Второй апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 3а-22/2022 по частной жалобе Матвеева Вадима Эдуардовича на определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 октября 2022 года, которым производство по его административному иску о признании не действующими в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 октября 2021 года N 766 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года N 918 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121" прекращено; административные исковые требования Котенко Ларисы Михайловны о признании не действующими в части указанных нормативных правовых актов оставлены без рассмотрения.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика Правительства Санкт-Петербурга - Афониной Е.А, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛ:
13 марта 2020 года Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление N 121), которым на территории Санкт-Петербурга введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на территории Санкт-Петербурга введены определённые запреты и ограничения.
18 октября 2021 года Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление N 766 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121" (далее - Постановление N 766).
Пунктом 1.4 Постановления N 766 пункт 2-5.10 Постановления N 121, регламентирующий условия оказания услуг общественного питания, дополнен абзацами следующего содержания:
"с 1 декабря 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет (абзац 5):
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины (абзац 6);
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев (абзац 7);
либо справки, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом (абзац 8).
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими первого и(или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзац 9).
Действие абзацев пятого - девятого данного пункта не распространяется:
на обслуживание навынос без посещения гражданами помещений указанных предприятий общественного питания, доставку заказов на дом, на предприятия (в организации) и в номера гостиниц;
на деятельность предприятий общественного питания, оказывающих услуги общественного питания на территориях вокзалов, аэропорта;
на оказание услуг общественного питания, осуществляемое в помещениях предприятий (организаций) исключительно в отношении работников соответствующих предприятий (организаций)".
Пунктом 1.5 Постановления N 766 пункт 2-5.12 Постановления N 121, регламентирующий условия организации допуска посетителей в музеи и организации, осуществляющие выставочную деятельность, дополнен абзацами следующего содержания:
"с 1 ноября 2021 года запрета доступа организованных групп несовершеннолетних граждан (абзац 9);
с 15 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет (абзац 10):
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины (абзац 11);
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев (абзац 12);
либо справки, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом (абзац 13).
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими первого и(или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией" (абзац 14).
Пунктом 1.6 Постановления N 766 пункт 2-5.13 Постановления N 121, регламентирующий условия организации допуска посетителей в плавательные бассейны, фитнес-центры, а также в иные организации, оказывающие услуги в области физической культуры и спорта, после абзаца второго дополнен абзацами следующего содержания:
"с 15 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет (абзац 3):
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины (абзац 4);
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев (абзац 5);
либо справки, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом (абзац 6).
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими первого и(или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией;" (абзац 7).
Пунктом 1.7 Постановления N 766 пункт 2-5.15 Постановления N 121, регламентирующий условия осуществления работы объектов розничной торговли, дополнен абзацами следующего содержания:
"С 1 декабря 2021 года осуществлять работу объектов розничной торговли, за исключением аптечных учреждений, объектов розничной торговли моторным топливом, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, объектов розничной торговли, не имеющих торгового зала, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р, и(или) продовольственных товаров, при условии наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет (абзац 5):
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины (абзац 6);
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев (абзац 7);
либо справки, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом (абзац 8).
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими первого и(или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией" (абзац 9).
Пунктом 1.8 Постановления N 766 пункт 2-5.23 Постановления N 121, регламентирующий условия организации допуска посетителей в театры, цирки, концертные залы и организации, осуществляющие публичную демонстрацию фильмов, дополнен абзацами следующего содержания:
"с 15 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет (абзац 15):
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины (абзац 16);
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев (абзац 17);
либо справки, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом (абзац 18);
с 1 ноября 2021 года запрета доступа организованных групп несовершеннолетних граждан (абзац 19).
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими первого и(или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией" (абзац 20).
Пунктом 1.9 Постановления N 766 пункт 2-5.29 Постановления N 121, регламентирующий условия организации допуска посетителей в объекты, предназначенные для развлечения и досуга, после абзаца четвертого дополнен абзацами следующего содержания:
"с 15 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет (абзац 5):
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины (абзац 6);
либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев (абзац 7);
либо справки, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом (абзац 8).
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими первого и(или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией" (абзац 9).
25 ноября 2021 года Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление N 918 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121" (далее - Постановление N 918).
Пунктом 1.4 Постановления N 918 абзацы пятый - девятый пункта 2-5.10 Постановления N 121 заменены абзацами следующего содержания:
"с 27 декабря 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, документов, которыми в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2021 года N 1053н (далее - Приказ N 1053н) подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией, если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, отобранного не ранее чем за 72 часа до предъявления.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией".
Пунктом 1.7 Постановления N 918 абзацы десятый - четырнадцатый пункта 2-5.12 Постановления N 121 заменены абзацами следующего содержания:
"с 26 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией, если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением лиц, вступающих в брак, а также посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, отобранного не ранее чем за 72 часа до предъявления.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией".
Пунктом 1.8 Постановления N 918 абзацы третий - седьмой пункта 2-5.13 Постановления N 121 заменены абзацами следующего содержания:
"с 26 ноября 2021 года наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией, если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, отобранного не ранее чем за 72 часа до предъявления.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией;".
Пунктом 1.9 Постановления N 918 абзацы пятый - девятый пункта 2-5.15 Постановления N 121 заменены абзацами следующего содержания:
"С 27 декабря 2021 года осуществлять работу объектов розничной торговли (за исключением аптечных учреждений, объектов розничной торговли моторным топливом, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, объектов розничной торговли, не имеющих торгового зала, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р, и(или) продовольственных товаров) при условии наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией, если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, отобранного не ранее чем за 72 часа до предъявления.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией".
Пунктом 1.10 Постановления N 918 абзацы пятнадцатый - восемнадцатый пункта 2-5.23 Постановления N 121 заменены абзацами следующего содержания:
"с 26 ноября 2021 года наличия у всех посетителей (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет) документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией, если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, и посетителей театров), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, отобранного не ранее чем за 72 часа до предъявления;".
Пунктом 1.12 Постановления N 918 абзацы пятый - девятый пункта 2-5.29 Постановления N 121 заменены абзацами следующего содержания:
"с 26.11.2021 наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией, если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, отобранного не ранее чем за 72 часа до предъявления.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией".
Котенко Л.М. и Матвеев В.Э, являясь жителями Санкт-Петербурга, обратились с административными исковыми заявлениями, в которых просили признать недействующими пункты 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 Постановления N 766, пункты 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.12 Постановления N 918.
В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемые нормы устанавливают дополнительные ограничения на посещение общественных мест при отсутствии соответствующих медицинских документов и противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 25 октября 2022 года административные исковые требования Котенко Л.М. оставлены без рассмотрения.
Тем же определением производство по делу по административному исковому заявлению Матвеева В.Э. прекращено.
В частной жалобе Матвеев В.Э. просит определение в части прекращения производства по делу отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального права.
На частную жалобу Правительством Санкт-Петербурга и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просил частную жалобу оставить без удовлетворения.
Прокурор дал заключение о законности оспариваемого судебного акта.
Административные истцы о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагал возможным рассмотреть частную жалобу при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив административное дело, изучив доводы частной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения частной жалобы.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1, частью 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного кодекса.
Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных данным кодексом случаях.
Согласно части 1 статьи 208, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Из оспариваемых положений следует, что пункт 1.4 Постановления N 766 не мог быть применён в отношении административного истца, поскольку до начала его действия (1 декабря 2021 года), содержащееся в нём правовое регулирование было изменено вступившим в силу с 26 ноября 2021 года пунктом 1.4 Постановления N 918.
Пункт 1.5 Постановления N 766 в части дополненных абзацев десятого - тринадцатого пункта 2-5.12 Постановления N 121 мог быть применён в отношении административного истца в период с 15 по 25 ноября 2021 года, то есть до дня вступления в силу пункта 1.7 Постановления N 918, однако каких-либо доказательств такого применения административным истцом не представлено.
Пункт 1.5 Постановления N 766 в части дополненного абзаца девятого пункта 2-5.12 Постановления N 121 содержал запрет доступа организованных групп несовершеннолетних граждан в музеи и организации, осуществляющие выставочную деятельность.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 марта 2022 года N 174 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 года N 121" данный абзац исключён из Постановления N 121 с 11 марта 2022 года.
Пункт 1.5 Постановления N 766 в части дополненного абзаца четырнадцатого пункта 2-5.12 Постановления N 121 содержал ограничения в отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 марта 2022 года N 163 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 N 121" данное ограничение исключено из Постановления N 121 с 4 марта 2022 года.
Тем не менее, административный истец Матвеев В.Э. являлся совершеннолетним гражданином Российской Федерации, каких-либо доказательств того, что он осуществлял деятельность, связанную с обеспечением доступа организованных групп несовершеннолетних граждан, не представил.
Пункт 1.6 Постановления N 766 в части дополненных абзацев третьего - шестого пункта 2-5.13 Постановления N 121 мог быть применён в отношении административного истца в период с 15 по 25 ноября 2021 года, то есть до дня вступления в силу пункта 1.8 Постановления N 918, однако каких-либо доказательств такого применения административным истцом не представлено.
Пункт 1.6 Постановления N 766 в части дополненного абзаца седьмого пункта 2-5.13 Постановления N 121 содержал ограничения в отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации.
Пункт 1.7 Постановления N 766 не мог быть применён в отношении административного истца, поскольку до начала его действия (1 декабря 2021 года), содержащееся в нём правовое регулирование было изменено вступившим в силу с 26 ноября 2021 года пунктом 1.9 Постановления N 918.
Пункт 1.8 Постановления N 766 в части дополненных абзацев пятнадцатого - восемнадцатого пункта 2-5.23 Постановления N 121 мог быть применён в отношении административного истца в период с 15 по 25 ноября 2021 года, то есть до дня вступления в силу пункта 1.10 Постановления N 918, однако каких-либо доказательств такого применения административным истцом не представлено.
Пункт 1.8 Постановления N 766 в части дополненного абзаца девятнадцатого пункта 2-5.23 Постановления N 121 содержал запрет доступа организованных групп несовершеннолетних граждан в театры, цирки, концертные залы и организации, осуществляющие публичную демонстрацию фильмов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 марта 2022 года N 174 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 N 121" данное ограничение исключено из Постановления N 121 с 11 марта 2022 года.
Тем не менее, административным истцом каких-либо доказательств того, что он осуществлял деятельность, связанную с обеспечением доступа организованных групп несовершеннолетних граждан, также не представлено.
Пункт 1.8 Постановления N 766 в части дополненного абзаца двадцатого пункта 2-5.23 Постановления N 121 содержал ограничения в отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 марта 2022 года N 163 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 N 121" данное ограничение исключено из Постановления N 121 с 4 марта 2022 года.
Пункт 1.9 Постановления N 766 в части дополненных абзацев пятого - восьмого пункта 2-5.29 Постановления N 121 мог быть применён в отношении административного истца в период с 15 по 25 ноября 2021 года, то есть до дня вступления в силу пункта 1.12 Постановления N 918, однако каких-либо доказательств такого применения административным истцом не представлено.
Пункт 1.9 Постановления N 766 в части дополненного абзаца девятого пункта 2-5.29 Постановления N 121 содержал ограничения в отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации.
Пунктами 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.12 Постановления N 918 были внесены изменения соответственно в пункты 2-5.10, 2-5.12, 2-5.13, 2-5.15, 2-5.23, 2-5.29 Постановления N 121, которые были предметом судебной проверки за исключением положений в отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 года по административному делу N 3а-36/2022 в удовлетворении требований отказано.
Как указывалось выше, положения в отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, к административному истцу не применялись.
Поскольку оспариваемые положения нормативных правовых актов к административному истцу не применялись, утратили силу, либо были предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о прекращении производства по настоящему административному делу.
Вопреки доводу частной жалобы наличие в административном исковом заявлении Матвеева В.Э. иных оснований оспаривания постановлений Правительства Санкт-Петербурга не свидетельствует о незаконности обжалуемого определения суда, поскольку в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для прекращения производства по административным делам, рассматриваемым в порядке абстрактного нормоконтроля, имеет значение наличие вступившего в законную силу решения суда, принятого по административному иску о том же предмете, тогда как основания заявленных административных исковых требований по разным административным делам могут отличаться.
При этом административный истец понятие предмета административного иска подменяет понятием основания административного иска.
Вопреки доводу частной жалобы абзацы оспариваемых пунктов постановлений Правительства Санкт-Петербурга могут быть самостоятельными предметами административного иска, что не возлагает на суд обязанность рассмотрения по существу заявленных требований, независимо от того, могли или не могли оспариваемые правовые нормы применяться к административному истцу.
Довод частной жалобы о незаконности состава суда первой инстанции, в связи с необоснованной передачей дела на рассмотрение другому судье не является основанием для отмены оспариваемого определения.
Согласно части 1 статьи 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" даны разъяснения, согласно которым проверяя законность состава суда первой инстанции, рассмотревшего административное дело, необходимо учитывать, что административное дело признается рассмотренным судом в незаконном составе в том числе, когда оно рассмотрено лицом, не наделенным полномочиями судьи; дело, подлежащее коллегиальному рассмотрению, рассмотрено судьей единолично; судья подлежал отводу по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 1, частями 3, 4 статьи 31 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, либо судья повторно участвовал в рассмотрении административного дела в нарушение положений статьи 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда может быть отменено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, со ссылкой на неиспользование автоматизированной информационной системы распределения дел в случае, когда это привело к нарушению принципа независимости судей путем влияния на процесс лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.
Такой информации материалы дела, частная жалоба не содержат.
Доводы частной жалобы не опровергают правильности вывода суда о прекращении производства по делу и основаны на неверном толковании норм процессуального права.
С учётом изложенного, оспариваемое определение является законным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 177, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Матвеева Вадима Эдуардовича - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья И.В.Пластинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.