующем счёте административного истца в соответствии с судебным решением учтён и инвестиционный доход в сумме "данные изъяты"
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе".
Действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакцией части 1 статьи 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе" предусматривалось, что накопления для жилищного обеспечения формируются из учитываемых на ИНС участников НИС накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений.
Согласно частям 4 - 6 той же статьи учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 создано в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подпункта "в" пункта 5, пунктов 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, ИНС включает в себя ряд сведений, в том числе о доходах от инвестирования.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утверждённых тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств. Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Судами установлено на основании общедоступных данных, размещённых в сети "Интернет", в разделе "Раскрытие информации" официального сайта ФГКУ "Росвоенипотека", ведущегося согласно требованиям пунктов 3 - 7 Правил раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N655, что размер инвестиционного дохода участника НИС, включённого в соответствующий реестр с июня 2008 года, составлял на 1 января 2019 года "данные изъяты" Эти обстоятельства подтверждены имеющейся в материалах дела информацией из пункта 42 сведений о средствах, учтённых на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2019 года.
Поскольку сумма совокупного инвестиционного дохода, учтённого на ИНС административного истца за вышеуказанный период, составила "данные изъяты" то учтённый на ИНС Тахватулина В.В. инвестиционный доход отличается по своему размеру в меньшую сторону на "данные изъяты" от сумм инвестиционного дохода, учтённых на ИНС равных по статусу военнослужащих, своевременно включённых в реестр участников НИС, ввиду чего гарнизонный и окружной военные суды пришли к обоснованным выводам о нарушении стороной административных ответчиков прав административного истца на возможность воспользоваться накоплениями для жилищного обеспечения в полном объёме, включающем учтённый за период с 15 июня 2008 года по 30 июня 2018 года доход от инвестирования средств, подлежавших передаче в установленном порядке в доверительное управление.
Вопреки доводам кассационной жалобы представителя административного ответчика Кикеевой Л.А, отсутствие самостоятельного порядка регулирования правоотношений, связанных с учётом доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именных счетах участников НИС, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, то есть регламентации механизма действий в случае реализации ненадлежащим образом прав военнослужащих, которые гарантированы законом, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений. Такая защита нарушенных прав является, в силу пункта 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства.
Поскольку обязанностью ФГКУ "Росвоенипотека" в соответствии с законом является формирование накоплений, в том числе инвестиционного дохода, для последующего жилищного обеспечения участников НИС и по учёту сумм указанных накоплений на именных счетах последних пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год, то суд обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность учесть величину инвестиционного дохода в размере "данные изъяты" который на ИНС Тахватулина В.В. надлежало учесть за период с 15 июня 2008 года по 30 июня 2018 года.
Адресованные ФГКУ "Росвоенипотека" рекомендации проработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос о начислении упущенного инвестиционного дохода для военнослужащих, несвоевременно включённых в НИС, содержатся в абзаце четвёртом пункта 7 приложения к постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 марта 2018 года N 91-СФ по итогам совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих".
Административными соответчиками не представлено сведений о результатах проработки такого вопроса совместно с Министерством обороны Российской Федерации, в то время как судебные инстанции в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в целях устранения нарушенного права административного истца также правомерно обязали указанное военное ведомство, привлечённое к участию в деле, осуществить перечисление, которое обеспечит возможность аналитического учёта именно на ИНС Тахватулина В.В. учитываемых "Росвоенипотекой" денежных средств в размере упущенного по независящим от военнослужащего обстоятельствам инвестиционного дохода.
При этом является ошибочным утверждение представителя административного ответчика Кикеевой Л.А. в кассационной жалобе о незаконности возложения соответствующей обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, поскольку в соответствии с подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Также ошибочны доводы Кикеевой Л.А. о пропуске без уважительных причин процессуального срока, установленного статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Тахватулиным В.В, который обратился через своего представителя Григорьева А.В. с административным исковым заявлением в гарнизонный военный суд 9 июля 2022 года, поскольку сам по себе факт учёта на его ИНС накоплений не подтверждает осведомлённость военнослужащего о нарушении права на получение инвестиционного дохода в полном объёме. Кроме того, Тахватулин В.В, проходящий военную службу по контракту и являющийся участником НИС, вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, связанных с реализацией жилищных прав исходя из своего действующего правового статуса.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет в статье 3 задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - его принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении. Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Судебные инстанции эти требования выполнили, а объективно обусловленных оснований для того, чтобы согласиться с доводами кассационной жалобы Кикеевой Л.А. об обратном, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований к безусловной их отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 5 августа 2022 года и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 27 октября 2022 года по административному исковому заявлению в интересах Тахватулина Виталия Владимировича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Кикеевой Любови Андреевны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 31 января 2023 года.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Ю.А. Дубов
В.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.