Дело N 2а-3685/2021
г. Краснодар 20.12.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Борс Х.З, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 12.09.2022 кассационную жалобу Управления имущественных отношений Администрации г. Анапы на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 03.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22.03.2022 по административному делу по административному иску ФИО2, ФИО1, ООО "Специализированный застройщик "Прогресс" к Управлению имущественных отношений г. Анапы о признании незаконным действий уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ООО "Специализированный застройщик "Прогресс", ФИО2 по доверенностям ФИО10, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Специализированный застройщик "Прогресс" (Общество, ООО "СЗ "Прогресс"), ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконными действия Управления имущественных отношений Администрации г. Анапы (Управление), выразившиеся в изменении в одностороннем порядке арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами: N, расположенные по адресу: "адрес", с применением с 24.07.2021 повышенной ставки арендной платы. Обязать административного ответчика при расчете годовой арендной платы за указанные земельные участки с 24.07.2021 применять ставку арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков в размере 0, 5%.
В обоснование требований сослались на то, что ООО "СЗ "Прогресс", ФИО1, ФИО2 являются пользователями земельных участков с кадастровыми номерами N, с видом разрешенного использования - "комплексное жилищное строительство", расположенных по адресу: "адрес".
Согласно пункту 2.1 договора аренды от 28.12.2017 N ставка арендной платы за земельный участок составляет 0, 3%.
В августе 2021 административным истцам стало известно о том, что с 24.07.2021 Управлением в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N применена ставка арендной платы в размере 5 % от их кадастровой стоимости.
Административные истцы полагают, что увеличение ставки арендной платы необоснованно связано с неосуществлением на указанных участках строительства, по истечении трех лет с даты заключения договора аренды.
Ссылаясь на нарушение прав арендаторов земельных участков, ООО "СЗ "Прогресс", ФИО1, ФИО2 просили об удовлетворении административного иска.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 03.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22.03.2022, административный иск удовлетворен.
Суды признали незаконными действия Управления по изменению в одностороннем порядке арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами N с применением с 24.07.2021 ставки арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка 5 %.
Суды обязали Управление при расчете годовой арендной платы за указанные земельные участки применять ставку арендной платы от кадастровой стоимости земельных участков в размере 0, 5 %.
В кассационной жалобе Управление имущественных отношений Администрации г. Анапы просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в административном иске.
На кассационную жалобу ФИО2, ООО "СЗ "Прогресс" поданы возражения, в которых содержатся просьбы об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы усматриваются определенные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены судебных актов.
Удовлетворяя требования административного иска, суды указали на то, что земельный участок с видом разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка" безусловно подлежит отнесению к земельным участкам, предназначенным для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки с установленной ставкой арендной платы - 0, 5 %.
Суды исходили из того, что поскольку нарушение сроков строительства произошло, в том числе и по вине Администрации г. Анапы, отменившей разрешение на строительство "Жилой комплекс по адресу: "адрес"", оснований для применения в отношении спорных земельных участков ставки 5%, установленной разделом 3 пункта 1 приложения к решению Совета муниципального образования г. Анапы, не имеется.
В этой связи суды пришли к выводу о незаконности действий административного ответчика и, как следствие, об удовлетворении требований.
С такими выводами судов согласиться нельзя, поскольку они постановлены при неправильном применении норм материального права, что привело к принятию незаконного решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Из абзаца 2 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ следует, что если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 08.07.2021 N 164 "О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13.04.2017 N 181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов" (решение от 08.07.2021 N 164) утверждены новые ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Из пункта 1 приложения N 2 к решению от 08.07.2021 N 164 следует, что применительно к земельным участкам, находящимся в собственности г. Анапы, с видом разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки" утверждена ставка арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка - 0, 5%. В случае, если объект недвижимости не введен в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды, применяется ставка 5% (раздел 3 пункт 1 приложения N 2 к решению от 08.07.2021 N 164).
Судами установлено, что 28.12.2017 между Управлением и ФИО11 заключен договор аренды N земельного участка, общей площадью 34474 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - "комплексное жилищное строительство". Срок действия договора до 02.11.2027.
15.03.2017 между ФИО11 и ФИО12 заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N от 28.12.2017.
15.07.2019 после раздела земельного участка с кадастровым номером N на два земельных участка с кадастровыми номерами N, ФИО12 передал ФИО13 права и обязанности по вышеуказанному договору аренды.
16.07.2019 ФИО13 передал права и обязанности на вышеуказанные земельные участки ООО "СЗ "Прогресс".
13.08.2019 Администрацией г. Анапы ООО "СЗ "Прогресс" выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства "Жилой комплекс по адресу: "адрес"", которое 20.07.2020 было отменено в порядке самоконтроля.
В деле имеются незарегистрированные в Управлении Росреестра договоры субаренды от 01.05.2021, согласно которым ФИО2 и ФИО1 являются субарендаторами 10/25292, 10/9182 долей земельных участков с кадастровыми номерами N, соответственно. На момент кассационного пересмотра дела, со слов представителя ФИО10, договоры субаренды прекращены.
09.08.2021 Управлением в адрес ООО "СЗ Прогресс" направлены акты сверки расчетов, из которых следует, что с 24.07.2021 в отношении вышеназванных земельных участков применена ставка в размере 5 % от их кадастровой стоимости.
Поскольку на момент принятия решения от 08.07.2021 N 164 с даты заключения договора аренды прошло более четырех лет, однако объект недвижимости в эксплуатацию не введен, действия административного ответчика об изменении ставки арендной платы на земельные участки являются законными и обоснованными, вследствие чего у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований.
Отмена муниципальным органом разрешения на строительство правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеет.
Поскольку по делу установлены все обстоятельства, необходимые для разрешения спора, а судами допущены нарушения в применении материального закона, регулирующего возникшие правоотношения, кассационный суд, отменяя обжалуемые судебные акты, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 03.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22.03.2022 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в административном иске ФИО2, ФИО1, ООО "Специализированный застройщик "Прогресс" к Управлению имущественных отношений г. Анапы о признании незаконным бездействия уполномоченного органа отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.12.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.