дело N 2-3666/2022
8г-40482/2022
г. Краснодар
26 января 2023 года
Резолютивная часть определения объявлена 26 января 2023 года.
Определение в полном объеме изготовлено 2 февраля 2023 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации города Сочи, Министерства труда и социального развития Краснодарского края, Министерства финансов Краснодарского края на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 октября 2022 года по иску заместителя прокурора края - прокурора города Сочи в интересах Пузанковой Алсу Камиловны к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края - Ляшенко В.А. (доверенность от 9 января 2023 года), поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации - прокурора Стрелковского С.Н. (удостоверение), возражавшего против доводов кассационной жалобы
установил:
заместитель прокурора края - прокурор города Сочи обратился в суд в интересах Пузанковой Алсу Камиловны (далее - истец, прокурор) с иском к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края (далее - ответчики, администрация, министерство труда, министерство финансов) об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 августа 2022 года, исковые требования удовлетворены - суд обязал министерство финансов произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Пузанковой А.К, 18 июля 2003 года рождения; суд обязал министерство труда предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения указанных параметров; суд обязал администрацию предоставить Пузанковой А.К. благоустроенное жилое помещение с перечисленными характеристиками.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация, министерство труда и министерство финансов обратились в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, в которых просят решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе администрация ссылаясь на неисполнимость судебного решения. Предоставление жилого помещения возможно по мере выделения денежных средств в виде краевых субвенций. Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Предоставление жилых помещений детям-сиротам с учетом всех временных затрат от доведения лимитов бюджетных обязательств до момента подписания договора специализированного найма и передачи помещения, занимает около трех месяцев.
Кассационная жалоба министерства труда мотивирована неправильным применением судами норм материального права. Министерство сможет осуществить возложенную на него решением суда обязанность только при предоставлении министерству денежных средств, имеющих целевое назначение - на приобретение жилого помещения именно для Пузанковой А.К. В мотивировочной и резолютивной части постановлений отсутствует ссылка на норму права, в соответствии с которой министерство сможет исполнить возложенную на него обязанность, и какой закон министерство нарушило, не предоставив муниципальному образованию субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения лично для Пузанковой А.К.
По мнению министерства финансов судами допущено неправильное применение норм материального права и процессуального права. Внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам нарушает права и свободы лиц, имеющих право на получение жилья согласно очереди. Увеличение субвенции только муниципальному образованию город-курорт Сочи неправомерно, так как противоречит бюджетному законодательству. Выводы суда в части удовлетворения требований о возложении обязанности на министерство финансов произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения не согласуется с судебной практикой.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои правовые позиции по делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) Пузанкова А.К, "данные изъяты" года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Пузанковой А.К. - Пузанкова Ю.В. решением Лазаревского районного суда города Сочи от 17 июля 2007 года лишена родительских прав; отец в свидетельстве о рождении не указан.
Постановлением главы администрации Лазаревского района города Сочи от 13 июня 2017 года N 412 установлена опека над несовершеннолетней Пузанковой А.К.
Пузанкова А.К. зарегистрирована по адресу: "адрес" Данное жилое помещение является муниципальной собственностью, общая площадь 35, 7 кв. м, на которой зарегистрировано 10 человек, нанимателем является Нестюкова С.Н.
Собственником или нанимателем жилого помещения Пузанкова А.К. не является.
На основании заявления от 8 февраля 2018 года Пузанкова А.К. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 16 марта 2018 года N 350-жс).
Пузанковой А.К. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключен, чем нарушены его жилищные права, гарантированные Законом N 159-ФЗ, что послужило основание для обращения прокурора с иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 159-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", приняв во внимание, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий; что Пузанковой А.К. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, чем нарушены ее жилищные права, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и об их удовлетворении.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением. Судом отклонены доводы апелляционных жалоб об отсутствии нарушения прав истца со стороны ответчиков.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется, так как они являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Закон N 159-ФЗ который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Доводы кассационных жалоб повторяют позиции ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, которые нашли подробную оценку в апелляционном определении, и направлены на переоценку как доказательств, имеющихся в материалах дела, так и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы судов основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Указания кассационной жалобы администрации на невозможность исполнения судебного акта, ненаделение администрации отдельными государственными полномочиями и отсутствие финансирования переданных администрации государственных полномочий не являются основаниями для отмены обжалуемых постановлений.
Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Следует учесть, что само по себе отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Изложенные в кассационных жалобах доводы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, по существу сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, однако их не опровергают.
В силу предписания части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Суды нижестоящих инстанций при вынесении оспариваемых решений правильно определили нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дали обстоятельный анализ позиции, на которой основывал истец свои требования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 октября 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.