Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Мухаметдинова Дилуса Зульфатовича на вступившие в законную силу постановление первого заместителя министра финансов Республики Татарстан от 29 марта 2022 г., решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 мая 2022 г., решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника финансово-экономического отдела Управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Актанышском муниципальном районе Республики Татарстан Мухаметдинова Д.З.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя министра финансов Республики Татарстан от 29 марта 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 мая 2022 года, решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2022 г, начальник финансово-экономического отдела Управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Актанышском муниципальном районе Республики Татарстан (далее - Управление) Мухаметдинов Д.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Мухаметдинов Д.З. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, переквалифицировать его действия с части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:
1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;
2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;
4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
На основании пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федераций, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планами счетов, включающими в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных, органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее по тексту - Инструкция).
В соответствии с пунктом 383 Инструкции забалансовый счет 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" предназначен для учета данных об объектах аренды на льготных условиях, а также о предоставленном (переданном) в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имуществе, для обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
Как усматривается из материалов дела, 15 марта 2022 года проведена проверка Управления, расположенного по адресу: "адрес", на предмет соблюдения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. В ходе проверки установлено, что в справках к Балансу на 1 января 2021 г. и на 1 января 2022 г. по коду строки 260 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" не отражена стоимость нежилых помещений на общую сумму 612001, 42 рублей, переданных в безвозмездное пользование: Управлению по надзору за техническим, состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан нежилое помещение площадью 16, 9 кв.м, первоначально-восстановительной стоимостью 111690, 0 рублей по договору безвозмездного пользования, государственным имуществом от 15 января 2014 г. N; Управлению Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в Республике Татарстан нежилое помещение площадью 165 кв.м, первоначально-восстановительной стоимостью 146522, 0 рубля по договору безвозмездного пользования государственным имуществом от 23 июля 2002 г. N; Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан нежилое помещение площадью 23, 4 кв.м, первоначально-восстановительной стоимостью 181556, 0 рублей по договору безвозмездного пользования государственным имуществом от 5 мая 2012 г. N; Исполнительному комитету Актанышского муниципального района (под размещение отдела опеки и попечительства) нежилое помещение площадью 17, 3 кв.м, первоначально-восстановительной стоимостью 120146, 42 рублей по договору безвозмездного пользования государственным имуществом от 2 сентября 2019 г. N; Исполнительному комитету Актанышского муниципального района (под размещение отдела опеки и попечительства) нежилое помещение площадью 7, 5 кв.м, первоначально-восстановительной стоимостью 52087, 0 рублей по дополнительному Соглашению N к договору безвозмездного пользования государственным имуществом от 2 сентября 2019 г. N.
Таким образом, допущено искажение по коду строки 260 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" Справок на 1 января 2021 г. и на 1 января 2022 г. на сумму 612001, 42 рублей, которое привело к искажению информации на 21, 9 % от суммы активов баланса на 1 января 2021 г. - 2789780, 75 рублей на 17, 8 % от суммы активов баланса на 1 января 2022 г. - 3430344, 35 рублей, являющееся грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения начальника финансово-экономического отдела Управления Мухаметдинова Д.З. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.15.6 названного Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Мухаметдинова Д.З, не усматривается.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно приказу Управления от 16 мая 2013 г. N Мухаметдинов Д.З. принят на работу в Управления на должность начальника финансово-экономического отдела.
В соответствии с подпунктами 12, 32 пункта 3.4 должностного регламента начальника финансового-экономического отдела Управления в должностные обязанности начальника финансового-экономического отдела входят обеспечение своевременного составления бухгалтерской отчетности на основе данных первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленном порядке в соответствующие органы, обеспечение соблюдения требований законодательства в экономической сфере.
Вывод должностного лица - первого заместителя министра финансов Республики Татарстан и предыдущих судебных инстанций о наличии в деянии начальника финансово-экономического отдела Мухаметдинова Д.З. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Таким образом, действия Мухаметдинова Д.З. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и он обоснованно привлечен к административной ответственности.
Оснований для переквалификации действий Мухаметдинова Д.З. с части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 2 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем указывает в жалобе заявитель, не имеется.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие Мухаметдинова Д.З. с выводами судебных инстанций и оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемых актов.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Мухаметдинова Д.З. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление первого заместителя министра финансов Республики Татарстан от 29 марта 2022 г, решение судьи Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 17 мая 2022 г, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 27 июля 2022 г, вынесенные в отношении начальника финансово-экономического отдела Управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Актанышском муниципальном районе Республики Татарстан Мухаметдинова Дилуса Зульфатовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Мухаметдинова Д.З. - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.