Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-207/2022 по административному исковому заявлению Дошиной Риммы Ромаевны о признании не действующими в части приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 г. N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 г. N 128-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 г. N 141-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" по апелляционной жалобе Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица Агаркова В.Д, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
23 декабря 2019 г. Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан приказ N 166-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - Приказ N 166-п), пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 г. (далее - Перечень 2020 года), согласно приложению к данному приказу. Приказ официально опубликован 24 декабря 2019 г. на сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" http://www.gov.spb.ru.
29 декабря 2020 г. Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан Приказ N 128-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее - Приказ N 128-п), пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г. (далее - Перечень 2021 года), согласно приложению к данному приказу. Приказ официально опубликован 30 декабря 2020 г. на сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" http://www.gov.spb.ru.
24 декабря 2021 г. Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан Приказ N 141-п "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее - Приказ N 141-п), пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г. (далее - Перечень 2022 года), согласно приложению к данному приказу. Приказ официально опубликован 28 декабря 2021 г. на сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" http://www.gov.spb.ru.
В пункт 5402 Перечня 2020 года, пункт 5977 Перечня 2021 года и пункт 6971 Перечня 2022 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий год включено нежилое помещение 1-Н с кадастровым номером 78:14:0007643:3554, общей площадью 1 386, 7 кв. м, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Фрунзе, дом 19, корпус 2, литера А.
Дошина Р.Р, являясь собственником указанного нежилого помещения, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила признать недействующими с момента принятия пункт 5402 приложения к Приказу N 166-п, пункт 5977 приложения к Приказу N 128-п и пункт 6971 приложения к Приказу N 141-п, ссылаясь на то, что принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение названного объекта недвижимости в указанные Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены, оспариваемые положения признаны недействующими со дня их принятия.
В апелляционной жалобе Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришла к следующим выводам.
С учётом положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и опубликования. Решение суда в данной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к выводу о неправомерности включения в них нежилого помещения с кадастровым номером 78:14:0007643:3554.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, в городах федерального значения, в том числе в Санкт-Петербурге, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (статьи 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество физических лиц введён Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 г. N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге". Статьёй 3 данного закона ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в следующих размерах: в 2020 году в размере 1, 25 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения, в 2021 и 2022 годах в размере 1, 5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 названной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок) утверждён постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 г. N 737 и в редакции, действовавшей при принятии оспариваемых приказов, устанавливал, что вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2).
Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов, является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее также - Комитет) (пункт 3 Порядка).
Определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4 Порядка).
Вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утверждённым им порядком (пункт 6 Порядка).
Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждён распоряжением Комитета от 2 апреля 2018 г. N 7-р (далее - Порядок N 7-р).
Пунктом 2.1 Порядка N 7-р предусмотрено, что на основании сведений, представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Информационно-аналитический отдел совместно с Управлениями контроля использования имущества в течение 15 рабочих дней с даты получения сведений формируют список Объектов, предполагаемых к включению в Перечень на основании информации о виде разрешённого использования земельных участков, назначении или наименовании Объектов. Формирование Списка Объектов осуществляется без проведения их обследования.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорный объект недвижимости ни одному из перечисленных выше условий не соответствуют.
Нежилое помещение с кадастровым номером 78:14:0007643:3554, площадью 1 386, 7 кв. м имеет наименование: "конторское", назначение: "нежилое помещение", расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 78:14:0007643:2017 (далее - Нежилое помещение).
В свою очередь, объект недвижимости с кадастровым номером 78:14:0007643:2017 представляет собой здание, общей площадью 4 880, 2 кв. м, назначение: "многоквартирный дом", наименование отсутствует, расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:14:0007643:3 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, д. 19, корп. 2, лит. А, вид разрешённого использования которого "для размещения жилого дома (жилых домов)".
Согласно правовой позиции административного ответчика, названное Нежилое помещение, в отношении которого возник спор, включено в Перечень 2020 года, Перечень 2021 года и Перечень 2022 года исходя из вида его фактического использования под цели, перечисленные в пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, при формировании Перечня 2020 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проведены мероприятия по обследованию Нежилого помещения с целью определения вида его фактического использования, о чем 4 июля 2019 г. составлен акт N 1867-ВФИ/Ю/2019, из которого следует, что более 20 процентов площади обследуемого объекта недвижимости фактически используется для размещения офисов, делового и административного назначения. Часть Нежилого помещения занимает общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Информ", часть объекта не используется. К акту приложен расчёт процентного соотношения площадей Нежилого помещения с поэтажными планами данного объекта недвижимости, а также фотоматериалы, на которых отражены фасады здания, табличка с надписью "Лукойл Нефтяная компания ООО "Лукойл-Информ" филиал в г. Санкт-Петербурге", помещения, оборудованные рабочими местами, офисной техникой.
Работа по формированию Перечня 2021 года была организована административным ответчиком с учётом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 6 апреля 2020 г. N 30-п "О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга", в связи с чем спорный объект недвижимого имущества был включён в Перечень 2021 года на основании результатов обследования, проведённого в 2019 году.
Вместе с тем, как верно указано судом, конкретные признаки, свидетельствующие об использовании под офисы помещений объекта недвижимости, площадью более 20 процентов от его общей площади, в акте, расчёте и фотоматериалах не отражены. Само по себе наличие на фотографиях компьютеров и оргтехники в помещениях не свидетельствует об использовании данных помещений в качестве офисов.
Кроме того, осуществление Комитетом по контролю за имуществом по имуществу Санкт-Петербурга названных выше мер по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции не отменяло необходимость соблюдения действующих правовых предписаний, устанавливающих необходимость проведения обследования по виду фактического использования объекта недвижимости в каждом календарном году, предшествующем году действия Перечня.
В Перечень 2022 года, исходя из позиции административного ответчика, спорный объект недвижимости включён на основании обследования, проведённого Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, по результатам которого составлен акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения для определения вида фактического использования от 22 сентября 2021 г. N 08-09-5528/2021.
В соответствии с данным актом допуск на объект не обеспечен, фотофиксация ограничена, в результате визуального осмотра коридоров 1-3 этажей установлено, что часть первого и второго этажей Нежилого помещения используется под офисы, третий этаж не используется, фактическое использование объекта под офисы, делового и административного назначения составляет более 20 процентов. К акту приложены четыре фотографии, на которых запечатлены фасады здания, коридор, дверь.
Судом верно сделан вывод о том, что данные фотоматериалы не несут какой-либо информационной нагрузки и не позволяют с достоверностью определить, что более 20 процентов Нежилого помещения используется под офисы. Расчёт фактического использования площадей здания по видам деятельности в акте отсутствует. Причины отсутствия доступа для обследования помещения, в отношении которого возник спор, в акте не указаны и, вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательства наличия таких обстоятельств суду не представлены.
Административным истцом в материалы дела представлен договор аренды Нежилого помещения от 1 сентября 2021 г, заключённого сроком до 31 августа 2024 г, на основании которого данный объект недвижимости передан Дошиной Р.Р. в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Институт проектирования и изысканий "Севзапмостпроект". Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности данного общества - деятельность в области архитектурных, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.
Доказательств того, что помещения, занятые данным обществом, имеют самостоятельное офисное назначение, оборудованы стационарными рабочими местами для приёма клиентов (клиентские зоны), административным ответчиком не представлено, при том, что, само по себе использование помещений под вышеуказанные цели не предполагает необходимость использования помещений с офисным назначением.
Иных достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения нежилого помещения с кадастровым номером 78:14:0007643:3554 к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик, на котором в силу закона возложена обязанность доказать законность включения объекта в Перечень 2020 г, Перечень 2021 года и Перечень 2022 года, не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемых положений недействующими с момента принятия вследствие их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и об удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судом апелляционной инстанции постановленного по делу решения, поскольку, по сути, сводятся к несогласию с правовой оценкой суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.