Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника генерального директора ООО "Трио-Инвест" Силина О.В. - М.Ю.А. на постановление заместителя начальника отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами, объектами нефтепродуктообеспечения по Московской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзор) П.Л.Н. N ... от 05 июля 2021 г., решение судьи Басманного районного суда от 27 апреля 2022 г., которым генеральный директор ООО "Трио-Инвест" Силин О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
постановление заместителя начальника отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами, объектами нефтепродуктообеспечения по Московской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзор) П.Л.Н. N... от 05 июля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Басманного районного суда от 27 апреля 2022 г, генеральный директор ООО "Трио-Инвест" Силин О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением и решением, защитник обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит вынесенные акты отменить со ссылкой на отсутствие состава вмененного правонарушения, возможности исполнения предписания, удостоверение о повышении квалификации получено 14 апреля 2021 г, дата аттестации должна была быть назначена Ростехнадзором до 28 мая 2021 г, наказание чрезмерно, правонарушение малозначительно.
В судебное заседание Силин О.В. и его защитник М.Ю.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявили.
При таких обстоятельствах на основании ст.25.5 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие последних.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).
По смыслу ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.
В преамбуле к Федеральному закону указано, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом ; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать
и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
На основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Во исполнение возложенных полномочий Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, в период с 10 июня 2021 года по 21 июня 2021 года по адресу:... в соответствии с распоряжением заместителя руководителя ЦУ Ростехнадзора П.В.Н. от 25 мая 2021 года N... "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Трио-Инвест" и распоряжением заместителя руководителя ЦУ Ростехнадзора А.Л.В. от 18 июня 2021 года N... "О внесении изменений в распоряжение ЦУ Ростехнадзора от 25 мая 2021 года N... "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Трио-Инвест" с целью контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 26 февраля 2021 года N... была проведена внеплановая выездная проверка на опасном производственном объекте.
В ходе проведения проверки выявлено невыполнение пункта 2 ранее выданного предписания от 26 февраля 2021 года N.., срок исполнения которого истек 26 мая 2021 года, что зафиксировано в Акте проверки ЦУ Ростехнадзора от 21 июня 2021 года N...
В этой связи действия (бездействия) генерального директора ООО "Трио-Инвест" Силина О.В. квалифицированы должностным лицом ЦУ Ростехнадзора по ч. 11 ст. 19. 5 КоАП РФ, 05 июля 2021 года составлен протокол N... об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела 05 июля 2021 года должностным лицом ЦУ Ростехнадзора в отношении генерального директора ООО "Трио-Инвест" Силина О.В. вынесено постановление N... о назначении административного наказания.
Факт совершения генеральным директором ООО "Трио-Инвест" Силиным О.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19. 5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- распоряжение ЦУ Ростехнадзора "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Трио-Инвест" от 25 мая 2021 года;
- распоряжение ЦУ Ростехнадзора "О внесении изменений в распоряжение ЦУ Ростехнадзора от 25 мая 2021 года N... "О проведении внеплановой выездной проверки ООО "Трио-Инвест" от 18 июня 2021 года;
- приказ ООО "Трио-Инвест" от 17 июля 2020 годаN 13 "О назначении генерального директора";
- акт ЦУ Ростехнадзора проверки ООО "Трио-Инвест" от 21 июня 2021 года;
- предписание об устранении выявленных нарушений от 21 июня 2021 года;
- протокол об административном правонарушении от 05 июля 2021 года;
- постановление о назначении административного наказания от 05 июля 2021 года;
- представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05 июля 2021 года;
- предписание об устранении выявленных нарушений от 26 февраля 2021 г, иные материалы дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностным лицом ЦУ Ростехнадзора в рамках выполнения им служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях генерального директора ООО "Трио-Инвест" Силина О.В. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Действия генерального директора ООО "Трио-Инвест" Силина О.В. правильно квалифицированы судьей по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Должностное лицо, в чьем производстве находилось указанное дело об административном правонарушении, приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, генеральный директор ООО "Трио-Инвест" Силин О.В. является субъектом данного административного правонарушения.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях (бездействии) генерального директора ООО "Трио-Инвест" Силина О.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления ЦУ Ростехнадзора.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем же случае, как следует из материалов дела, достоверно установлено и нашло свое подтверждение, что при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО "Трио-Инвест" Силину О.В. в пределах санкции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, в минимальном размере для должностных лиц.
Таким образом, оснований для снижения размера назначенного штрафа, как об этом указывал заявитель, не имеется.
При этом опасность правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствиях, но и в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, вина которого в конкретном случае выражается в том, что Силин О.В, являясь генеральным директором общества, при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей должен был предпринять все своевременные меры по недопущению нарушений действующего законодательства в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Между тем, с учетом характера совершенного правонарушения и конкретных обстоятельств дела оснований для признания вмененного генеральному директору ООО "Трио-Инвест" Силину О.В. правонарушения малозначительным не имеется.
Срок проведения аттестации назначен административным органом до 26 мая 2021 г. на основании положений ст. 14.1 ФЗ "О промышленной безопасности" и п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности.., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 г. N 1365, имеющих большую юридическую силу по сравнением с п.12 Приказа Ростехнадзора от 06 ноября 2019 г. N 424, применявшегося до вступления в силу Приказа Ростехнадзора от 26.11.2020 N 459, утвердившего Административный регламент и устанавливавшего общие правила назначения аттестации. В данном же дела дата аттестации уже была определена предписанием об устранении выявленных нарушений от 26 февраля 2021 г.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности генерального директора ООО "Трио-Инвест" Силина О.В. в совершении вмененного правонарушения.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание назначено генеральному директору ООО "Трио-Инвест" Силину О.В. в пределах санкции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление заместителя начальника отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами, объектами нефтепродуктообеспечения по Московской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзор) П.Л.Н. N... от 05 июля 2021 г, решение судьи Басманного районного суда от 27 апреля 2022 г, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Трио-Инвест" Силина О.В. оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.