Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего судьи: Ромасловской И.М, судей: Нечаевой Т.М, Романова М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Семакина ФИО16 на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 июня 2022 года по гражданскому делу N по иску Семакина ФИО14 к АО "Газпром газораспределение Ижевск", Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о возложении обязанности внести изменения в границы охранной зоны, определении местонахождения части линейного объекта, определении площади охранной зоны.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Т.М, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семакин М.В. обратился в суд с иском к АО "Газпром газораспределение Ижевск", Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики, в котором с учетом уточнения просил суд обязать АО "Газпром газораспределение Ижевск" внести изменения в границы охранной зоны от АГРС г. Глазова до ГРП в д. Кожиль в запись в государственном кадастре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N - зоны с особыми условиями использования территории охранных зонах в ГКН путем обращения ответчика в ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР с заявлением об исправлении реестровой ошибки с приложенными картой-планом с уточненными сведениями о характерных точках границ охранной зоны; определить местонахождение части линейного объекта - газораспределительной сети от АГРС г. Глазова до ГРП в д. Кожиль относительно границ земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности Семакину М.В, расположенного по адресу: "адрес" согласно проведенной дополнительной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ года N в следующих точках: с координатами по оси "данные изъяты", с координатами по оси "данные изъяты" с координатами: "данные изъяты" обязать Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики утвердить площадь охранной зоны газопровода, формируемой части для обеспечения и доступа с целью обслуживания газопровода высокого давления от АГРС г. Глазова до ГРП д. Кожиль и наложить ограничения (обременения) на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты".; взыскать с АО "Газпром газораспределение Ижевск" в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в суде первой инстанции в сумме 35 000 рублей, расходы по оплате проведенной по делу землеустроительной экспертизы в сумме 60 000 рублей, дополнительные расходы, необходимые для проведения экспертизы в размере 30 000 рублей.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики. По ходатайству истца Муниципальное образование "Город Глазов" исключено из числа ответчиков и одновременно привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора. Также к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.
Решением Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2022 года исковые требования Семакина М.В. к АО "Газпром газораспределение Ижевск", Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики оставлены без удовлетворения.
С Семакина М.В. в пользу ООО "Региональный Экспертно-Правовой Институт "Открытие" взысканы расходы по проведению дополнительной судебной землеустроительной экспертизы в размере 50 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 июня 2022 года решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2022 года в части взыскания с Семакина М.В. в пользу ООО "Региональный Экспертно-Правовой Институт "Открытие" расходов в связи с проведением дополнительной судебной землеустроительной экспертизы отменено и в этой части вынесено новое решение, которым заявление директора ООО "Региональный Экспертно-правовой Институт "Открытие" о взыскании судебных расходов в связи с проведением дополнительной судебной землеустроительной экспертизы оставлено без удовлетворения.
В остальной части решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Семакиным М.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заявитель Семакин М.М. ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в свое отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами делами, что согласно архивной выписке из постановления Главы администрации N от ДД.ММ.ГГГГ года "О закреплении земельного участка в частную собственность в жилом массиве "Юго-западный", застройщику Мозгину С.Н. выделен земельный участок в частную собственность площадью "данные изъяты" га на территории жилого массива "Юго-западный".
ДД.ММ.ГГГГ года Мозгин С.Н. (продавец) по договору купли-продажи продал Семакину М.В. (покупатель) земельный участок без построек (категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома), площадью "данные изъяты" с кадастровым номером N находящийся по адресу: "адрес"
Семакину М.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, площадь "данные изъяты" по адресу: "адрес", кадастровый номер N Существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано.
По заявлению истца от 12.02.2016 года Управлением архитектуры иградостроительства Администрации г. Глазова подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N с описанием местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства), в том числе, указаны минимальные отступы от индивидуальных жилых домов до красных линий улиц не менее 5 м, от красных линий проездов не менее 5 м, расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов не менее 5 м, утвержденный постановлением Администрации г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ года N
В согласовании схемы планировочной организации земельного участка по адресу: "адрес" подготовленной в 2016 году ООО "Институт комплексного проектирования" ДД.ММ.ГГГГ года филиалом АО "Газпром газораспределение Ижевск в г. Глазове отказано.
В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, составленном кадастровым инженером ООО "Земля и недвижимость" Учаневым К.В. по заказу Семакина М.В. в связи с образованием части земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес" указано, что местоположение газопровода было определено по указанным заказчиком вешкам, выставленным представителями обслуживающей организации, координаты вешки 1 N, вешки 2: X N. Размеры и характеристики охранной зоны, в границах которой формируется часть земельного участка для обеспечения доступа с целью ремонта и обслуживания газопровода, определены в соответствии с поставленными на учет зонами с особыми условиями использования территории, Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года N. Площадь образуемой части земельного участка составляет "данные изъяты"
04.05.2017 года Управление Росреестра по Удмуртской Республикеуведомило истца о приостановлении с 04.05.2017 года осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации ограничения (обременения) прав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес" по причине не предоставления документов свидетельствующих об установлении каких-либо (ограничений) обременений в отношении части принадлежащего истцу земельного участка.
В заключении специалиста ООО "Земля и недвижимость" Учанева К.В, подготовленного в 2017 году по результатам полевого обследования игеодезического измерения, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в присутствиисобственника земельного участка Семакина М.В. и представителя АО "Газпром газораспределение Ижевск", указано, что местоположение линейного объекта газопровода высокого давления и границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" на местности определено, их расположение нанесено на цифровой ортофотоплан. Исходя из того, что ЗОУИТ для газопровода высокого давления от АГРС г. Глазова до ГРП д. Кожиль по сведениям ЕГРН находится примерно на 28 метров западнее фактического местоположения газопровода, можно сделать вывод о наличии реестровой ошибки в местоположении ЗОУИТ. В связи с чем произошла ошибка, определить по имеющимся данным не представляется возможным. Реестровой ошибки в отношении западной границы земельного участка с кадастровым N не выявлено. Согласно сведениям ЕГРН ширина для газопровода высокого давления от АГРС г. Глазов до ГРП д. Кожиль составляет 5 метров (по 2, 5 м. от оси газопровода в обе стороны). При сохранении данного размера ЗОУИТ площадь охранной зоны газопровода, накладывающейся на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", составляет "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ АО "Газпром газораспределение Ижевск" обратилосьс запросом в АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по вопросуналичия реестровой ошибки в местоположении ЗОУИТ N 18.00.2.5.
ДД.ММ.ГГГГ АО "Газпром газораспределение Ижевск" уведомило истца на его обращение о внесении изменений в местоположение ЗОУИТ о запросе дополнительных сведений у организации, выполнявшей кадастровые работы по определению и установлению ЗОУИТ N
ДД.ММ.ГГГГ АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"Приуральский филиал информировало истца о том, что ЦТИ и ЗУ по УР былипроизведены контрольные замеры по спорному объекту и выявлена реестровая ошибка в описании местоположения ЗОУИТ газопровода от АГРС г. Глазов до ГРП в д. Кожиль. Измененная съемка согласована АО "Газпромгазораспределение Ижевск" письмом от 23.05.2018 года. В данный момент ЦТИ и ЗУ по УР оформляется исправленный карта-план для последующей передачи его на согласование АО "Газпром газораспределение Ижевск". После данного согласования в течение 10 рабочих дней новый карта-план будет направлен в ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР для внесения изменений.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Удмуртской Республикеинформировало истца о том, что внесение сведений об охранной зоне инженерных коммуникаций не входит в полномочия Управления. Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по "адрес" поставленна Государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года, имеет уточненную площадь "данные изъяты" Сведения об охранной зоне инженерных коммуникаций "Охранная зона газопровода от АГРС г. Глазов до ГРП в д. Кожиль (далее - ЗОУИТ) внесены в ГКН (N зоны в ГКН 18.00.2.5) ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с картой (планом) охранной зоны газопровода, подготовленной "данные изъяты" года кадастровым инженером Сергеевым С.И. Согласно представленным в карте (плане) сведениям о характерных точках границы ЗОУИТ не проходит по земельному участку с кадастровым номером N. В случае выявления реестровой ошибки в описании местоположения охранной зоны АО "Газпром газораспределение Ижевск" необходимо обратиться в Филиал с заявлением об исправлении реестровой ошибки приложив карту (план) с уточненными сведениями о характерных точках границ охранной зоны.
Вступившим в законную силу решением Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 22.12.2017 года исковые требования Семакина М.В. к АО "Газпромгазораспределение Ижевск" об установлении сервитута на часть земельного участка, установлении платы за сервитут оставлены без удовлетворения.
Указанным решением установлено, что в 1986 году было достигнутосоглашение и получено разрешение на проектирование и строительствогазопровода на землях совхоза "Кожильский". Актом от 1986 года был произведен выбор трассы газопровода от ГРС в д. Штанигурт по землям совхоза "Кожильский", птицефабрики "Глазовская", совхоза "Глазовский". Отдел Архитектуры Исполнительского комитета Глазовского района 26.01.1993 года письменно сообщил ПО "Глазовгаз" о том, что по схемерайонной планировки на участке построенного газопровода Глазов-Кожильна районных землях строительство капитальных объектов не планируется.По решению ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службыгосударственной регистрации, кадастра и картографии" по УР от 04.02.2013 года внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территории - охранной зоны газопровода от АГРС г. Глазова до ГРП в д. Кожиль. Линейный объект - подземный газопровод высокого давления введен в эксплуатацию в марте 1993 года расположением от АГРС г. Глазова до ГРП д. Кожиль. Позже, в июне 1996 года Администрацией г. Глазова производится распределение земельных участков во вновь сформированном жилом массиве "Юго-Западный" в частную собственность граждан для осуществления индивидуального жилищного строительства. Из представленной суду схемы инженерных сетей и сооружений, схемы организации движения транспорта жилого массива "Юго-Западный", разработанных в 1992 году, установлено прохождение вдоль автомобильной дороги двух линий газопровода. Данные линии газопровода, их охранные зоны были поставлены на кадастровый учет. Таким образом, спорный - подземный газопровод высокого давления построен до приобретения истцом, в том числе, и первоначальным собственником, права собственности на земельный участок. С момента ввода в эксплуатацию газопровод эксплуатируется ответчиком и обслуживается АО "Газпром газораспределение Ижевск".
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ Республиканскомуоткрытому акционерному обществу "Удмуртгаз" принадлежит газопровод, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженностью "данные изъяты" инв. N по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, от АГРС г. Глазов до ГРП в д. Кожиль, кадастровый (условный) номер N, на основании акта о приемке законченного строительством объекта системы газоснабжения от "данные изъяты". Существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
В материалы дела представителем ответчика АО "Газпромгазораспределение Ижевск" представлены: карта (план) охранной зоныгазораспределительной сети с кадастровым номером N -Газопровод, назначение: сооружение коммунальной инфраструктурыпротяженностью "данные изъяты", инв. N, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, от АГРС г. Глазов до ГРП в д. Кожиль (изменение местоположения N), подготовленная кадастровым инженером Сметаниной Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ года, карта (план) охранной зоны газопровода от ДД.ММ.ГГГГ года, составленная кадастровым инженером Сергеевым С.И.
ДД.ММ.ГГГГ года Администрация МО "г. Глазов" уведомила истцаСемакина М.В. о соответствии установленным параметрам и допустимостиразмещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы ООО"Региональный Экспертно-правовой Институт "Открытие" N от ДД.ММ.ГГГГ года газопровод высокого давления проходит вдоль земельного участка N и совпадает в северной части с границей земельного участка в точке 1, а в южной части находится на расстоянии 1, 74 м. западнее от границы земельного участка. В точке 3 газопровод располагается на 0, 42 м. западнее границы земельного участка, в точке 4 - на 1, 08 м. западнее границы земельного участка.
При постановке в ГКН газопровода высокого давления обнаружена реестровая ошибка, так как фактическое местоположение газопровода не совпадает с его расположением согласно кадастровому плану территории ЕГРН от 25.06.2019 года N: в северной части расстояние между фактическим расположением газопровода и его расположением согласно кадастровому плану территории составляет 4, 08 м, в центральной части расстояние составляет 3, 45 и 2, 81 м, а в южной - 5, 42 м. При полевом осмотре территории и исследовании документов из материалов дела на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, реестровой ошибки не обнаружено.
С учетом сведений ЕГРН ширина ЗОУИТ (зоны с особыми условиямииспользования территории) для газопровода высокого давления составляет 5 м, соответственно, по 2, 5 м. от оси газопровода. Исходя из этого, площадь охранной зоны для обеспечения и доступа с целью обслуживания газопровода высокого давления от АГРС г. Глазов до ГРП д. Кожиль на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", с кадастровым номером N составляет "данные изъяты"
В опровержение выводов экспертизы представителем ответчика АО "Газпром газораспределение Ижевск" представлены снимки из публичной кадастровой карты, содержащие сведения о ЗОУИТ; план расположения сетей, содержащий сведения о согласовании на 1988 год; технический паспорт на газопровод от АГРС г..Глазов до ГРП в д. Кожиль, инвентарный номер N по состоянию на 20.04.2007 года; исполнительская схема приведенного газопровода; пояснительная записка к рабочему проекту газопровод "Глазов-Кожиль" совхоза "Кожильский" Глазовского района, 1987 год; карточка согласований N на объект газоснабжение совхоза "Кожильский" Глазовского района; письмо-заказ совхоза "Кожильский" от 1986 года; утвержденное в октябре 1986 года задание на проектирование газопровода Глазов-Кожиль"; утвержденный в 1986 году акт выбора и обследования земельного участка для строительства газопровода для совхоза "Кожильский" Глазовского района УАССР; разрешение Госплана ССР от 16.04.1986 года на использование природного газа в проектируемой котельной центральной усадьбы совхоза "Кожильский" Глазовского района УАССР с 1989 года; разрешение ПО "Удмуртгаз" от 13.06.1986 года на проектирование газоснабжения с-з Кожильский; решение Исполнительного комитета Глазовского районного Совета народных депутатов УАССР от 18.06.1986 года о проведении проектно-изыскательных работ совхозу "Кожильский" под строительство газопровода на землях совхоза "Кожильский", совхоза "Глазовский" и Глазовской ПТФ; разрешения на выделение земельных участков под строительство газопровода Глазов-Кожиль; Распоряжение Минимущества Удмуртии N от 24.09.2021 годао внесении изменений в границы охранной зоны газораспределительной сети среестровым номером N кадастровым номером N -Газопровод (далее - охранная зона газораспределительной сети), которым утверждены границы охранной зоны газораспределительной сети согласно приложенному перечню координат характерных точек границ охранной зоныгазораспределительной сети.
Наложены ограничения (обременения), предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерацииот 20.11.2000 года N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" на земельные участки, входящие в границы охранной зоны, указанной в п. 1 распоряжения; Технический план сооружения от 07.10.2021 года, подготовленный кадастровым инженером Денисовой С.А. в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о координатах местоположения сооружения с кадастровым номером N; Уведомление филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике от 09.11.2021 года о внесении изменений в сведения ЕГРН о зонах с особыми условиями использования территорий: охранная зона газораспределительной сети с кадастровым номером N (изменение N); выписка из ЕГРН от 15.10.2021 года, содержащая сведения о правообладателе АО "Газпром газораспределение Ижевск" сооружения с кадастровым номером N, инвентарный номер N, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г..Глазов, от АГРС г..Глазов до ГРП в д. Кожиль, протяженность 14119, год завершения строительства 1990; снимки с кадастровой карты содержащие сведения о земельном участке с кадастровым номером N и охранной зоне газораспределительной сети с кадастровым номером N; выписка из Федеральной государственной информационной системы "Аршин"; выписка из ЕГРН от 14.01.2022 года на земельный участок с кадастровым номером N, согласно которой внесены сведения о характерных точках границы земельного участка; фотоснимок места проведения экспертного исследования (полевые работы) от 21.10.2021 года.
Эксперт Чувашев М.А. выводы судебной экспертизы подтвердил и пояснил, что ему была поставлена задача определить координаты трубы газопровода. Однако, какой конкретно был обнаружен газопровод при производстве полевых работ пояснить не смог.
Согласно заключению дополнительной судебной землеустроительнойэкспертизы ООО "Региональный Экспертно-правовой Институт "Открытие" N от ДД.ММ.ГГГГ года экспертом было установлено, что в месте, указанном истцом (в местах, где проводилось шурфование) вдоль границы земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N имеется линейный объект, а именно газопровод высокого давления от АГРС г. Глазов до АРП д. Кожиль. Именно к данному газопроводу был подключен генератор трассоискателя согласно исполнительной схеме. Определены координаты и фактическое местоположение (прохождение) линейного объекта газопровода высокого давления АГРС г. Глазов до ГРП д. Кожиль в его части относительно границ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N. Газопровод высокого давления проходит вдоль земельного участка N и находится в 0, 33 м. от северной границы земельного участка 1, а в южной части находится на расстоянии 1, 64 м. западнее от границы земельного участка.
После определения координат фактического расположения газопровода и сравнения их с координатами, полученными из данных ЕГРН, эксперт пришел к выводу о том, что при постановке границ и внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении газопровода высокого давления от АГРС г. Глазов до ГРП д. Кожиль была допущена реестровая ошибка, так как фактическое расположение не совпадает с координатами, содержащимися в ЕГРН. В определении границ и внесении сведений в Государственный кадастр недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N по мнению эксперта, нет оснований полагать о наличии реестровой ошибки, так как границы земельного участка с севера и юга совпадают с данными ЕГРН, а с западной стороны забор смещен внутрь участка и не выходит за границы.
С учетом того, что ширина ЗОУИТ (зоны с особыми условиямииспользования территорий) для газопровода высокого давления составляет 4 м, соответственно, по 2 м. от оси газопровода в сторону. Исходя из этого, площадь охранной зоны формируемой части для обеспечения и доступа с целью обслуживания газопровода высокого давления от АГРС г. Глазов до ГРП д. Кожиль на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" с кадастровым номером N составляет "данные изъяты"
Экспертным учреждением ООО "Региональный Экспертно-ПравовойИнститут "Открытие" представлен ответ на судебный запрос от 05.03.2022 года, согласно которому используемый при исследовании трассоискатель "данные изъяты" является диагностическим прибором, состоящим из локатора и генератора, находит кабели и трубы по электромагнитным полям, излучаемым подземными объектами. Используемый при исследовании трассоискатель имеет аттестат - калибровку, что определяет его соответствие и пригодность к использованию. Калибровка выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин - к национальным эталонам единиц величин иностранных государств, и аттестат на трассоискатель "данные изъяты" заводской N, паспорт на трассоискатель "данные изъяты"
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст.67, 86 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 12, 219, 261, 263, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 6, 15, 25, 40, 56, 60, 70, 90, 104, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 2, 4, 41, 41.1, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст.ст. 1, 6, 8, 14, 22, 43, 61 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст.ст. 1, 29, 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", ст.ст, 1, 9, Федерального закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", п.п. 45, 46 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года N 878, которым утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.10.2016 года N 416, Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25.06.2013 года N 971, которым утвержден административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 года N "Об утверждении требований к точности и методам определения
координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места", и, установив, что газопровод возведен и введен в эксплуатацию с соблюдением требований действующего законодательства, задолго до возникновения права истца на земельный участок с кадастровым номером N, и является подземным линейным объектом, принадлежащим ответчику АО "Газпром газораспределение Ижевск", поставлен па кадастровый учет, в ЕГРН содержатся сведения о Зонах с особыми условиями использования территорий (охранной зоне газораспределительной сети), оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, пришел к выводу, что границы земельного участка истца и охранной зоны газораспределительной системы не пересекаются.
При этом суд также исходил из того, что доказательств того, что спорный газопровод нарушает права истца, либо создает реальную угрозу нарушения прав, восстановление которых возможно только путем внесения изменений в границы охранной зоны, площади охранной зоны, а также доказательств того, что газопровод препятствует истцу использовать земельный участок по назначению, истцом не представлено.
Оценив заключение судебной землеустроительной экспертизы, выполненной ООО "Региональный Экспертно- правовой Институт "Открытие" N от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительной судебной землеустроительной экспертизы, выполненной ООО "Региональный Экспертно-правовой Институт "Открытие" N от ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о том, что указанные экспертные заключения не отвечают требованиям ст. 86 ГПК РФ, ст. 25 Федерального закона от 31.05.2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации", содержат ссылку на нормативно-правовые акты, которые утратили свою силу, при этом первое экспертное заключение не содержит сведений о методах исследования, которые были применены экспертом для установления местонахождения спорного газопровода, содержит утверждения, которые являются ошибочными, а именно указание на то, что газопровод не стоит на кадастровом учете, а при проведении дополнительной экспертизы экспертом использовались неактуальные требования к точности и методам определения координат, в связи с чем указанные экспертные заключения признаны недопустимым доказательством по делу.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции, за исключением вывода о взыскании с Семакина М.В. в пользу ООО "Региональный Экспертно-Правовой Институт "Открытие" судебных расходов в связи с проведением дополнительной судебной землеустроительной экспертизы согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания указанных выводов судов первой и апелляционной инстанции незаконными.
В силу п.п. 2 и 3 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) если иное не установлено законом, правособственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка можетвозводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти праваосуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 ст. 56).
Среди ограничений прав на землю в п. п. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ указаны особые условия использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В силу п. 2 ст. 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиямииспользования территорий устанавливаются ограничения использованияземельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 6 ст. 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использованиятерриторий отнесена охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пунктом 25 - зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Санитарно-защитная зона, охранная зона и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), относятся к видам зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренные статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопросы установления охранных зон и зон минимальных расстоянийрегулируются законодательством о промышленной безопасности ио газоснабжении.
Федеральный закон от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленнойбезопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абз. 2 ст. 1). Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона, а также приложению к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых, получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно п. 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" (действовавших на момент введения в эксплуатацию газопровода-отвода), строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
При этом, СНиП 2-45-75 "Нормы проектирования магистральныхтрубопроводов", утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года N 142, определяли минимальные расстояния от оси магистрального газопровода, аналогичные установленным СНиП 2.05.06-85, и составляют для газопроводов первого класса условным диаметром до 300 мм не менее 100 метров от оси магистрального газопровода до городов и других населенных пунктов садоводческих и дачных поселков.
По смыслу указанных норм строительство зданий, строенийсооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять исключительно в соответствии с установленными строительными нормами и правилами.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 года N 69-ФЗ"О газоснабжении в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года N 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей (далее по тексту Правила), которые устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
Указанными Правилами установлен порядок определения границохранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
Согласно пункту 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрывов - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зонгазораспределительных сетей.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условии прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).
Перечень ограничений (обременений), распространяющихся на лиц, указанных в п. 2 Правил, закреплен в п. 14 данных Правил. Среди такихограничений поименованы, в том числе, строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения; огораживание и перегораживание охранных зон, воспрепятствование доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; рытье погреба, копка и обработка почвы сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0, 3 метра (п. п. "а, е, з" п. 14 Правил).
Согласно пунктам 17-18 Правил, утверждение границ охранных зонгазораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) навходящие в них земельные участки производятся на основании заявления обутверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственнойрегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерациио государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03.10.2016 года N 416 утвержден Порядок принятия решений об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки (далее по тексту Порядок) и внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.08.2002 года N 728 "О Министерстве имущественных отношений Удмуртской Республики", согласно которому Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики по принятию решений об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей и наложении ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки.
Согласно п. 2 Порядка, для принятия решения об утверждении границохранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нееземельные участки заинтересованная организация - собственник газораспределительной сети, или эксплуатационная организация газораспределительной сети (для существующей газораспределительной сети), или застройщик (для проектируемой газораспределительной сети) обращается в уполномоченный орган с заявлением об утверждении границ охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки.
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ "О государственнойрегистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон N 218 - ФЗ). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправлениетехнической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которыеполагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Закона N 218-ФЗ).
Вопреки доводам кассатора, установив, что газопровод возведен и введен в эксплуатацию с соблюдением требований действующего законодательства, задолго до возникновения права истца на земельный участок с кадастровым номером N, находится за пределами участка истца и является подземным линейным объектом, принадлежащим ответчику АО "Газпром газораспределение Ижевск", поставлен на кадастровый учет, в ЕГРН содержатся сведения о Зонах с особыми условиями использования территорий (охранной зоне газораспределительной сети), исходя из недоказанности наличия реестровой ошибки при установлении охранной зоны газораспределительной сети, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Кроме того, распоряжением Минимущества Удмуртии N от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в границы охранной зоны газораспределительной сети с реестровым номером N, кадастровым номером: N-Газопровод, утверждены границы охранной зоны газораспределительной сети согласно приложенному перечню координат характерных точек границ охранной зоны газораспределительной сети. Наложены ограничения (обременения), предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" на земельные участки, входящие в границы охранной зоны, указанной в п.1 распоряжения. В соответствии с уведомлением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике от 09.11.2021 года внесены изменения в сведениях о Зонах с особыми условиями использования территорий: охранная зона газораспределительной сети с кадастровым номером: N (изменение "данные изъяты"). Также суд первой инстанции верно исходил из того, что охранная зона газораспределительной сети определяется исходя из местоположения самого газопровода, тогда как требований об изменении местоположения газопровода не заявлялось.
Довод жалобы о не назначении судом повторной экспертизы не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Истец результаты экспертизы не оспаривал в суде первой инстанции, ходатайства о назначении по делу повторной экспертизы в суде апелляционной инстанции истцом не заявлено.
Согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. С учетом характера спора, установленных обстоятельств и представленных доказательств оснований для назначения по делу повторной судебной экспертизы судом не усмотрено.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно назначил проведение экспертизы в ином экспертном учреждении, нежели в том, о котором ходатайствовал истец, основаны на неправильном толковании норм процессуального права и отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 79 ГПК РФ стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту. По смыслу указанной правовой нормы суд вправе, но не обязан определять экспертное учреждение, о котором просит сторона по делу, а положения ст. 80 ГПК РФ не содержат указаний на обязательное наличие в определении суда о назначении экспертизы мотивов, по которым суд выбрал то или иное экспертное учреждение (эксперта). Данная процессуальная норма, предусматривающая право каждой стороны предложить свою кандидатуру эксперта или экспертного учреждения, не обязывает суд поручать проведение экспертизы только эксперту из числа лиц и организаций, предложенных сторонами.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца по делу, противоречат материалам дела и судебным актам, основаны на ошибочном толковании норм права, являлись предметом обсуждения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой суд кассационной инстанции оснований не находит.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях направлены на иную оценку доказательств по делу, в связи с чем основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Результаты оценки доказательств судами отражены в судебных постановлениях, в которых приведены мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам.
Таким образом, оспариваемые заявителем судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения, сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Каких-либо фундаментальных нарушений, в том числе и норм гражданского процессуального закона, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, при рассмотрении судом данного дела не допущено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 09 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семакина ФИО15 - без удовлетворения.
Председательствующий: И.М. Ромасловская
Судьи: Т.М. Нечаева
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.