Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 12 декабря 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Карповой Т.И. к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тульской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет срока выхода на пенсию, назначить пенсию, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области на решение Привокзального районного суда города Тулы от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 5 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Карпова Т.И. обратилась в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тульской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет срока выхода на пенсию, назначить пенсию, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Привокзального районного суда города Тулы от 23 июня 2022 года признан незаконным отказ Федеральной службы судебных приставов России в назначении Карповой Т.И. пенсии за выслугу лет. За Карповой Т.И. признано право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 1 сентября 2021 года.
На Федеральную службу судебных приставов России возложена обязанность назначить Карповой Т.И. пенсию за выслугу лет с 1 сентября 2021 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 5 октября 2022 года решение Привокзального районного суда города Тулы от 23 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФССП России и УФССП России по Тульской области просит решение Привокзального районного суда города Тулы от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 5 октября 2022 года отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Карпова Т.И. просит судебные постановления оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Карпова Т.И. занимала должности в органах юстиции субъекта РФ: с 12 мая 2005 года по 10 декабря 2012 года в качестве судебного исполнителя отдела судебных приставов-исполнителей Одоевского района, с 10 декабря 2012 года по 1 сентября 2014 года начальника отдела-старшего судебного пристава отдела судебных приставов Одоевского района, с 1 сентября 2014 года по 12 октября 2015 года начальника отдела-старшего судебного пристава отдела судебных приставов Одоевского и Дубенского районов, с 12 октября 2015 года по 31 мая 2020 года старшего судебного пристава отдела судебных приставов Одоевского, Дубенского и Арсеньевского районов.
На основании приказа ФССП России от 20 мая 2020 года Карпова Т.И. принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, замещала должность начальника отделения - старшего судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Одоевского, Дубенского и Арсеньевского районов УФССП России по Тульской области, ей присвоено специальное звание лейтенанта внутренней службы.
В соответствии с приказом ФССП России от 16 августа 2021 года срочный контракт с Карповой Т.И. прекращен на основании пункта 2 части 1 статьи 80 Федерального закона N 328 "О службе в органах принудительного исполнения и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истец уволена со службы с 26 августа 2021 года по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения.
Согласно приказу по состоянию на 26 августа 2021 года выслуга лет Карповой Т.И. в календарном исчислении составила 16 лет 03 месяца 14 дней, в льготном - 18 лет 8 месяцев и 7 дней, общий трудовой стаж Карповой Т.И. составляет более 25 лет.
6 сентября 2021 года Карпова Т.И. обратилась с заявлением, адресованном в ФССП России, о назначении ей пенсии за выслугу лет.
Управлением ФССП России по Тульской области заявление Карповой Т.И. о назначении пенсии за выслугу лет с приложенными документами возвращены, истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием условий, определяющих право на пенсию в соответствии с пунктом "б" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, поскольку период службы в органах принудительного исполнения составил 1 год 2 месяца и 25 дней.
ФССП России Карповой Т.И. также отказано в назначении пенсии за выслугу лет по аналогичным основаниям.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, надлежащей оценки представленных доказательств, исходил из того, что Карпова Т.И. как лицо, проходящее службу в органах принудительного исполнения, подпадает под регулирование Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, которым на него распространено действие норм Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4468-1, и в ее стаж службы в органах принудительного исполнения подлежит включению стаж службы до 31 мая 2020 года.
Суд пришел к выводу о том, что поскольку до 1 июня 2020 года истец замещала должности в федеральном органе исполнительной власти, была принята на службу в органы принудительного исполнения, следовательно, приобрела новый статус, правовое регулирование которого определяется Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника.
Принимая во внимание то обстоятельство, что истец уволена со службы по достижении предельного возврата пребывания на службе в органах принудительного исполнения, при этом общий трудовой стаж составляет более 25 календарных лет, из которых 16 лет 03 месяца 14 дней - служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии у истца права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статей 36, 68, 92, 135 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значимые для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилсудебное решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что государственная гражданская служба до поступления на службу в органы принудительного исполнения не подлежит включению в стаж, необходимый для назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4468-1 противоречат позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 марта 2022 года N 710-0, согласно которой законодатель, определяя правовой статус сотрудника - гражданина, проходящего в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, закрепил за сотрудниками в том числе право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для реализации данного права предусмотрел внесение изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (п. 7 ст. 1, п. 17 ч. 1 ст. 11 и ст. 96). При этом за указанными лицами сохранялась возможность зачета в стаж работы (выслугу лет) отдельных периодов их службы до 1 июля 2020 года, в том числе в должностях судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов, должностях гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах (часть 14 статьи 92).
При этом, понимание указанных норм закона таким образом, как изложено стороной ответчика, приведет к тому, что право сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации на пенсию за выслугу лет в соответствии с подпункта "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4468-1, исключительно в связи с переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы с 1 января 2020 года, возникнет у них не ранее 1 июля 2032 года, что явно нарушит их социальные (пенсионные), гарантированные Конституцией Российской Федерации права, в том числе право на равенство всех перед законом и поставит в неравное положение с иными категориями лиц, указанными в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Являются необоснованными доводы жалобы, выражающие несогласие с выводами суда о возложении обязанности назначить пенсию с 27 августа 2021 года, учитывая, что судом пенсия назначена с 1 сентября 2021 года, с учетом заявленных истцом требований.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Привокзального районного суда города Тулы от 23 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы судебных приставов России, Управления федеральной службы судебных приставов России по Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.