Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу Лобастова Александра Юрьевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Новосибирска, от 17 июня 2022 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 03 августа 2022 г., вынесенные в отношении Лобастова Александра Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Новосибирска, от 17 июня 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 03 августа 2022 г, начальник Новосибирского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры - структурного подразделения Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Российские железные дороги" Лобастов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе Лобастов А.Ю. просит указанные судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда в частности путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Пунктом 1 постановления Правительства Новосибирской области от 21 октября 2013 г. N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области" работодателям, осуществляющим деятельность на территории Новосибирской области, численность работников которых составляет 35 человек и более, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Из материалов дела следует, что приказом Новосибирского центра диагностики и мониторинга инфраструктуры от 11 января 2022 г. N РЦДМЗСИБ-51 установлена квота для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности штата, однако, в нарушение пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления Правительства Новосибирской области от 21 октября 2013 г. N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области", вакантные места с допустимыми условиями труда для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в полном объеме не выделены и не созданы, фактически не все квотные места являются вакантными ввиду того, что часть из мест занимают работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника Новосибирского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры - структурного подразделения Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Российские железные дороги" (г. Новосибирск, ул. Владимировская, д. 2, к. 2) Лобастова А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения, выявленного 15 марта 2022 г, и виновность Лобастова А.Ю. подтверждаются постановлением заместителя Новосибирского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснением ФИО4, копиями приказа Новосибирского центра диагностики и мониторинга инфраструктуры от 11 января 2022 г. N РЦДМЗСИБ-51 о квотировании рабочих мест, перечнем заквотированных рабочих мест, списков вакантных должностей, сведениями о выполнении установленной квоты, отчетов о движении работников и состояния трудовой дисциплины, письма Министра труда и социального развития Новосибирской области, трудового договора между ОАО "РЖД" и Лобастовым А.Ю, приказа о распределении обязанностей от 08 апреля 2022 г. N и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно приказу от 08 апреля 2022 г. N, на начальника Новосибирского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Лобастова А.Ю. возложены обязанности по осуществлению прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с работниками Центра, в том числе прием и увольнение, а также перевод и перемещение работников Центра, применение к ним мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий.
Таким образом, Лобастов А.Ю. является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы судебных инстанций о виновности Лобастова А.Ю. в совершении вмененного ему правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Лобастова А.Ю. состава административного правонарушения, аналогичны доводам, которые уже были предметом проверки на предыдущих стадиях рассмотрения данного дела и правомерно отклонены судебными инстанциями по основаниям, указанным в обжалуемых судебных актах с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.
Суды пришли к правильному выводу о том, что в соответствии с приведенными выше нормативными положениями, работодатель обязан не только создать и выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, но сохранить данные места вакантными, при этом трудоустройство на заквотированные месте иных граждан, не являющихся инвалидами, противоречит сути такого квотирования, целью которого является защита прав и законных интересов инвалидов.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Лобастова А.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановлений.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей районного суда в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ, доводам жалобы дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Новосибирска, от 17 июня 2022 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 03 августа 2022 г, вынесенные в отношении Лобастова Александра Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Лобастова А.Ю. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.