Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К, судей Кисловой Е.А, Шамрай М.С, рассмотрев гражданское дело по иску Борисова Сергея Александровича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по кассационной жалобе Борисова Сергея Александровича на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 6 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Борисов С.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, указав в обоснование требований на то, что с 19.12.2013 года с составом семьи 2 человека с супругой принят ответчиком на учет нуждающихся в предоставлении жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, а также включен в состав участников ведомственной целевой программы.
Письмом ответчика от 02.12.2020г. он был уведомлен о том, что снят с учета; исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья и из состава участников ведомственной целевой программы "Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710, а также из сводного списка граждан-участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2021г.
Основанием послужило предоставление его супруге в 2015г. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Смоленске, с чем он не согласился, ссылаясь на отсутствие в законодательстве такого основания для снятия с учета на дату приобретения земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 15 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 6 июля 2021 года, в иске Борисову С.А. отказано.
В кассационной жалобе Борисов С.А. просит отменить судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований, считает неправильно истолкованными судами нормы материального закона, а именно статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в последней редакции, не действующей на момент принятия на учет нуждающихся в жилищной субсидии. Полагает, что законодатель при принятии поправок 20.07.2020 года Федеральным законом N 228-ФЗ распространил новые критерии обеспеченности жилыми помещениями на территории Российской Федерации на всех состоящих на учете граждан лишь в случае получения ими мер государственной поддержки после вступления закона в новой редакции в силу, о чем свидетельствует содержание проекта закона, снятие с учета истцов исключено в соответствии с правильным применением закона.
В судебное заседание кассационного суда лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы по правилам части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.12.2013 года решением Департамента Смоленской области по социальному развитию в соответствии с п.2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002г. N 879, Борисов С.А, зарегистрированный по адресу: г. Смоленск ул. Попова, 125-89 с составом семьи 2 человека (истец и его супруга), приняты на учет нуждающихся в жилье, как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992г, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 06.05.2014г. Борисов С.А. включен с составом семьи 2 человека (он и его супруга) в число граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015гг..
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости супруге истца Борисовой Т.М. органом местного самоуправления в 2015г. предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство (постановление Администрации г.Смоленска N 919-адм).
Протоколом от 27.11.2020г. N4 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации ведомственной целевой программы "Оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Борисов С.А. снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании пп."и" п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст.1 Федерального закона (предоставление органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска о признании указанного решения незаконным, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, применив положения Федерального закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пп. "з"п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", ст.2 Федерального закона от 20.07.2020г. N228-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, исходил из того, что решение ответчика об исключении Борисова С.А. из списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов соответствует требованиям закона, поскольку в связи с предоставлением в собственность супруге истца земельного участка для строительства жилого дома семья истца утратила статус лиц, не обеспеченных жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации.Суд кассационной инстанции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на верном применении норм материального права в соответствии с действием закона во времени.
Доводы кассационной жалобы Борисова С.А. основаны на ошибочной правовой позиции и неправильном толковании норм материального права, примененных при разрешении спора судами, в связи с чем основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов не являются.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ в редакции на момент принятия оспариваемого решения право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:
гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 ЖК РФ;
гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи, которые:
- не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору
социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;
- являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со ст. 50 ЖК РФ;
- гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:
- жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 04.07.1991г. N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") или по договору социального найма;
- бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 20.07.2020г. N228-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действие положений ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Согласно п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст.1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со ст.2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Судами первой и апелляционной инстанции вопреки доводам кассатора истолкованы и применены указанные выше положения закона к спорным правоотношениям правильно.
Статьей 2 Федерального закона от 20.07.2020 N 228-ФЗ установлено, что действие положений ст. 1 Закона (в действующей редакции данного закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Таким образом, законодателем придана обратная сила положениям Федерального закона от 20.07.2020 N 228-ФЗ в части внесения изменений в статью 1 Закона, в связи с чем, независимо от даты принятия семьи истца на учет, требованиям статьи 1 Закона в действующей редакции на момент принятия решения о снятии с жилищного учета он не соответствовал.
Иных доводов, требующих дополнительной проверки и способных служить поводом к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 6 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Борисова Сергея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.