Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Лебедева А.А, судей: Рогачевой В.В. и Герасимчук Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Атамановой Светланы Сергеевны и Гордеева Ярослава Львовича на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 сентября 2022 года по делу N 2-191/2021 по иску Атамановой Светланы Сергеевны и Гордеева Ярослава Львовича к обществу с ограниченной ответственностью "Управление комфортом" и обществу с ограниченной ответственностью "Первая коммунальная компания" о признании незаконными действий по введению платы за услугу водоотведения поверхностных сточных вод, обязании произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, объяснения представителя истцов Атамановой С.С. и Гордеева Я.Л. - Шахбанова Р.А. (действующего на основании доверенности N от 05.11.2020 сроком на три года), поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ООО "Петровская Ривьера" (до переименования - ООО "Управление Комфортом") Зелениной В.В. (действующей на основании доверенности от 01.02.2023 сроком на два года) и представителя ответчика ООО "Первая коммунальная компания" - адвоката Гончарова О.В. (действующего на основании ордера N918247 от 07.02.2023 и доверенности N 26/5 от 26.05.2022 сроком на один год), полагавших, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Атаманова С.С. и Гордеев Я.Л. обратились в Ленинский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к ООО "Управление комфортом" о признании незаконными действий этой организации по включению в счета платы за коммунальную услугу по водоотведению поверхностных сточных вод и о возложении на него обязанности произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги с апреля 2019 г. по декабрь 2019 г.
Истцы указали, что Атаманова С.С. является собственником квартиры по адресу: "адрес", Гордеев Я.Л. - собственником квартиры по адресу: "адрес". Управление многоквартирными домами по указанным адресам осуществляет ООО "Управление комфортом".
С апреля 2019 г. по декабрь 2019 г. управляющая организация включала в счета на оплату, направлявшиеся истцам, коммунальную услугу "водоотведение поверхностных сточных вод".
Эти действия не соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354; такая плата также не включена минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N290. Незаконность действий управляющей организации подтверждается позицией Комитета по тарифам и ценовой политики Правительства Ленинградской области, изложенной в письме от 08.10.2019.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Первая коммунальная компания" (ООО "ПКК"), заключившее с управляющей организацией договор на предмет отведения поверхностных сточных вод.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 г. в удовлетворении требований Атамановой С.С. и Гордеева Я.Л. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 08 сентября 2021 г. вышеназванное решение было оставлено без изменения, поданная истцами апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 апреля 2022 г. апелляционное определение от 08 сентября 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 сентября 2022 г. решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в электронной форме 01 декабря 2022 г. и поступившей с делом в Третий кассационный суд общей юрисдикции 08 декабря 2022 г, истцы Атаманова С.С. и Гордеев Я.Л. просят об отмене решения суда первой инстанции от 10 марта 2021 г. и апелляционного определения от 07 сентября 2022 г, считая выводы судов не соответствующими нормам материального и процессуального права, основанным на неверной правовой оценке фактически обстоятельств дела, просят направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Ответчиком ООО "ПКК" представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя третьего лица Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции в целом правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены с достаточной полнотой обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора. Судом апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела учтены указания, содержавшиеся в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 апреля 2022 г. по настоящему делу.
Как установлено судами и подтверждено приобщенными к делу документами, Атаманова С.С. является собственником квартиры "адрес", Гордеев Я.Л. - собственником квартиры "адрес" по той же улице.
Управление многоквартирными домами по вышеуказанным адресам осуществляет ООО "Петровская Ривьера" (до переименования - ООО "Управление комфортом"), которым на имя Атамановой С.С. открыт лицевой счет N, на имя Гордеева Я.Л. - лицевой счет N.
12.04.2017 ООО "ПКК" ("Организация водопроводно-канализационного хозяйства") заключило с ООО "Управление комфортом" (Исполнителем коммунальных услуг) договор холодного водоснабжения и водоотведения N12/04-17 в отношении объекта " "адрес", первая очередь строительства (54 жилых дома)", пунктом 1.1 которого (в редакции дополнительного соглашения N3 от 02.02.2018) предусмотрено в том числе осуществление ООО "ПКК" приема ливневых (дождевых) сточных вод, их транспортировки, очистки и сброса в водный объект, с обязательством исполнителя коммунальных услуг производить оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в договоре.
Приложением N1 к дополнительному соглашению N3 являются сведения о режиме приема ливневых (дождевых) сточных вод с указанием их максимального расхода - часового и секундного. Согласно пункту 6.1 договора оплата по нему осуществляется Исполнителем коммунальных услуг по тарифам на питьевую воду и тарифам на водоотведение, устанавливаемым в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (т.1, л.д.52-65).
Как следует из материалов дела и отражено в судебных постановлениях, приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 01.03.2019 N48-ПН были установлены тарифы на услугу в сфере водоотведения, оказываемую населению, для ООО "ПКК" на 2019 год (категория сточных вод - поверхностные сточные воды) на периоды до 30.06.2019 и с 01.07.2019 по 31.12.2019 в едином размере - 84, 93 руб./м3 (с учетом НДС - 101, 92 руб./м3) - т.1, л.д.66.
Судами признано установленным, что во исполнение условий договора ООО "Первая коммунальная компания" в период с апреля 2019 г. по декабрь 2019 г. были оказаны управляющей организации и оплачены последней услуги водоотведения поверхностных (дождевых) сточных вод.
Как указано в судебных постановлениях, в период апреля 2019 г. по декабрь 2019 г. (включительно) собственникам жилых помещений в доме, в том числе и Атамановой С.С, Гордееву Я.Л, ответчиком (ООО "Управление комфортом") выставлялась плата за водоотведение (поверхностные сточные воды) по нормативам потребления, исходя из тарифа 84, 93 руб./куб.м.
Это указание является неточным, поскольку из приложенных к исковому заявлению и приобщенных к делу копий счетов на оплату коммунальных услуг на имя Гордеева Я.Л. и Атамановой С.М. (т.1, л.д.17-41) усматривается, что данная услуга действительно впервые была включена в счета в апреле 2019 г, однако в дальнейшем в счетах за май 2019 г. по этой услуге был произведен перерасчет в сторону уменьшения на сумму, соответствовавшую плате за апрель 2019 г.; в период с июля по октябрь 2019 г. начислений за эту услугу не производилось, но в ноябре 2019 г. в счет на имя Гордеева Я.Л. (в раздел "Коммунальные услуги") была включена плата за эту услугу в объеме 12, 418 м3 по тарифу 101, 92 руб./м3 на сумму 1.265, 67 руб, в декабре 2019 г. - в объеме 12, 341 м3 по тому же тарифу на сумму 1.257, 79 руб.; аналогичные начисления были произведены в ноябре и декабре 2019 г. Атамановой С.С. (соответственно 30, 019 м3 на сумму 3.059, 57 руб. и 29.832 м3 на сумму 3.040, 51 руб.), однако данная услуга была включена в раздел счета "Содержание и ремонт жилого помещения" (т.1, л.д.38-41).
Эти сведения согласуются с содержанием документов о расчетах между ООО "ПКК" и ООО "Управление комфортом" по договору N12/04-17 от 12.04.2017, дополнительно представленных в суд апелляционной инстанции (т.2, л.д.67-74), в которых, в частности, отражено, что услуга "водоотведение (поверхностные сточные воды)" за период с апреля по октябрь 2019 г. в совокупном объеме 21.879 м3 на сумму 2.229.944, 37 руб. была впервые включена в акт об исполнении договора от 31.10.2019; актами от 28.11.2019 и от 31.12.2019 было зафиксировано оказание этой услуги в ноябре 2019 г. в объеме 3.067 м3 на сумму 312.609, 02 руб. и в декабре 2019 г. в объеме 3.169, 44 м3 на сумму 323.029, 32 руб. (с применением тарифа 101, 92 руб./м3).
Вместе с тем вышеназванное неточное указание не свидетельствует о неполном установлении фактических обстоятельств дела и не влияет на правильность итоговых выводов судов по существу спора, поскольку в соответствии с приведенными выше сведениями истцам действительно была предъявлена к оплате услуга водоотведения поверхностных сточных вод за период с апреля по декабрь 2019 г, в целях возмещения фактически понесенных ООО "Управление комфортом" расходов по оплате этой услуги в пользу ООО "ПКК" за указанный период.
При этом истцами оспаривалась по праву сама возможность возложения на них обязанности по оплате соответствующей услуги и не приводилось доводов, направленных на обоснование неправильности определения размера приходящейся на них суммы оплаты.
Из материалов дела также следует и отражено в судебных постановлениях, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июля 2020 г. по делу А56-34946/2020 с ООО "Управление комфортом" в пользу ООО "ПКК" была взыскана задолженность по оплате указанной выше услуги в размере 646.058 руб. 64 коп, за период с декабря 2010 по январь 2020 г. (т.1, л.д.68-72).
Разрешая спор и давая оценку вышеназванным фактическим обстоятельствам, суд первой инстанции руководствовался нормами Жилищного кодекса Российской Федерации об управлении многоквартирными домами и о плате за жилое помещение и коммунальные услуги, положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 (Правила N491), Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и принятых в целях его реализации Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ N406 от 13.05.2013, а также Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N644 (Правила N644), исходя из которых сделал вывод о том, что начисление ответчиком платежей за услугу "водоотведение (поверхностные сточные воды)" является законным.
Суд апелляционной инстанции при первоначальном рассмотрении дела признал этот вывод правильным, указав, что водоотведение поверхностных сточных вод происходит как с конструкций многоквартирного дома (кровли), так и с земельного участка, принадлежащего всем собственникам многоквартирного дома, а потому они должны нести расходы по оплате этой услуги пропорционально принадлежащей им площади жилого помещения.
Отменяя апелляционное определение от 08.09.2021 по настоящему делу, суд кассационной инстанции в определении от 04.04.2022 указал на то обстоятельство, что управляющая организация, выставляя истцам счета с апреля по декабрь 2019 г, в одних счетах включала плату за водоотведение поверхностных сточных вод в раздел коммунальных услуг, в других - в раздел платы за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем, исходя из подлежащих применению положений законодательства, для правильного разрешения спора суду следовало установить, является ли отведение поверхностных сточных вод коммунальной услугой, и можно ли его отнести к содержанию жилого помещения, для чего необходимо в том числе разрешить вопрос о том, относится ли земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и с которого отводятся поверхностные сточные воды, к общему имуществу в многоквартирном доме, определены ли границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Также судом кассационной инстанции было указано на необходимость оценки позиций Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, выраженных в письмах от 08.10.2019 NКТ-4-706/2019, от 15.01.2020 N633-СН/04, от 25.11.2019 NВК/103325/19, содержавших суждения о неправомерности включения услуги по отведению поверхностных сточных вод в структуру платы за содержание жилого помещения и за коммунальные услуги для граждан (т.1, л.д.9-15). В связи с этим, согласно указаниям кассационного определения, имелась необходимость выяснения оснований утверждения Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области приказом от 01.03.2019 N48-пн тарифов на услугу ООО "ПКК" в сфере водоотведения, оказываемую населению, на 2019 год, именно для населения муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Подлежало оценке и то обстоятельство, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2020 по делу NА56-34946/2020 с ООО "Управление комфортом" в пользу ООО "ПКК" была взыскана задолженность по договору холодного водоснабжения и водоотведения N12/04-17 от 12.04.2017.
В целях исполнения приведенных указаний вышестоящего суда судом апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела были дополнительно исследованы обстоятельства, относящиеся к составу общего имущества в многоквартирных домах, где расположены принадлежащие истцам квартиры.
Как установлено судом, жилой комплекс "Мистола Хиллс" в составе 54 многоквартирных жилых домов (553 квартир) был построен застройщиком ООО "Карелия Девелопмент" в рамках одного разрешения на строительство, выданного 17.10.2014 (т.1, л.д.103), на едином земельном участке с кадастровым номером "адрес".
Согласно приобщенной к делу выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером "адрес" имеет площадь 83870+/-101 кв.м; в пределах территории участка находятся в том числе многоквартирные дома "адрес" (квартира N, кадастровый номер N принадлежащая Атамановой С.С.), и "адрес" (квартира N, кадастровый номер N, принадлежащая Гордееву Я.Л.) - т.1, л.д.43, 47, 97.
По сведениям ЕГРН в отношении данного земельного участка 29.08.2019 зарегистрировано право общей долевой собственности участников долевого строительства, с долями, пропорциональными размерам общей площади принадлежащих им помещений (т.1, л.д.67, 97-103).
Судом апелляционной инстанции установлено, что указанный участок в процессе строительства комплекса был оборудован по проекту сетями ливневой канализации, расположенными на всей территории земельного участка и предназначенными для его обслуживания.
Данный вывод основан на содержании кадастрового паспорта объекта недвижимости - внутриплощадочных сетей дождевой канализации (т.2, л.д.49-54), а также технического плана (л.д.45-48), договора аренды внутриплощадочных сетей канализации, заключенного 26.12.2017 между ООО "Карелия Девелопмент" и ООО "Первая коммунальная компания" (т.2, л.д.55-59), положительного заключения негосударственной экспертизы от 07.04.2014 в отношении жилого микрорайона (1-я очередь) по адресу: "адрес" (т.2, л.д.60-61) и положительного заключения государственной экспертизы в отношении того же объекта капитального строительства (т.2, л.д.62-63), в кассационной жалобе не оспаривается.
Таким образом, согласно выводам суда апелляционной инстанции, земельный участок сформирован, ему присвоен кадастровый номер, определена его площадь; система ливневой канализации, расположенная на нем, была оборудована с момента строительства жилого комплекса и представляет собой наружную канализационную сеть, предназначенную для отведения атмосферных (поверхностных) сточных вод со всего земельного участка, занимаемого комплексом и являющегося общим имуществом многоквартирных домов. Система ливневой канализации используется для защиты указанной территории от подтопления, в связи с чем относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов.
Доводы истцов о том, что в их многоквартирных домах отведение поверхностных сточных вод через внутренние инженерные системы не осуществляется, суд апелляционной инстанции признал несостоятельными, указав на то, что система канализации была оборудована с момента строительства комплекса, на всем земельном участке, принадлежащем на общей праве собственности собственникам помещений многоквартирных домов, и предназначена для его обслуживания и надлежащей эксплуатации, в связи с чем сам тот факт, что непосредственно с жилых домов истцов не осуществляется отведение поверхностных сточных вод, не имеет правового значения.
Как указано в апелляционном определении, ООО "ПКК" является гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории, на которой находятся обслуживаемые ООО "Управление комфортом" дома. Статус ООО "ПКК" установлен постановлениями муниципального образования "Бугровское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 239 от 28.06.2016 "Об утверждении ООО "ПКК" в качестве гарантирующей организации по холодному водоснабжению и водоотведению по части территории МО "Бугровское сельское поселение" (сведения об этом включены в сообщение Комитета по тарифной и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2019 - т.1, л.д.11-12).
В подтверждение вывода о фактическом оказании ООО "ПКК", во исполнение условий договора с управляющей организацией, услуги водоотведения поверхностных (дождевых) сточных вод в период с апреля 2019 г. по декабрь 2019 г, суд указал, что эти услуги продолжали оказываться в период с декабря 2019 г. по январь 2020 г, данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июля 2020 г. по делу А56-34946/2020, которым с ООО "Управление комфортом" в пользу ООО "ПКК" была взыскана задолженность по оплате указанных услуг в размере 646.058 руб. 64 коп. (т.1, л.д.68-72).
По мнению суда апелляционной инстанции, фактическое потребление истцами оказанных услуг по водоотведению поверхностных сточных вод с земельного участка и их неоплата, с возложением данных расходов на управляющую компанию, свидетельствует о неосновательном обогащении истцов за счет ответчика.
Сославшись на положения части 2 ст.162 ЖК РФ об обязанностях управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений дома, положения абзаца второго части 1 статьи 424 ГК РФ о случаях определения цены договора с применением цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления, пункта 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающей государственное регулирование тарифа на водоотведение, и пункта 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, суд указал, что организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности (водоотведение), производит расчет платы за водоотведение по тарифам, установленным регулятором для данной организации, которая в, свою очередь, обязана представить предложение об установлении тарифов в орган регулирования с начала осуществления такой деятельности.
В соответствии с выводами суда, приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области N48-п от 01.03.2019, которым для ООО "ПКК" утверждены тарифы на услугу водоотведение поверхностных (дождевых) сточных вод для населения на 2019 год в размере 84, 93 руб./куб.м, был издан в порядке реализации полномочий, вытекающих из положений ст.263 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 2.3.1 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274 (Положение о ЛенРТК).
Расчет объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод от зданий и сооружений произведен в соответствии с "Методическими указаниями по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод", утвержденными Приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр, по тарифам на водоотведение, утвержденным в установленном порядке (пункт 25 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N776).
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции согласился с выводом районного суда о том, что начисление платежей за данную услугу, фактически оказанную собственникам, является правомерным, а заявленные истцами требования не подлежат удовлетворению.
Имеющиеся в материалах дела разъяснительные письма исполнительных органов власти, по мнению суда, не содержат нормативных предписаний, принятых в порядке, установленном законом и в пределах предоставленных этим органам полномочий.
Оценивая доводы истцов о том, что плата за услугу водоотведения может входить в состав платы за содержание жилого помещения только в случае отведения сточных вод в целях содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме из внутридомовых инженерных систем по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, а также о том, что плата за данную услугу не могла быть включена в состав платы за коммунальную услугу, поскольку водоотведение поверхностных сточных вод не предусмотрено "Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N290), суд указал, что эти обстоятельства не могут быть основанием для освобождения истцов от оплаты данной услуги, так как из материалов дела следует, что водоотведение происходит как с конструкций многоквартирного дома (кровли), так и с земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности всем собственникам многоквартирного дома и услуга водоотведения сточных вод оказывается истцам с целью надлежащего содержания земельного участка, находящегося в общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома, в связи с чем все собственники дома должны пропорционально принадлежащей им площади жилого помещения нести расходы по оплате данной услуги.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственники не давали согласия ответчику на заключение договора на оказание услуг по водоотведению поверхностных сточных вод, суд также признал несостоятельным, указав на то, что в силу положений Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" ответчик, как управляющая организация, в целях управления многоквартирным домом обязан заключить договор на водоотведение; договор заключен ответчиком с гарантирующей организацией в сфере водоотведения на данной территории, услуга надлежащим образом оказана.
Суд кассационной инстанции находит, что приведенные выводы нижестоящих судов являются правильными, соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Исходя из положений ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", имеющиеся в деле сведения ЕГРН о принадлежности земельного участка на праве общей долевой собственности участникам долевого строительства - собственников помещений многоквартирных домов жилого комплекса, пропорционально площади принадлежащих им помещений, не оспоренные в установленном порядке, давали судам достаточные основания для вывода о лежащей на собственниках обязанности по содержанию этого имущества (ст.210 ГК РФ).
В связи с этим не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений доводы истцов о том, что в силу положений ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежал установлению состав объектов, относящихся к общему имуществу в каждом из многоквартирных домов, а также их ссылка на положения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 (Правила N491), определяющие состав такого общего имущества и относящие к нему только внутридомовую инженерную систему водоотведения (пункт 5), а также устанавливающие порядок определения внешней границы сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения (пункт 8).
По тем же основаниям нельзя признать состоятельными доводы подателей кассационной жалобы о том, что отведение поверхностных сточных вод не может быть отнесено к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и что плата за эту услугу не может быть включена в структуру платы за содержание жилого помещения.
Вопреки доводам истцов, Минимальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N290 на основании части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, не определяет исчерпывающим образом состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и не исключает возможности включения в этот состав услуг и работ, не предусмотренных перечнем, но необходимых в целях такого содержания.
На это указывают взаимосвязанные положения пунктов 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 (Правила N491), по смыслу которых конкретный объем содержания общего имущества определяется, в частности, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества.
При этом согласно подпункту "л" пункта 10 Правил N491 в число требований, которым должно отвечать состояние общего имущества, отнесено, в частности, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего ресурса, и за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (Правила N354).
Несмотря на то, что согласно содержанию данного подпункта Правил N491 он относится к отведению хозяйственно-бытовых сточных вод посредством внутридомовых инженерных систем ("Возможность указанного потребления, отведения считается предусмотренной конструктивными особенностями многоквартирного дома при наличии в таком многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление с использованием соответствующего коммунального ресурса коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, а также отведению сточных вод"), по его смыслу не исключается и возможность включения в состав услуг и работ по содержанию общего имущества отведения поверхностных сточных вод с земельного участка, если он относится к такому общему имуществу и если водоотведение осуществляется в централизованную систему, принадлежащую ресурсоснабжающей организации.
На то, что услуга водоотведения поверхностных сточных вод (их приема, транспортировки и очистки с использованием централизованной системы водоотведения) может быть предметом договора водоотведения и оказываться на возмездной основе, указывают положения части 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также понятие сточных вод, содержащееся в пункте 23 статьи 2 этого же Закона и включающее принимаемые от абонентов дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
С этим связано содержание Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N644 (Правила N644), в соответствии с пунктом 2 которых понятие "поверхностные сточные воды" означает принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды; подпунктом "д" пункта 16 в целях заключения договора водоотведения предусмотрен учет характеристик объекта недвижимости, в том числе земельного участка, с которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения; в соответствии с подпунктом "б" пункта 107 одним из видов централизованных систем водоотведения определены централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
В соответствии с пунктом 39 тех же Правил договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения, или лицом, осуществляющим проектирование и (или) строительство, реконструкцию в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения (технологического присоединения).
На отсутствие оснований для освобождения лица, участок которого находится в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в сети ливневой канализации, принадлежащей организации коммунального хозяйства, от обязанности оплатить фактически оказанные услуги водоотведения, в том числе если договор водоотведения не заключался, неоднократно указывалось Верховным Судом Российской Федерации (в частности, определение от 20.07.2021 N307-ЭС21-10922 по делу N А44-3708/2020).
В данном случае спорная услуга, как правомерно признано в обжалуемых судебных постановлениях, являлась необходимой в целях надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, где расположены квартиры истцов, что позволяло управляющей организации предъявить к возмещению расходы на её оказание, независимо от того, что она не могла признаваться коммунальной услугой.
При этом каких-либо доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что расходы управляющей организации на оплату водоотведения поверхностных сточных вод учитывались при установлении платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах, где расположены квартиры истцов, в ходе судебного разбирательства истцами не представлялось.
Изложенному не противоречит содержание письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в адрес Правительства Ленинградской области от 15.01.2020 N633-СН/04, на которое ссылались истцы и в котором на основе подпункта "в" пункта 4 Правил N354 указано, что отведение поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения не является коммунальной услугой (т.1, л.д.9), а также аналогичные суждения, изложенные в письме Федеральной антимонопольной службы в адрес Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25.11.2019 NВК/103325/19 (т.1, л.д.13-14).
При этом приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 01.03.2019 N48-ПН "Об установлении тарифов на услугу в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Первая коммунальная компания", оказываемую населению, на 2019 год", на основании которого в 2019 году (с 1 марта) определялась плата за оказанную услугу водоотведения поверхностных сточных вод, не был оспорен и не отменен.
Утверждение подателей кассационной жалобы об отмене данного приказа издавшим его органом ввиду его незаконности никакими доказательствами не подтверждено.
Согласно пункту 44 Правил N644 учет количества поверхностных сточных вод, отводимых (принимаемых) в централизованную систему водоотведения, осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В связи с этим ссылка судов на соответствующие Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N776, как и на "Методические указания по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод", утвержденные приказом Минстроя России от 17.10.2014 N/пр (на основе которых осуществлялись взаиморасчеты между ООО "ПКК" и ООО "Управление комфортом"), является правомерной.
При этом никаких оснований для вывода о том, что предоставление данной услуги должно быть обеспечено управляющей организацией многоквартирного дома за её счёт, действующее законодательство не дает; как правильно отмечено в судебных постановлениях, это означало бы переложение на управляющую организацию бремени содержания имущества собственников помещений и приводило бы к образованию у них неосновательного обогащения за счет управляющей организации.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Атамановой Светланы Сергеевны и Гордеева Ярослава Львовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.