Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.
судей Ненашевой Е.Н, Никитиной Г.Н.
при секретаре Банниковой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-597/2022 по административному исковому заявлению Попова Ч.Ч, Ежов И.П. о признании недействующими постановлений Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года N 391-п "О Порядке и сроках составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края", от 24 апреля 2018 года N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года"
по апелляционной жалобе Попова Ч.Ч. на решение Красноярского краевого суда от 17 августа 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ненашевой Е.Н, объяснения административного истца Попова Ч.Ч, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Правительства Красноярского края Куренева Д.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года N 391-п, опубликованным 17 августа 2009 года в официальном печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", N 41(337), утверждены Порядок и сроки составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края (далее также - Постановление N 391-п).
Постановлением Правительства Красноярского края от 15 июня 2020 года N 438-п, опубликованным 16 июня 2020 года на официальный интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, а также 18 июня 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в Постановление Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года N 391-п "О Порядке и сроках составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края" внесены изменения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Красноярского края N 438-п наименование Постановления N 391-п изложено в следующей редакции: "О Порядке и сроках составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края"; пункт 1 Постановления N 391-п изложен в следующей редакции: "1. Утвердить Порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края согласно приложению". Кроме того, в новой редакции изложены Порядок и сроки составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края (согласно приложению).
На дату обращения административных истцов в суд с иском (04 апреля 2022 года) и дату рассмотрения дела судом первой инстанции (17 августа 2022 года) постановление Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года N 391-п действовало в редакции постановления Правительства Красноярского края от 15 июня 2020 года N 438-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 31.07.2009 N 391-п "О Порядке и сроках составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края".
Пунктом 1 приложения определено, что Порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края (далее - Порядок) устанавливают процедуру составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края (далее - список и запасной список, присяжные заседатели).
Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Красноярского края составляют список и запасной список каждые четыре года, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования Красноярского края (пункт 2 Порядка) (пункт 2 Порядка).
При составлении списка и запасного списка число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного Правительством Красноярского края числа граждан, подлежащих включению в указанные списки (пункт 3 Порядка).
Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования Красноярского края определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка в запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований Красноярского края включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.
В соответствии с пунктом 6 Порядка о составлении списка и запасного списка исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Красноярского края извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования Красноярского края, посредством размещения в средствах массовой информации объявления, а также уведомляет граждан о включении их в список и запасной список посредством почтового отправления.
В течение двух недель со дня уведомления граждан, включенных в список и запасной список, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Красноярского края предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от граждан, включенных в список и запасной список, письменные заявления об их исключении из списков и запасных списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.
На основании пункта 7 Порядка уточненные список и запасной список подписываются главой муниципального образования Красноярского края, скрепляются печатями и направляются в районный суд, юрисдикция которого распространяется на территорию соответствующего муниципального образования Красноярского края (далее - районный суд), не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в районный суд список и запасной список, а также в Правительство Красноярского края.
Список и запасной список в десятидневный срок со дня направления их в районный суд публикуются в средствах массовой информации муниципального образования Красноярского края и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели (пункт 8 Порядка).
Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования Красноярского края с письменными заявлениями о необоснованном включении их в список и запасной список, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о них, содержащихся в этих списках (пункт 9 Порядка).
В соответствии с пунктом 10 Порядка исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Красноярского края в пятидневный срок со дня поступления письменных заявлений в соответствии с пунктом 9 Порядка рассматривает их и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Красноярского края в список и запасной список, со дня подписания главой муниципального образования Красноярского края в недельный срок направляются в районный суд и Правительство Красноярского края, в десятидневный срок публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования Красноярского края (пункт 11 Порядка).
Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Красноярского края обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями Порядка список и запасной список, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно (пункт 12 Порядка).
Согласно пункту 13 Порядка в целях формирования общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели 2-го Восточного окружного военного суда исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Красноярского края составляют и направляют в Правительство Красноярского края список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели 2-го Восточного окружного военного суда, составленные в порядке, установленном пунктами 2 - 12 Порядка.
Постановлением Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 года N 213-п установлено число граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года (далее также - Постановление N 213-п).
Текст нормативного правового акта опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru, 26 апреля 2018 года, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28 апреля 2018 года.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 июня 2020 года N 476-п в Постановление Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 года N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года" внесены изменения, в соответствии с которыми:
в наименовании слова "присяжные заседатели" заменены словами "присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае";
в преамбуле слова "общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края" заменены словами "списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края";
пункт 1 признан утратившим силу; в пункте 2 слова "присяжные заседатели Красноярского края для Западно-Сибирского" заменены словами "присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае для 2-го Восточного"; в пункте 3 слова "присяжные заседатели" заменены словами "присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции"; пункт 4 признан утратившим силу; в пункте 5 слова "присяжные заседатели Красноярского края для Западно-Сибирского" заменены словами "присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае для 2-го Восточного"; в пункте 6 слова "присяжные заседатели" заменены словами "присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции";
в приложении N 2: наименование графы 2 изложено в следующей редакции: "Наименование муниципального района (муниципального, городского округа)"; в строке 31 слова "Пировский район" заменены словами "Пировский муниципальный округ"; в строке 38 слова "Тюхтетский район" заменены словами "Тюхтетский муниципальный округ"; в строке 41 слова "Шарыповский район" заменены словами "Шарыповский муниципальный округ";
в приложении N 3: наименование графы 2 изложено в следующей редакции: "Наименование муниципального района (муниципального, городского округа)"; в строке 31 слова "Пировский район" заменены словами "Пировский муниципальный округ"; в строке 38 слова "Тюхтетский район" заменены словами "Тюхтетский муниципальный округ"; в строке 41 слова "Шарыповский район" заменены словами "Шарыповский муниципальный округ";
в приложении N 4: наименование графы 2 изложено в следующей редакции: "Наименование муниципального района (муниципального, городского округа)"; в строке 31 слова "Пировский район" заменены словами "Пировский муниципальный округ"; в строке 38 слова "Тюхтетский район" заменены словами "Тюхтетский муниципальный округ"; в строке 41 слова "Шарыповский район" заменены словами "Шарыповский муниципальный округ".
На дату обращения административных истцов в суд с иском (04 апреля 2022 года) Постановление Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 года N 213-п действовало в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 30 июня 2020 года N 476-п.
Пунктом 2 Постановления N 213-п (в редакции, действующей да дату обращения в суд с иском) установлено число граждан для включения в общий список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае для 2-го Восточного окружного военного суда и Красноярского гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года в количестве 1000 человек по муниципальным районам и городским округам Красноярского края согласно приложению N 2.
Пунктом 3 Постановления N 213-п установлено число граждан для включения в список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года в количестве 110500 человек согласно приложению N 3.
Число граждан для включения в запасной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае для 2-го Восточного окружного военного суда и Красноярского гарнизонного военного суда на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года в количестве 250 человек из числа граждан, постоянно проживающих на территории города Красноярска установлено пунктом 5 Постановления N 213-п.
Пунктом 6 Постановления N 213-п установлено число граждан для включения в запасной список кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года в количестве 25295 человек согласно приложению N 4.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 213-п признаны утратившими силу принятые Правительством Красноярского края постановления, регулирующие вопросы установления числа граждан, подлежащих включению в общий и запасной списки присяжных заседателей Красноярского края для Красноярского краевого суда на 2012 - 2015 годы, 216-2019 годы, а также числа граждан, подлежащих включению в общие и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели Красноярского края для Западно-Сибирского окружного военного суда и 3 окружного военного суда на 2017 - 2020 годы, и акты, внесшие в них изменения.
На дату вынесения судом решения (17 августа 2022 года) Постановление N 213-п утратило силу (с 01 июня 2022 года) в связи с изданием Постановления Правительства Красноярского края от 18 октября 2021 года N 745-п.
Попов Ч.Ч, Ежов И.П. обратились в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими названных нормативных правовых актов, указав в обоснование заявленных требований, что являются субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями Правительства Красноярского края, поскольку приговором Красноярского краевым судом по делу, рассмотренному с участием коллегии присяжных заседателей, сформированным на основании оспариваемых нормативных положений, были признаны виновными в совершении ряда преступлений.
По мнению административных истцов, Постановление N 391-п и Постановление N 213-п противоречат требованиям статьи 4 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N113-ФЗ), поскольку положениями Федерального закона для высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не предусмотрено право (полномочие) по установлению числа граждан, подлежащих включению в список кандидатов и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований.
Определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 июня 2022 года отменено определение судьи Красноярского краевого суда от 07 апреля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления к производству суда, исковое заявление возвращено в Красноярский краевой суд на стадию принятия его к производству суда.
По результатам рассмотрения дела по существу административных исковых требований решением Красноярского краевого суда от 17 августа 2022 года Попову Ч.Ч. и Ежову И.П. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом представленных дополнений от 15 сентября 2022 года, 21 сентября 2022 года и 31 октября 2022 года) административный истец Попов Ч.Ч, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит постановленный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, выражая несогласие с выводами суда об отсутствии противоречий между оспариваемыми актами и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а также с выводом о том, что оспариваемые положения не нарушают прав и законных интересов административных истцов.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Красноярского края, а также участвующим в деле прокурором прокуратуры Красноярского края представлены возражения, в которых выражено мнение о законности и обоснованности решения Красноярского краевого суда.
В судебном заседании административный истец Попов Ч.Ч. доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал по изложенным в них основаниям.
Представитель Правительства Красноярского края в судебном заседании поддержал письменные возражения на апелляционную жалобу.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно.
Определением от 21 ноября 2022 года отказано в удовлетворении ходатайства административного истца Ежова И.П. об обеспечении его участия в рассмотрении дела с использованием систем видео-конференц-связи.
Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения Красноярского краевого суда, считая его правильным.
Согласно части 2 статьи 47 Конституции Российской Федерации Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее - суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 20 августа 2004 N 113-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Определяя имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела обстоятельства, Красноярский краевой суд исходил из того, что предметом заявленного административно-правового спора согласно содержанию административного искового заявления, являются актуальные (действующие) на дату обращения Попова Ч.Ч. и Ежова И.П. в суд с настоящим иском редакции постановлений Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года N 391-п "О Порядке и сроках составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края", от 24 апреля 2018 года N 213-п "Об установлении числа граждан, подлежащих включению в списки кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Красноярском крае на период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2022 года".
Данный вывод судебная коллегия признает правильным, поскольку он подтверждается содержанием административного искового заявления (л.д.8).
С учетом указанных обстоятельств суд, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемые Поповым Ч.Ч. и Ежовым И.П. нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и охраняемых законом интересов административных истцов.
С данным выводом судебная коллегия также соглашается, признавая его постановленным при правильном применении и истолковании закона и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 N 113-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 N 113-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании частей 1, 3 статьи 32 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Наименованием высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации является "Правительство" с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 11 Уставного закона Красноярского края от 17мая 2018 года N 5-1607 "О Правительстве Красноярского края Правительство края по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Проанализировав приведенные законоположения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом с соблюдением требований к процедуре их принятия, форме нормативных правовых актов, а также порядку их опубликования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда в указанной части полно и подробно мотивированы и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Краевой суд обоснованно заключил, что оспариваемые постановления не противоречат федеральным актам, регулирующим вопросы полномочий высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления правосудия с участием присяжных заседателей, конкретизируют и развивают положения федерального законодательства, являются одинаково обязательными для всех участников правоотношений, возникающих в связи с применением, и не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов.
В частности, поскольку из буквального толкования части 2 статьи 5 Федерального закона от 20 августа 2004 N 113-ФЗ следует, что именно высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 названного Закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований, Красноярский краевой суд обоснованно не усмотрел противоречий Постановления Правительства Красноярского края от 31 июля 2009 года N 391-п данной правовой норме, имеющей большую юридическую силу.
Так же обоснованно суд отклонил доводы административных истцов о том, что Постановление Правительства Красноярского края от 24 апреля 2018 года N 213-п принято неуполномоченным лицом, верно истолковав пункт 4 статьи 4 и пункт 2 статьи 5 Закона N 113-ФЗ в их взаимосвязи.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда в указанной части, полно и подробно мотивированные, основаны на законе, являются правильными.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела следует, что поводом для обращения административных истцов в суд с настоящим иском послужило наличие обвинительного приговора Красноярского краевого суда в отношении Попова Ч.Ч. и Ежова И.П, постановленного на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, отобранных из списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных на основании оспариваемых нормативных правовых актов.
Сопоставив предмет административно-правового спора и обстоятельства, с которыми административные истцы связывают нарушение своих прав, суд первой инстанции обоснованно указал, что содержание оспариваемых постановлений не содержат уголовно-процессуальных норм, в связи с чем утверждение истцом о непосредственном применении к ним оспариваемых положений не соответствует фактическим обстоятельствам дела, учитывая к тому же, что приговоры в отношении Попова Ч.Ч. и Ежова И.П. были постановлены Красноярским краевым судом, а не судами общей юрисдикции муниципальных образований Красноярского края, порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также число граждан, подлежащее включению в данные списки, которых регулируют оспариваемые нормативные положения.
При этом судебная коллегия отмечает, что вопрос правоприменения оспариваемых нормативных положений, в том числе в ранее действующих редакциях, к числу обстоятельств, имеющих значение для дела об оспаривании нормативного правового акта, не относится, в связи с чем повторяющиеся в апелляционной жалобе доводы административного иска о формировании коллегии присяжных заседателей в незаконном составе предметом проверки и оценки в данном деле не являются.
Доводы Попова Ч.Ч, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе от 15 сентября 2022 года, о личной заинтересованности в рассмотрении дела председательствующего судьи являются надуманными и голословными, объективно не подтверждены, фактически сводятся к выражению несогласия с выполненными судом в процессе рассмотрения дела процессуальными действиями. При этом заявление об отводе судьи разрешено судом в установленном законом порядке, каких-либо доказательств личной прямой либо косвенной заинтересованности судьи в исходе дела, либо иных обстоятельств, вызывающих сомнение в объективности и беспристрастности судьи, материалы дела не содержат.
Изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе от 21 сентября 2022 года доводы о наличии в Красноярском краевом суде государственных гражданских служащих, проявивших инициативу в подготовке настоящего иска и оказавших помощь в его подаче в Красноярский краевой суд, а также существовании иных лиц, способных получить доступ к спискам кандидатов в присяжные заседатели и оказать воздействие на формирование коллегии присяжных заседателей с целью вынесения незаконных вердиктов, к числу обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, также не относятся, в связи с чем на законность обжалуемого решения не влияют.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 17 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Попова Ч.Ч. без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 07 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.