Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фроловой Инны Федоровны на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-1982/2022 по иску Фроловой Инны Федоровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о включении периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Фролова И.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о включении периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в обосновании искового заявления указано, что Фролова И.Ф. 7 ноября 2019 года обратилась государственное учреждение "Управление пенсионного фонда России в Кировском районе города Казани" (на момент рассмотрения дела правопреемником является Государственное учреждение "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан", далее - ГУ ОПФР по РТ) за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 10 февраля 2020 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что часть периодов трудовой деятельности не была включена в льготный стаж. С решением ответчика Фролова И.Ф. не согласна, просит включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды: учебы в Казанском Государственном педагогическом институте с 02 ноября 1991 года по 15 августа 1996 года (4 года 9 месяцев 14 дней); работы в должности руководителя кружка начального технического моделирования в Кировском доме пионеров (на базе СОШ N70 Кировского района г.Казани) с 12 сентября 1988 года по 01 марта 1989 года (5 месяцев 20 дней); с 25 сентября 2017 года по 13 октября 2017 года (19 дней) - курсы повышения квалификации за время работы в должности учителя математики МБОУ "СОШ N 179" Ново-Савиновского района г.Казани; работы в должности старшей пионервожатой в СОШ N70 в Кировском районе г.Казани с 01 ноября 1990 года по 01 ноября 1991 года (1 год 0 месяцев 1 день).
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года в исковых требованиях Фроловой Инны Федоровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о включении периода работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июля 2022 года решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Фроловой И.Ф, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 7 ноября 2019 года Фролова И.Ф. подала в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением ответчика от 10 февраля 2020 года за N ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием специального стажа продолжительностью 25 лет. В специальный стаж не включены спорные периоды. В бесспорном порядке в стаж включено 20 лет 9 месяцев 13 дней.
В ходе рассмотрения дела ответчиком ранее вынесенное решение было пересмотрено, вынесено новое решение, которым периоды с 25 сентября 2017 года по 13 октября 2017 года - курсы повышения квалификации за время работы в должности учителя математики МБОУ "СОШ N 179" Ново-Савиновского района города Казани были дополнительно включены в специальный трудовой стаж педагогической деятельности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего законодательства спорные периоды не подлежат включению в стаж педагогической деятельности.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что отказывая во включении в стаж периода работы истца в должности руководителя кружка начального технического моделирования в Кировском доме пионеров (на базе СОШ N70 Кировского района г. Казани) с 12 сентября 1988 года по 1 марта 1989 года, суд первой инстанции принял во внимание, что в списках отсутствует такое наименование должности, как "руководитель кружка", также отметил, что "должность педагога дополнительного образования" в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.
Отказывая во включении в специальный стаж периода работы истца в должности старшей пионервожатой в СОШ N70 в Кировском районе города Казани с 1 ноября 1990 года по 1 ноября 1991 года и периода обучения в высшем учебном заведении, суд руководствовался пунктом 2 Постановления N 1397, в силу которого в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 данного Положения, засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Данное положение действовало до 01 октября 1993 года. Педагогическая деятельность истца началась только в 1996 году, после окончания высшего учебного заведения, уже после изменения правового регулирования. Таким образом, у истца отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности, как на момент работы в должности пионервожатой, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений, в связи с чем правила, установленные в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривающие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых при условии наличия не менее 2/3 требуемого. В силу изложенного период работы истца в должности пионервожатой и период её обучение в высшем учебном заведении обоснованно не включен в специальный стаж истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части нахождения истца на курсах повышения квалификации с 25 сентября 2017 года по 13 октября 2017 года (19 дней) - курсы повышения квалификации за время работы в должности учителя математики МБОУ "СОШ N 179" Ново-Савиновского района города Казани, суд первой инстанции учёл, что на момент вынесения решения данный период включен пенсионным органом в педагогический стаж истца. Довод апеллянта о том, что указанное не позволит в дальнейшем истцу взыскать с ответчика судебные расходы в этой части судом апелляционной инстанции отклонен, поскольку вопрос о взыскании судебных расходов может быть разрешён в отдельном судебном заседании с учётом того, что данные требования истца удовлетворены уже после подачи иска.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:
работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах;
время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В Перечне, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 не поименованы освобожденные руководители кружков.
Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года N 63-1-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в соответствии с абз. 2 пункта 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа во внешкольных детских учреждениях в качестве руководителя кружка.
При этом из смысла пункта 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 следует, что периоды деятельности, перечисленные в данном пункте (включая работу во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах) засчитываются в педагогический стаж, если они представляют собой работу по специальности.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Тождество указанных должностей на федеральном уровне не установлено в связи с тем, что Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка" (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы), используемое в других организациях и учреждениях, в связи с чем, указание на данную должность работодателем нельзя признать неправильным наименованием либо установить тождество выполняемой работы. Данная правовая позиция неоднократно высказывалась в Определениях Верховного суда Российской Федерации (дело N 16-В09-15, N 49-В10-11 и др.).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
В данном случае ошибка в наименовании должности истца отсутствует.
Исходя из толкования норм пенсионного законодательства, суды предыдущих инстанций правомерно отказали в удовлетворении требования истицы о включении периода работы в качестве руководителя кружка.
Период обучения истца, также правомерно не включен в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года было предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 данного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из приведенных выше положений закона следует, что временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него, то есть весь период обучения, а не его отдельная часть. Также по смыслу закона имелось в виду время обучения в высших и средних специальных учебных заведениях по очной форме обучения. учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Названное выше постановление не применяется на территории Российской Федерации (утратило силу) с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Как правомерно указано судом, нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также законодательством в сфере пенсионного обеспечения, действовавшим на момент обращения истца в пенсионный орган, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрено.
Таким образом, оснований для включения требуемого периода обучения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у суда не имелось. Время окончания обучения в учебном заведении приходится на дату после 1 октября 1993 года, когда утратило силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривавшее возможность включения периодов обучения в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, в связи с чем отсутствуют основания для применения норм, предусмотренных абзацем 5 пункта 2 Положения N 1397.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды правильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, подлежащие применению.
Доводы о неправомерном отказе во включении периода работы старшей пионервожатой, основаны на неверном толковании норм права.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа в школах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе, перечисленных в пункте 2 Положения, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года (подпункт м пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665) в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 01 января 1992 года.
Так как начало педагогической деятельности истицы имело место после указанной даты, следовательно, в силу вышеприведенного правового регулирования, нормы положения от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившего силу с 01 октября 1993 года, предусматривающего, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе работа в школах в качестве штатных пионервожатых, вопреки доводам кассационной жалобы Беловой В.А, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период названного положения, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Доводы о неправомерном отказе во включении периода с 25 сентября 2017 года по 13 октября 2017 года - курсы повышения квалификации за время работы в должности учителя математики МБОУ "СОШ N 179" Ново-Савиновского района города Казани, отклоняются судебной коллегией, поскольку как установлено судом первой инстанции, в ходе рассмотрения дела ответчиком ранее вынесенное решение было пересмотрено, вынесено новое решение, которым указанный период был дополнительно включен в специальный трудовой стаж педагогической деятельности, до вынесения решения суда. Доводы о том, что судом не установлено на основании чего включены периоды, поскольку ответчик не предоставил документы, опровергаются материалами дела, где имеется решение о включении указанного периода, которое представлено ответчиком в ходе рассмотрения судом первой инстанции, а также представлен отзыв в котором указаны данные обстоятельства.
Доводы о том, что истец не ознакомлена с отзывом, не может служить основанием к отмене судебных актов.
Доводы о том, что отказ во включении периода нахождения на курсах повышения квалификации в решении суда, не позволяет ей взыскать судебные расходы, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Такие нарушения судом при вынесении решения и апелляционного определения по настоящему делу допущены не были.
Кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, которые привели к неверному разрешению спора в обжалуемой части.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Суд кассационной инстанции не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Фроловой Инны Федоровны без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.