Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу защитника ООО " "данные изъяты"" - К. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 2 февраля 2022 года, решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 31 мая 2022 года и решение судьи Ярославского областного суда от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении ООО " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 2 февраля 2022 года ООО " "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 31 мая 2022 года обжалуемое постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Ярославского областного суда от 13 июля 2022 года, постановление начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 2 февраля 2022 года и решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 31 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО " "данные изъяты"" изменены.
Исключено из указанных актов указание о превышении ООО " "данные изъяты"" общего процента вырубки лесных насаждений, указанных в лесной декларации на 117, 6 процентов; считать, что ООО " "данные изъяты"" допущена незаконная рубка лесных насаждений породы ель в объеме 130, 32 куб.м, ольхи серой в объеме 69, 84 куб.м.; снижен размер назначенного ООО " "данные изъяты"" административного штрафа до 290 000 рублей, в остальной части обжалуемые постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник К. просит отменить обжалуемые акты, вынесенные в отношении общества, производство прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Как усматривается из представленных материалов (с учетом изменений внесенных решением Ярославского областного суда от 13 июля 2022 года), основанием для привлечения юридического лица к ответственности послужили выводы о том, что 20 мая 2021 года должностными лицами ГКУ ЯО "Пошехонское лесничество" был произведен осмотр лесного участка в квартале 177, выдел 16 Вязовского участкового лесничества ГКУ ЯО "Пошехонское лесничество", в ходе которого установлено, что на данном участке ООО " "данные изъяты"" допущена незаконная рубка лесных насаждений породы ель в объеме 130, 32 куб.м, ольхи серой в объеме 69, 84 куб.м.
Эти обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления должностным лицом федерального государственного надзора департамента лесного хозяйства Ярославской области о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в частности, протоколом об административном правонарушении от 2 декабря 2021 года; договором аренды лесного участка N N от 21 июля 2009 года и приложениями к нему; лесной декларацией N N от 30 апреля 2020 года и приложениями к ней; проектом освоения лесов; отчетом об использовании лесов за январь-август 2020 года; актом осмотра лесосеки от 20 мая 2021 года; актом обследования лесного участка от 25 мая 2021 года; и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние общества, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.
Из доводов, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований лесного законодательства или о невозможности их соблюдения.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Указание в жалобе на отсутствие состава административного правонарушения опровергается доказательствами по данному делу.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области - старшего государственного лесного инспектора Ярославской области от 2 февраля 2022 года, решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области
от 31 мая 2022 года и решение судьи Ярославского областного суда
от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении ООО " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника К. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.