Апелляционное определение СК по уголовным делам 1-го Восточного окружного военного суда от 20 июля 2022 г. по делу N 22-114/2022
Судебная коллегия по уголовным делам 1-го Восточного окружного военного суда в составе: председательствующего - судьи Уколова Ю.В., судей Бирюкова В.П. и Мартыненко Ю.А., при секретаре судебного заседания Поляковой Е.О., с участием прокурора отдела военной прокуратуры Восточного военного округа подполковника юстиции Глотова В.А., осужденного Худякова Д.С., защитника - адвоката Лысенко К.А. рассмотрела в открытом судебном заседании, в помещении окружного военного суда апелляционную жалобу названного защитника на приговор Хабаровского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 года, которым военнослужащий войсковой части "данные изъяты" лейтенант медицинской службы
Худяков Дмитрий Сергеевич, родившийся "данные изъяты", проживающий в "адрес", с высшим образованием, холостой, несудимый, осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, к штрафу в размере 40 000 рублей.
Этим же приговором оставлен без рассмотрения иск Министерства обороны Российской Федерации к Худякову Д.С. о взыскании 91 125 рублей, в счет возмещения причиненного ущерба.
В приговоре также разрешены вопросы о судьбе вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Уколова Ю.В, выступление осужденного Худякова Д.С, его защитника - адвоката Лысенко К.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также мнение прокурора Глотова В.А. полагавшего необходимым обжалуемый приговор оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия,
установила:
Худяков признан виновным в том, что он, являясь должностным лицом, внес в официальные документы заведомо ложные сведения.
Как следует из приговора, Худяков, являясь начальником медицинской службы войсковой части N, в начале марта 2021 года на территории названной воинской части в с. Анастасьевка Хабаровского района, умышленно, из корыстной заинтересованности, желая получить социальную выплату, предусмотренную постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2020 года N 1896, внес в официальные документы заведомо ложные сведения.
Худяков, изготовив проекты приказов командира войсковой части N от 3, 10, 19 марта 2021 года, табели учета служебного времени N 100/1, 100/2, 101/11, 101/12 и расчеты сумм социальной выплаты, отразил в них несоответствующую действительности информацию о наличии у него многочисленных контактов с пациентами, заболевшими COVID-19. В частности, в этих документах, которые впоследствии были утверждены и подписаны командиром воинской части, Худяков указал, что контактировал с военнослужащими, заразившимися новой коронавирусной инфекцией, в период с 18 по 26 ноября и с 18 по 31 декабря 2020 года. Кроме того, внес в указанные документы сведения о том, что контактировал с указанными лицами с 8 по 17, с 20 по 31 января и с 1 по 3 февраля 2021 года. Фактически же у Худякова имелось 7 подтвержденных контактов с пациентами, инфицированными COVID-19, а именно 16 ноября, 18 и 24 декабря 2020 года, 4, 5, 18 и 21 января 2021 года. На основании приведенных приказов командира войсковой части 30632-Б от 3 и 10 марта 2021 года N 248 и 274, табелей учета служебного времени N 100/1, 100/2 и расчета сумм, Худякову произведена социальная выплата в соответствии с пп. "б" п. 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации. Приказы от 19 марта 2021 года N 338 и 340, табели учета служебного времени N 101/11, 101/12, которые также служили основанием для производства социальной выплаты, не прошли согласование в финансовом органе, в связи с чем денежные средства за ноябрь и декабрь 2020 года Худякову перечислены не были.
В апелляционной жалобе защитник осужденного - адвокат Лысенко, считая приговор незаконным и необоснованным, просит его отменить и вынести оправдательный приговор.
В обоснование своей просьбы автор апелляционной жалобы приводит доводы о том, что в действиях Худякова отсутствовали признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ. Направленные в Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации документы на получение специальной социальной выплаты составлены с нарушениями и не соответствовали требованиям, предъявляемыми постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 1896.
По мнению защитника, судом проигнорировано то, что в приказах от 3 и 10 марта 2021 года N 248 и 274 перечислены действия, предусмотренные п.п. "в" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 1896. Ошибки в расчетах при оформлении документов по неосмотрительности либо невнимательности не могут образовывать инкриминируемый состав преступления.
В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель - помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона, считая доводы жалобы необоснованными, просит приговор отставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав выступления защитника, осужденного и прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов уголовного дела, Худякову было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159.2, ч. 1 ст. 292 УК РФ.
При этом Худякову было вменено внесение из корыстной заинтересованности заведомо ложных сведений в проекты приказов командира восковой части 30632-Б N 248 и 274 от 3 и 10 апреля 2021 года, табели учета служебного времени N 100/1, 100/2 и расчет сумм. По обвинению совершение Худяковым этих действий образует объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ.
Также Худякову инкриминировано внесение заведомо ложных сведений из корыстной заинтересованности в проекты приказов командира восковой части 30632-Б о производстве специальной социальной выплаты за ноябрь, декабрь 2020 года, табели учета служебного времени N 101/11, 101/12 и расчет сумм. По обвинению совершение Худяковым этих действий образует объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159.2 УК РФ.
Совершение Худяковым тех же действий было дополнительно квалифицировано по ч. 1 ст. 292 УК РФ, как идеальная совокупность преступлений.
Из протокола судебного заседания видно, что государственный обвинитель в прениях сторон отказался от части обвинения Худякова в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, мотивировав свою позицию тем, что Худякову выплаты были положены, но по иному основанию, чем указано в официальных документах, а также тем, что отсутствовал такой обязательный объективный признак хищения, как безвозмездность изъятия имущества (т. 5 л.д. 81).
В связи с этой позицией государственного обвинителя, суд своим постановлением от 8 ноября 2021 года уголовное преследование Худякова по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, прекратил на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Согласно ч. 1 ст. 292 УК РФ служебный подлог заключается во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
Худяков обвинялся и признан судом виновным во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений из корыстной заинтересованности.
Уголовным законом предусмотрена уголовная ответственность за преступления, совершенные из корыстной заинтересованности, когда эти противоправные действия совершены в целях получения материальной выгоды для виновного или других лиц (денег, имущества или прав на его получение).
Исходя из позиции государственного обвинителя, отказавшегося от части обвинения Худякова по мотиву отсутствия признака безвозмездности (корыстной заинтересованности), и вышеуказанного постановления суда, суд прекратил уголовное преследование Худякова за действия, совершенные из корыстной заинтересованности, за которые он фактически был в последующем осужден по ч. 1 ст. 292 УК РФ, и те же действия Худякова признаны судом совершенными из корыстной заинтересованности.
Таким образом, вызывает сомнение обоснованность выводов суда, изложенных в приговоре, и соответствие их фактическим обстоятельствам, установленным судом и приведенным в постановлении о прекращении уголовного преследования Худякова.
В соответствии с п. 1 ст. 389.15 УПК РФ одним из оснований отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить постановленный по уголовному делу приговор, и, поскольку допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права не может быть устранено судом апелляционной инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 389.22 УПК РФ - передать настоящее уголовное дело на новое судебное разбирательство в гарнизонный военный суд в ином составе, не входя в обсуждение остальных доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.22, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия, определила:
апелляционную жалобу защитника - адвоката Лысенко К.А. удовлетворить.
Приговор Хабаровского гарнизонного военного суда от 18 ноября 2021 года в отношении Худякова Дмитрия Сергеевича отменить и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии судебного разбирательства иным составом суда.
Меру пресечения в отношении Худякова Дмитрия Сергеевича в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения.
Настоящее определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в Кассационный военный суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.