Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2624/2021 (УИД 54RS0006-01-2020-016363-40) по иску Волоховой Оксаны Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волохова Оксана Ивановна (далее по тексту - Волохова О.И, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное), ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что Волохова О.И. с 9 января 1996 г. по 31 декабря 2007 г, с 11 января 2016 г. по 30 июня 2017 г. работала в рентген кабинете ГБУЗ Новосибирской области "Городская поликлиника N 24", исполняла обязанности в должности "санитарка" отделения лучевой диагностики, непосредственно осуществляла уход за больными в рентгеновском кабинете. Согласно приказам работодателя, истец включена в группу "А" и "Б" облучения, что подтверждает работу в радиационно-опасных условиях. Однако в индивидуальных сведениях о работе спорные периоды квалифицированы как работа в общих условиях, в связи с чем ей отказано во включении указанных периодов в специальный страховой стаж.
С учетом изложенного просила признать незаконным и отменить решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 29 ноября 2019 г. N, обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 9 января 1996 г. по 31 декабря 2007 г, с 11 января 2016 г. по 30 июня 2017 г, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 31 мая 2021 г. Волоховой О.И. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 31 мая 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 29 ноября 2019 г. N, на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области возложена обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы истца с 9 января 1996 г. по 31 декабря 2007 г, с 11 января 2016 г. по 30 июня 2017 г. в должности санитарки рентген кабинета ГБУЗ Новосибирской области "Городская поликлиника N 24" и назначить пенсию с 19 ноября 2019 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судом апелляционной инстанции и они выразились в следующем.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Волохова О.И. работала в рентген кабинете ГБУЗ Новосибирской области "Городская поликлиника N 24" с 9 января 1996 г. по 31 декабря 2007 г, с 11 января 2016 г. по 30 июня 2017 г, исполняла обязанности в должности "санитарка" отделения лучевой диагностики.
Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из квалификационных характеристик, Положения о санитарке рентгеновского отделения (кабинета), должностных инструкций санитарки рентген кабинета, утвержденных главным врачом ГБУЗ Новосибирской области "Городская поликлиника N 24", объяснений истицы следует, что она непосредственно обслуживала больных, выполняла диагностические и лечебные процедуры, осуществляла уход за больными и их сопровождение после процедур, поддерживала лечебно-оздоровительную обстановку в кабинете, то есть выполняла обязанности именно младшей медицинской сестры по уходу за больными, при этом в штатном расписании не имелось должности младшей медицинской сестры в периоды работы истца в должности санитарки рентген кабинета.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, учитывая выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств по делу, подтверждающих выполнение истцом в спорные периоды работы младшей медицинской сестры по уходу за больными полный рабочий день, с целью установления условий работы Волоховой О.И. в оспариваемые периоды по должности санитарки рентген кабинета поликлиники поставлен на обсуждение вопрос о назначении государственной экспертизы условий труда, учитывая отсутствие возражений определением от 26 октября 2021 г. по делу назначена государственная экспертиза условий труда в Министерстве труда и социального развития Новосибирской области.
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 6 июля 2022 г..штатными расписаниями ГБУЗ Новосибирской области "Городская поликлиника N" на 2016 год, на 2017 год должность младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентген кабинете в период с 11 января 2016 г..по 30 июня 2017 г..не предусмотрена, установить наличие в штатных расписаниях ГБУЗ Новосибирской области "Городская поликлиника N 24" должности младшей медицинской сестры по уходу за больными в рентгенкабинете в периоды с 9 января 1996 г..по 31 декабря 2007 г..не представляется возможным в связи с отсутствием штатных расписаний указанных организаций на 1996-2007 годы. В соответствии с приказом работодателя Волохова О.И. допущена к работе с источниками ионизирующих излучений и отнесена к группе "А", в соответствии с должностными инструкциями санитарки рентген кабинета с выполнением 80% работы медицинской сестры R-кабинета в течение полной рабочей недели, утвержденными 1 сентября 2003 г..и 11 января 2016 г, Волохова О.И. в качестве санитарки рентген кабинета оказывала помощь R лаборанту по выполнению R-графических исследований тяжелобольнымм и детям, подготавливала кабинет к приему больных (контрастные вещества, медикаменты, химические реактивы), проводила несложные манипуляции при подготовке больного к R-исследованию (бариевые клизмы), участвовала в непосредственной обработке R-пленки, производила замену кассет и заряжала R-пленку для R-исследования, обеспечивала содержание в чистоте помещения, инвентаря, оборудования отделения лучевой диагностики; производила смену белья после каждого пациента, зачехляла средства индивидуальной защиты, осуществляла сопровождение тяжелобольных после R- исследования в процедурный кабинет или другие кабинеты, следила за соблюдением пациентом правил внутреннего распорядка, осуществляла передачу заключения врача-рентгенолога врачам, ведущим прием в поликлинике, исполняла приказы, распоряжения и
поручения руководителя, отвечала за документацию по индивидуальному дозиметрическому контролю сотрудников, оперативно принимала меры, включая информацию руководства по устранению нарушений техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил, создающих угрозу учреждению, работникам и пациентам поликлиники; самостоятельно производила обработку R-пленки (в проявочной машине и ручная проявка).
Согласно дополнительному соглашению от 18 января 2016 г. к трудовому договору от 25 мая 2011 г, Волоховой О.И. производились доплаты за вредные условия труда в размере 15% тарифной ставки (оклада), а также устанавливался ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что факт работы истца в должности санитарки рентген кабинета в течение полного рабочего дня подтвержден данным заключением.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указано, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорные периоды представлены работодателем без указания кода льготных условий, что было учтено судом первой инстанции и поставлено в зависимость от отсутствия данных об оспаривании Волоховой О.И. сведений индивидуального персонифицированного учета, однако согласно разъяснениям Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 1 августа 2003 г. N 4219-11/01-08, при оформлении решения об установлении пенсии следует указывать правовое обоснование для назначения пенсии, поэтому ранее принятые индивидуальные сведения без указания кода особых условий труда корректировать не обязательно, в связи с чем позиция пенсионного органа об отсутствии кода особых условий труда не является обоснованной, при этом следует учитывать, что ранее в 2016 году имел место спор между работниками, где в числе истцов была Волохова О.И, и ГБУЗ Новосибирской области "Городская поликлиника N 24" об оспаривании оценки условий труда, по которому утверждено мировое соглашение, по условиям которого за Волоховой О.И. сохранены гарантии, предусмотренные законодательно по работе в особых условиях труда, в том числе в части досрочного назначения пенсии, между тем сведения работодатель продолжал предоставлять без указания кода льготы, тогда как льготный характер работы подтвержден работодателем и начислением заработной платы в радиационно-опасных условиях с 1996 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N 2) разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", код позиции 22600000-14467, право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях предусмотрено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
В письме Минтруда Российской Федерации от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ "О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)", указано, что постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 в учреждениях здравоохранения должность "санитарка (няня)" была переименована на должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными", в связи с чем в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и предусматривается схемой должностных окладов. До 1 января 1992 г. санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Указанным письмом рекомендовано санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии назначать по Списку N 2, разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 г. N 5031-ЮЛ было разъяснено, что действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала "санитарка" и "младшая медицинская сестра по уходу за больными". В связи с чем, назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с письмом Минтруда России от 25 мая 1992 г. N 1062-РБ возможно при строгом соблюдении условий, изложенных в этом письме, то есть, предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункта 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2", разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Из анализа приведенного правового регулирования следует, что к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" относится, в том числе, должность санитарки, непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в рентгенологическом отделении лечебных учреждений.
Вместе тем, вывод суда апелляционной инстанции о работе истца в спорные периоды в должности санитарки рентген кабинета в течение полного рабочего дня на основании заключения государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 6 июля 2022 г. не может быть признан обоснованным, поскольку заключение основано на штатных расписаниях только за 2016 и 2017 годы, должностных инструкциях санитарки рентген кабинета с выполнением 80% работы медицинской сестры R-кабинета в течение полной рабочей недели, утвержденных 1 сентября 2003 г. и 11 января 2016 г, что не может указывать о работе истца в периоды с 9 января 1996 г. по 31 декабря 2007 г. и с 11 января 2016 г. по 30 июня 2017 г. в течение полного рабочего дня.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения и документы, в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца за спорный период подтверждают то, что работодатель подавал сведения о стаже истца без указания на особые (льготные) условия труда, данные сведения не откорректированы работодателем, являющимся действующим юридическим лицом, как и не оспорены истцом, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о необязательности корректировки таких сведений и возможности учета таких сведений без указания на особые (льготные) условия труда не основан на законе.
Кроме того, согласно части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Однако вопрос начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам за период с 1 января 2013 г. судом апелляционной инстанции на обсуждение сторон не ставился и не выяснялся.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
С учетом изложенного допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права привели к принятию неправильного судебного постановления, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Новосибирский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.