Дело N 2а-3677/2021
г. Краснодар 07.06.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 09.03.2022 кассационную жалобу ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13.12.2021, вынесенное по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.09.2021 по административному делу по административному иску ФИО5 к Администрации г. Ялта Республики Крым, заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, выслушав пояснения ФИО5 и его представителя ФИО6, поддержавших кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Ялта Республики Крым (далее - Администрация) от 28.07.2021 N2199-п "Об отказе ФИО5 в предоставлении в собственность земельного участка площадью 240 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав"; обязать Администрацию в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка; взыскать с Администрации в пользу административного истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований указано, что решением Алупкинского городского Совета N11/6 от 22.09.2010 ФИО5 было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0, 025 га, расположенного по адресу: "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома.
28.07.2021 ФИО5 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, однако постановлением Администрации ему было отказано в связи с невозможностью подтвердить подлинность представленного им решения.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, ФИО5 обратился в суд.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28.09.2021 административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13.12.2021 решение от 28.09.2021 отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене апелляционного определения, постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО5 ссылается на то, что решением 48 сессии 5 созыва N11/6 от 22.09.2010 ему разрешено выполнить проект землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0, 025 га, расположенного по адресу: "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Постановлением Администрации N2199-п от 28.07.2021 ФИО5 было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав, в связи с невозможностью подтверждения подлинности решения 48 сессии Алупкинского городского Совета 5 созыва N11/6 от 22.09.2010.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что представленное ФИО5 решение было фальсифицировано либо признано незаконным, административным ответчиком суду не представлено, в связи с чем указанное в оспариваемом постановлении обоснование в виде невозможности подтвердить подлинность решения является незаконным, необоснованным, нарушает права истца на приобретение земельного участка в установленной законом процедуре.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился в силу следующего.
Законодатель, предоставляя право гражданам завершить оформление прав на земельные участки, указал на то, что такое право должно возникнуть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ.
При этом, на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ, право, которое было предоставлено гражданину на основании решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не должно быть утрачено.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем для государственной регистрации прав на земельный участок
Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым N313 от 2.09.2014 (далее - Порядок), устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона N38-ЗРК.
Переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права) (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14.10.2008 по 21.03.2014 (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Пунктом 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобщения к заявлению о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 8 Порядка в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 14.10.2019 N2381-п утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (далее - Административный регламент), согласно которому основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, отсутствие одного или нескольких документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые невозможно получить в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Из представленных административным истцом документов следует, что к заявлению была приложена копия решения Алупкинского городского совета N11/6 от 22.09.20210, заверенная подписью должностного лица Алупкинского городского совета, с указанием его фамилии и должности.
Однако, как следует из ответа начальника управления по архивным делам Администрации от 14.10.2020 N М-131, предоставить решение 48 сессии 5 созыва Алупкинского городского совета N11/6 от 22.09.20210 в отношении ФИО5 не представляется возможным, поскольку на государственное хранение в отдел формирования архивного фонда управления, а также материалы по указанному решению, не поступали (согласно исторической справке за 2009 - 2010 годы, подписанной председателем ликвидационной комиссии Алупкинского городского совета, протоколы 46, 47, 48 сессий 5 созыва и материалы к ним изъяты правоохранительными органами в Алупкинском городском совете в 2010 году).
Аналогичную информацию содержит ответ Администрации от 29.11.2021 N20398/02.1-40/1, поступивший по запросу суда.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем в нарушение положений пункта 4.4 Административного регламента не представлены все документы, необходимые для завершения оформления права на земельный участок, с учетом невозможности получения решения в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Наличие копии решения органа местного самоуправления при отсутствии сведений о его принятии в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о наличии у истца оснований для возникновения прав на спорный земельный участок.
Согласно статьи 11, пункта 2 статьи 15, подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1, статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 1, абзаца 2 части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 14, статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 21.08.2014 N54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" (далее - Закон N54-ЗРК), частей 1 и 5 статьи 13 Законом Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что постановление Администрации от 28.07.2021 N2199-п принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением порядка и процедуры принятия, в связи с чем является законным и обоснованным.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 13.12.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО8 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.