Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Лядова В.Л. и Гусейнова Т.Г. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-91/2022 по кассационной жалобе административного истца Кеклиса А.Ю. на апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 8 сентября 2022 г., принятое по административному исковому заявлению "звание" Кеклиса Александра Юрьевича об оспаривании действий начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования " "данные изъяты"" (далее - Военный институт; начальник Военного института), связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (далее - денежная компенсация).
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выступление представителя административного ответчика Узденова М.С, просившего отказать в удовлетворении этой жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением гарнизонного военного суда удовлетворено административное исковое заявление Кеклиса А.Ю, в котором он просил обязать начальника Военного института увеличить размер выплачиваемой денежной компенсации за период с 1 мая 2021 г. по 31 декабря 2021 г. с 15 000 руб. до 19 000 руб, а с 1 января 2022 г. до 19 488 руб.
Суд обязал начальника Военного института произвести Кеклесу А.Ю. доплату разницы невыплаченной денежной компенсации за период с 1 мая по 31 декабря 2021 г. в размере 32 000 руб, а также установить ее размер с 1 января 2022 г. в сумме 19 488 руб. и осуществить ему с указанной даты доплату к ранее полученной денежной компенсации.
Апелляционным определением окружного военного суда решение гарнизонного военного суда отменено в связи с неправильным применением судом норм материального права. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поданной 11 декабря 2022 г, административный истец просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы, суть которых сводится к мнению об ошибочности вывода о том, что наличие у его супруги доли в праве в собственности на жилое помещение по месту их жительства препятствует получению им денежной компенсации из расчёта на состав семьи из... человек ("данные изъяты").
Приходя к такому выводу, окружной военный суд, как указывает автор жалобы, необоснованно, в нарушение принципа действия закона во времени применил положения пункта 3 статьи 15.3 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76), согласно которым выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не осуществляется гражданам, уволенным с военной службы, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанными нуждающимися в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения, поскольку эти положения вступили в силу только с 9 июля 2022 г.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель административного ответчика Иванов А.Э, указывая на её необоснованность, просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
По делу установлено, что 19 декабря 2019 г. Кеклис А.Ю. признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания в "данные изъяты" составом семьи... человека ("данные изъяты") с учетом имеющийся у супруги... доли права собственности (15, 5 кв.м) в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 62 кв.м, в котором она зарегистрирована по месту жительства.
Кеклис А.Ю, уволенный с военной службы, на основании подпункта "б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока контракта), 9 мая 2020 г. исключен из списков личного состава Военного института с оставлением на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Выслуга лет на день увольнения административного истца составила более 20 лет в календарном исчислении.
На основании договоров коммерческого найма жилого помещения от 1 мая 2021 г. и 27 декабря 2021 г. Кеклис А.Ю. совместно с супругой проживают в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 40, 3 кв.м, принадлежащее на праве собственности его матери.
Размер ежемесячной оплаты жилого помещения по договорам от 1 мая и 27 декабря 2021 г. составляет 19 000 руб. и 19 488 руб, соответственно.
На основании заключения, утверждённого начальником Военного института 2 декабря 2021 г, Кеклису А.Ю. установлена выплата денежной компенсации за период с 1 мая по 31 декабря 2021 г. в размере 15 000 руб. из расчета общей площади жилого помещения 24 кв. м на 1 человека.
В феврале 2022 г. Кеклис А.Ю. обратился в Военный институт с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос об увеличении размера денежной компенсации за период с 1 мая по 21 декабря 2021 г. с 15 000 руб. до 19 000 руб, осуществив за указанный период доплату денежной компенсации в размере 32 000 руб, а также установить размер денежной компенсации с 1 января 2022 г. в размере 19 488 руб.
В удовлетворении данной жалобы Кеклису А.Ю. было отказано, что и послужило основанием для его обращения в суд.
Признав заявленные требования обоснованными, гарнизонный военный суд, руководствуясь положениями Федерального закона N 76 и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, пришел к выводу о необходимости выплаты административному истцу денежной компенсации в размере 36 кв.м, исходя из норматива общей площади жилого помещения на семью из... человек.
При этом гарнизонный военный суд указал, что Кеклис А.Ю. соответствует всем необходимым критериям для выплаты денежной компенсации в таком размере.
Не согласившись с принятым решением, окружной военный суд отменил его и принял по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Кеклиса А.Ю. отказал, указав в обоснование то, что при наличии у его супруги доли в праве собственности в жилом помещении по их месту жительства, тот не вправе получать денежную компенсацию из расчета на семью из... человек.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76 (нормы приведены в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76 военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
Абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона N 76 предусмотрено, что гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону N 76, устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.
Мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений носит, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 2010 г. N 3-П, носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства.
Само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, что не освобождает федерального законодателя, осуществляющего в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. При этом он должен исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П и от 5 апреля 2007 г. N 5-П).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - Постановление Правительства), в редакции от 27 ноября 2019 г, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения". При этом гражданам, уволенным с военной службы в войсках "данные изъяты" и членам их семей денежная компенсация выплачивается органами управления, оперативно-территориальными объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями войск "данные изъяты", в которых указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
Из приведенных выше правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что военнослужащий, имеющий воинское звание офицера и состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания не обеспеченный таким жилым помещением на момент увольнения с военной службы вправе рассчитывать на получение денежной компенсации до обеспечения его жилым помещением.
Целью предоставления денежной компенсации является возмещение военнослужащему расходов, которые он вынужден нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства. Следовательно, одним из условий выплаты денежной компенсации является отсутствие у военнослужащего или членов его семьи в собственности или в пользовании жилых помещений в населенном пункте, в котором они проживают в качестве избранного после увольнения места жительства.
Таким образом, решение о выплате военнослужащему денежной компенсации не может приниматься при наличии лишь такого формального основания, как невозможность обеспечения военнослужащего на момент увольнения жилым помещением. При принятии решения об установлении и выплате военнослужащему денежной компенсации учету подлежат и иные обстоятельства, в том числе свидетельствующие о наличии оснований для не назначения денежной компенсации, прекращении выплаты, определение ее размера. Иное приводило бы к состоянию, когда на государство в лице военного ведомства возлагается бремя несения дополнительных расходов в условиях, когда их необходимость отсутствует, что вело бы к нарушению принципов правовой определенности, а также баланса публичных и частных интересов.
Аналогичный подход закреплён в действующих нормативно-правовых актах, регулирующих порядок предоставления военнослужащим жилых помещений для постоянного проживания.
Так, пунктом 3 Порядка предоставления военнослужащим войск "данные изъяты" жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утверждённого приказом "данные изъяты" от 28 сентября 2018 г. N 431 установлено, что размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) и (или) членам его семьи на праве собственности.
Поскольку права военнослужащих на получение дополнительных жилищных гарантий непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекают, их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, предполагающих объективный учет возможностей, имеющихся в настоящее время у государства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 года N 432-О, от 28 июня 2018 года N 1573-О, от 25 апреля 2019 года N 998-О, от 30 июня 2020 года N 1518-О, от 28 сентября 2021 года N 1800-О и др.).
Соответственно, законодательное регулирование жилищных гарантий в качестве дополнительных мер социальной защиты военнослужащих должно осуществляться с учетом общеправового принципа справедливости, с тем чтобы не допустить необоснованного сверхнормативного обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем за счет бюджетных средств. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть в отношении военнослужащих и членов их семей особые условия, которые могут отличаться от условий предоставления жилых помещений в общем порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Такая дифференциация, как учитывающая специфику этих гарантий, производных от конституционно-правового статуса военнослужащих, сама по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) (Определение Конституционного Суда РФ от 13 января 2022 N 3-О).
Положения же пункта 2 Постановления Правительства, устанавливающие норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации определяют общие условия такого расчета и не предусматривают их произвольное применение, без учета иных значимых для решения данного вопроса обстоятельств.
Как установлено в процессе рассмотрения дела, подтверждается представленными сторонами доказательствами и не оспаривалось административным истцом, его супруге ФИО. на праве собственности принадлежит... доли в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 62 кв.м, что составляет 15, 5 кв.м. В данном жилом помещении супруга административного истца зарегистрирована по месту жительства с 1990 г.
Собственник жилого помещения, как установлено частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.
При наличии нескольких сособственников жилого помещения положения статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника жилого помещения владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежат применению в нормативном единстве с положениями статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.
Согласно положениям статьи 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Предоставление сособственником членам своей семьи и иным гражданам жилого помещения для их проживания является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением.
Таким образом, супруга административного истца имеет права пользования, владения и распоряжения принадлежащей ей на праве собственности доли в жилом помещении, площадь которой составляет 15, 5 кв.м, что в свою очередь превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека в "данные изъяты" (9 квадратных метров общей площади жилого помещения).
Каких-либо обстоятельств, подтверждающих наличие у супруги административного истца препятствий в пользовании жилым помещением, в том числе по вселению в него своих членов семьи, в ходе рассмотрения дела судами не имеется.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также требования вышеприведённых правовых норм, окружной военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у административного истца права на получение денежной компенсации с учетом супруги, обосновано отказав в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводу жалобы, оспариваемый судебный акт не содержит выводов в обосновании которых, окружной военный суд применил положения пункта 3 статьи 15.3 Федерального закона N 76-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 199-ФЗ.
Воспроизводя названную норму права, как это прямо следует из апелляционного определения, суд апелляционной инстанции указал на соответствие данной норме своих выводов, которые в свою очередь сделаны с учетом требований законодательства, действующего в период возникновения спорных правоотношений.
Доводы автора кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не ставят под сомнение правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права, а в целом направлены на переоценку доказательств, при отсутствии к тому правовых оснований.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения оспоренных по делу судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 177, 328, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кеклиса А.Ю. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 января 2023 г. Председательствующий Р.В. Прытков
Судья В.Л. Лядов
Т.Г. Гусейнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.