Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В..
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Щербиновский район, поступившую в суд первой инстанции 23 декабря 2022 года, на решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Щербиновский район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской деятельности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровскую Е.Н, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Щербиновского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Щербиновский район о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской деятельности.
Решением Щербиновского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Щербиновский район, выразившееся в непринятии мер по утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Суд обязал администрацию муниципального образования Щербиновский район утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года оставлено без изменения решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования Щербиновский район - Баранова В.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровская Е.Н, возражала доводам кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что бездействие администрации в части не включения объектов, в том числе, водоснабжения, объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, препятствует привлечению инвестиций в экономику муниципалитета, обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, тем самым нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории Щербиновского района, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, на территории Щербиновского района расположены объекты движимого и недвижимого имущества публичной собственности, которые потенциально могут быть предоставлены в концессию, чем способствовать укреплению инвестиционного климата и развитию экономики ввиду привлечения денежных средств субъектов предпринимательской деятельности, минимизации бюджетных расходов, обеспечения эффективного использования имущества, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Вопреки требованиям части 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" администрацией меры по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не приняты.
25 мая 2022 года прокуратурой Щербиновского района Краснодарского края в целях устранения указанных нарушений внесено представление главе администрации муниципального образования Щербиновский район, которое рассмотрено, нарушения фактически не были устранены.
Согласно реестру муниципальной собственности муниципального образования Щербиновский район на 01 января 2021 года, утвержденного решением Совета муниципального образования Щербиновского района четвертого созыва от 29 июля 2021 года N 5 в собственности муниципального образования Щербиновский район находятся сети водоснабжения и канализации, имеющие большой процент износа (более 70 %). Собственником имущества длительное время не осуществляются инвестиций в его капитальный ремонт, что приводит к убыточности деятельности данного хозяйствующего субъекта (кредиторская задолженность на 12 июля 2022 года составляет 13 672 240 рублей), деградации муниципального имущества.
На основании Постановления администрации муниципального образования Щербиновский район от 18 июня 2019 года N 301 на праве в постоянного (бессрочного) пользования администрацией Глафировского сельского поселения более 2 лет эксплуатируется земельный участок с кадастровым номером N, площадью 50 000 кв.м, расположенный с. Глафировка в восточной части кадастрового квартала N, находящийся в собственности муниципального образования Щербиновский район и предназначенный для размещения пляжа. На протяжении длительного времени данная рекреационная территория не развивается должным образом ввиду отсутствия достаточного финансирования за счет бюджетных и внебюджетных средств. Бездействие на данном направлении препятствует развитию Глафировского сельского поселения, как курортной территории, а также не способствует привлечению инвестиций в экономику района.
Несмотря на наличие в муниципальной собственности муниципального образования Щербиновский район вышеуказанных объектов, администрацией они не включены в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлено, что целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В силу пунктов 1, 11, 14, 20 части 1 статьи 4 Федерального закона N115-ФЗ объектами концессионных соглашений являются автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса; объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения; объекты газоснабжения.
Согласно пункту 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора, поскольку было установлено, что бездействие администрации в части не включения объектов, в том числе, водоснабжения, объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:36:0202001:872 в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, препятствует привлечению инвестиций в экономику муниципалитета, обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, тем самым нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории Щербиновского района, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 16 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 10 февраля 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.