Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Рахманкиной Е.П, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца ФИО11 на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 августа 2022 года, вынесенные по административному делу N 2а-86/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о признании незаконным бездействия, выраженного в не направлении уведомления о включении в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным распоряжения о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении информации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, об исключении сведений из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя Минюста России на основании доверенности Кулаковскую Ю.А, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО8 обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2021 года N 944-р о включении его в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента и возложение на административного ответчика обязанности по исключению его из названного Реестра.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым распоряжением не соблюден баланс публичных интересов, а ограничение соответствующих прав административного истца не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и законных интересов; нарушено право свободно выражать свое мнение и распространять информацию.
По мнению административного истца, оспариваемое распоряжение является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации и статей 8, 10, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, административным истцом указано на несвоевременность направления уведомления о принятом решении.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 21 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе представителем административного истца ставится вопрос об отмене судебных актов, в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и удовлетворении требований административного иска. По мнению административного истца, контроль и передача сведений о финансовых операциях ФИО1 в правоохранительные органы, являются незаконными, а справка о движении денежных средств недопустимым доказательством. Акт осмотра Интернет-ресурса также не является недопустимым доказательством, поскольку составлен в отсутствие оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий. Возложение на административного истца обязанности предоставлять в Минюст России отчетность в объеме Приказа этого органа от 16 апреля 2013 года N 50, а также обязанность публично размещать или предоставлять средствам массовой информации сведения о своей деятельности, является несоразмерным вмешательством в право на уважения частной жизни.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
Исходя из смысла части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Так, в силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за
исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, указанный орган ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24 сентября 2020 года N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на сайте интернет-издания "Важные истории" (https://istories.media/) опубликовано ряд материалов, в том числе за авторством ФИО1, доступные для неограниченного круга лиц.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представлена информация о том, что Великовский Д.А. является российским журналистом, работает в проекте "Важные истории" (https://istories.media/).
Основной объем информации, подготовленной административным истцом, размещен на сайтах https://istories.media/ а также в его акаунтов в социальных сетях.
20 августа 2021 года Министерством юстиции Российской Федерации издано распоряжение N 944-р, в соответствии с которым ФИО9. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для издания указанного распоряжения послужило выявление фактов размещения в сети "Интернет" публикаций за авторством ФИО1, доступных для неограниченного круга лиц.
Так на сайте (https://istories.media/) установлен проект "Важные истории" на котором присутствуют публикации: от 25 июня 2021 года под названием "Это долги, кого надо долги"; от 12 мая 2021 года публикация под названием "Брат помощника или помощник брата?"; от 8 февраля 2021 года публикация под названием "Маленькое герцогство раскрыло большие секреты. Кто прятал миллиарды в Люксембурге"; от 20 сентября 2020 года публикация под названием "Сомнения на миллионы долларов: друзья Путина, лоббисты, чиновники - в подозрительных транзакциях американских банков".
Также в Минюст России из ГУ МВД России по г. Москве поступила информации о получении ФИО10 денежных средств от иностранного источника.
Из сведений, полученных Министерством юстиции РФ следует, что ФИО1 в январе 2021 года 1 транзакцией поступило около 328, 2 Евро от "FPC TNINK TANK LTD", с февраля 2020 по февраль 2021 года 13 транзакциями на сумму 10 500 долларов от "INVESTIGATIVE & CREATIVE JOURNALIST ASSOCIATION", с января 2019 года по февраль 2021 года 21 транзакция на общую сумму 48 300 Евро и 1 800 долларов США от "STOCKHOLM SCHOOL OF ECONOMICS IN RIGA".
Включение сведений о ФИО1 в реестр согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Уведомление о включении в реестр направлено в адрес административного истца 23 августа 2021 года.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка, при наличии к тому достаточных данных и законных оснований.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и состоятельными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что административным ответчиком не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для включения ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, были предметом судебных разбирательств в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно признаны судами несостоятельными, по основаниям указанным в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах дела, иное ошибочное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами обеих инстанций не допущено.
Таким образом, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в кассационном порядке отсутствуют.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - по ордеру ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.