N77-835/2023
14 февраля 2023 года г.Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ждановича А.С, при секретаре судебного заседания Фроловой Е.А, с участием:
прокурора Толмосова И.В, защитника осужденного Хажиева Ф.Ф. - адвоката Адаева В.Ю, рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинова Р.З. на приговор Советского районного суда г.Уфы от 30 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ждановича А.С, выступления прокурора Толмосова И.В, защитника осужденного Хажиева Ф.Ф. - адвоката Адаева В.Ю, поддержавших кассационное представление, суд кассационной инстанции
установил:
приговором Советского районного суда г.Уфы от 30 сентября 2022 года
Хажиев Ф.Ф, "данные изъяты", судимый 15 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка по Белокатайскому району Республики Башкортостан по ч.1 ст.119 УК РФ к 400 часам обязательных работ, постановлением мирового судьи судебного участка по Белокатайскому району Республики Башкортостан от 31 июля 2019 года неотбытая часть наказания заменена на 48 дней лишения свободы, освободился 31 января 2020 года по отбытии срока наказания, осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.161 УК РФ к 10 месяцам исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства.
Мера пресечения в виде заключения под стражу отменена, Хажиев Ф.Ф. освобожден из-под стражи в зале суда.
В срок отбывания наказания зачтено время содержания Хажиева Ф.Ф. под стражей до вступления приговора в законную силу с 23 июля 2022 года по 30 сентября 2022 года из расчета один день за два дня исправительных работ.
Приговором определена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался.
Хажиев Ф.Ф. признан виновным в покушении на грабеж, то есть на открытое хищение чужого имущества, совершенном 4 февраля 2022 года в г.Уфе при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинов Р.З. выражает несогласие с приговором в части зачета в срок отбывания наказания времени содержания осужденного под стражей из расчета один день за два дня исправительных работ, указывая на ухудшение положения осужденного, поскольку в соответствии с ч.3 ст.72 УК РФ время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день за три дня. На основании изложенного просит внести в приговор соответствующие изменения.
Выслушав мнения участвующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы кассационного представления, изучив материалы уголовного дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Суд первой инстанции принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Приговор постановлен в соответствии с требованиями ст.ст.302-309 УПК РФ, выводы суда о доказанности вины осужденного Хажиева Ф.Ф. основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, надлежащим образом мотивированы.
Виновность Хажиева Ф.Ф. в совершении преступления подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, в том числе показаниями потерпевшего К.Р.И. о том, что осужденный, попросив у него сотовый телефон чтобы позвонить, после просьбы вернуть телефон стал убегать, но был остановлен сотрудниками полиции; показаниями свидетеля К.А.А. об обращении к нему как к сотруднику полиции К.Р.И, сообщившего о хищении у него осужденным телефона, после чего последний был им задержан; показаниями свидетелей Я.Р.У, К.В.А, в чьем присутствии в качестве понятых у Хажиева Ф.Ф. был изъят принадлежащий потерпевшему телефон.
Приведенные доказательства согласуются с иными доказательствами, подробный анализ которых дан в приговоре.
Положенные в основу приговора доказательства получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, согласуются между собой, поэтому обосновано признаны судом допустимыми и достоверными.
Данные доказательства суд в соответствии с требованиями ст.ст.87, 88 УПК РФ тщательно проверил, сопоставил между собой и дал им правильную оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела по существу и постановления обвинительного приговора. Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст.73 УПК РФ, судом установлены правильно.
Допустимость и достоверность доказательств, положенных в основу обвинительного приговора, сомнений не вызывает, их совокупность не находится в противоречии по отношению друг к другу, исследована в судебном заседании с достаточной объективностью, на основе состязательности сторон, что позволило суду принять обоснованное и объективное решение по делу. Приведенные в приговоре доказательства были проверены и исследованы в ходе судебного следствия, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными.
В соответствии с требованиями закона суд раскрыл в приговоре содержание доказательств, изложил существо показаний осужденного, потерпевшего, свидетелей, сведения, содержащиеся в письменных доказательствах. Мотивы и основания, почему принимаются одни доказательства и отвергаются другие, приведены.
Как следует из протокола судебного заседания, судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с соблюдением всех принципов судопроизводства, в том числе состязательности и равноправия сторон, права на защиту, презумпции невиновности. При рассмотрении уголовного дела суд первой инстанции оценил доводы всех участников процесса, предоставив сторонам обвинения и защиты равные возможности для реализации своих прав, при этом ограничений прав участников уголовного судопроизводства допущено не было.
Юридическая квалификация действий осужденного Хажиева Ф.Ф. по ч.3 ст.30, ч.1 ст.161 УК РФ как покушение на грабеж, то есть на открытое хищение чужого имущества, соответствует содержащемуся в приговоре описанию преступного деяния, является правильной, в ее обоснование судом приведены убедительные мотивы. Оснований для иной квалификации содеянного осужденным и для прекращения в отношении него уголовного дела не имеется.
При назначении Хажиеву Ф.Ф. наказания судом в соответствии с требованиями ст.ст.6, 43, 60 УК РФ учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства его совершения, обстоятельства, характеризующие личность осужденного, которые суд исследовал с достаточной полнотой, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Выводы о назначении Хажиеву Ф.Ф. наказания в виде исправительных работ и об отсутствии оснований для применения положений ст.ст.73, 64, ч.6 ст.15 УК РФ являются верными и должным образом мотивированными.
Таким образом, по своему виду и размеру назначенное Хажиеву Ф.Ф. наказание является справедливым и соразмерным содеянному, оно назначено с учетом сведений о личности осужденного, отвечает целям, установленным ч.2 ст.43 УК РФ, при этом все заслуживающие внимания обстоятельства при назначении наказания учтены.
Вместе с тем, соглашаясь в доводами кассационного представления, суд кассационной инстанции отмечает, что, осуществив зачет в срок отбывания наказания времени содержания Хажиева Ф.Ф. под стражей из расчета один день за два дня исправительных работ, суд первой инстанции допустил повлиявшее на исход дела существенное нарушение уголовного закона, поскольку в силу ч.3 ст.72 УК РФ время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день за три дня.
При таких обстоятельствах приговор подлежит изменению путем исключения из его резолютивной части указания на зачет в срок отбывания наказания времени содержания Хажиева Ф.Ф. под стражей из расчета один день за два дня исправительных работ и осуществления указанного зачета в соответствии с требованиями ч.3 ст.72 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.401.13-401.16 УПК РФ, постановил:
приговор Советского районного суда г.Уфы от 30 сентября 2022 года в отношении Хажиева Ф.Ф. изменить.
Исключить из резолютивной части приговора указание на зачет в срок отбывания наказания времени содержания Хажиева Ф.Ф. под стражей из расчета один день за два дня исправительных работ.
Время содержания Хажиева Ф.Ф. под стражей до вступления приговора в законную силу с 23 июля 2022 года по 30 сентября 2022 года зачесть в срок отбывания наказания в соответствии с ч.3 ст.72 УК РФ из расчета один день за три дня исправительных работ.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.