Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 27 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 06 сентября 2022 г. по гражданскому делу N 2-1230/2022 по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Детская школа искусств N8 о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к выполнению трудовых обязанностей, взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности преподавателя художественного отделения, на основании трудового договора. 18 октября 2021 ответчик издал приказ "О проведении вакцинации". 13 декабря 2021 года ответчик издал приказ N 100-од "Об отстранении от работы" в отношении нее с 16 декабря 2021 без сохранения заработной платы в связи с непредставлением по месту работы документов, подтверждающих проведение профилактической прививки против коронавирусной инфекции, справки о наличии противопоказаний к профилактической прививке против коронавирусной инфекции. Полагает, что отстранение от работы было незаконным, поскольку трудовым законодательством не регулируются вопросы вакцинации. Кроме того, истцу со стороны работодателя не была предоставлена возможность медицинского осмотра на наличие заболеваний, не были разъяснены права и обязанности. В нарушение действующего законодательства со стороны работодателя в отношении нее проводилась принудительная вакцинация, незаконно, без ее письменного согласия требовались ее персональные данные; в приказе имеется ссылка на приказ, который уже не действует. Все уведомления и приказы до нее доводились, но так как она с ними была не согласна, она в них не расписывалась. Ей не было предложено перейти на дистанционное обучение. Полагает, что 80 % от списочного состава организации прошли вакцинацию, она может входить в состав 20%.
Не соответствующий требованиям законодательства приказ N100-од от 13 декабря 2021 нарушает её права и законные интересы, препятствует в осуществлении трудовых обязанностей, поскольку необоснованно возлагает на работника незаконные требования.
ФИО1 просила признать незаконным и отменить приказ об отстранении от работы N 100-од от 13 декабря 2021, возложить на ответчика обязанность восстановить ее трудовые права, допустив к работе, начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 16 декабря 2021 по день фактического допуска к работе, взыскать с ответчика денежную компенсацию за невыплаченную в срок заработную плату, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 27 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 06 сентября 2022 г. ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, либо направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведённый перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Отводы от прививок производятся по медицинским противопоказаниям.
В постановлении от 12 октября 2021 N 542 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям" Главного санитарного врача по Ульяновской области указано: в срок до 15 ноября 2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности сотрудников.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 указанного постановления необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в следующих сфере образования.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МБУ ДО ДШИ N 8. Работает в должности преподавателя художественного отделения.
Согласно уставу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детской школы искусств N8 школа является организацией дополнительного образования в области музыкально-художественного и эстетического образования, школа реализует виды деятельности: образовательную воспитательную, творческую, социально-культурную, методическую.
08 октября 2021 года МБУ ДО ДШИ N 8 издан приказ N87-од о вакцинации, согласно которому всем сотрудникам Детской школы искусств N 8 в срок до 15 ноября 2021 требовалось провести профилактические прививки первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции, при этом противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением. Всем сотрудникам школы в срок до 15 ноября 2021 предоставить специалисту по кадрам, сведения (сертификаты) о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции или медицинские документы, подтверждающие сведения о противопоказаниях к прививке против коронавирусной инфекции. Сотрудники школы, не предоставившие в срок до 15 ноября 2021 сведения (сертификаты) о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции или медицинские документы, подтверждающие сведения о противопоказаниях к прививке против коронавирусной инфекции, отстраняются от работы без сохранения заработной платы на период эпиднеблагополучия.
ФИО1 была ознакомлена с указанным приказом.
Согласно акту от 02 декабря 2021, составленному в 15:00 час. заместителем директора по учебной работе ФИО2, специалистом по кадрам ФИО3, директором ФИО4, преподаватель ФИО1 отказалась подписать уведомление директора МБУ ДО Детской школы искусств N8 от 02 декабря 2021 N110 об отстранении от работы в случае отказа от прививки против коронавирусной инфекции (COVID - 19).
13 декабря 2021 года МБУ ДО ДШИ N 8 издан приказ N 100-од "Об отстранении от работы", на основании которого, в том числе с 16 декабря 2021 года ФИО1, преподавателя художественного отделения, отстранили от работы без сохранения заработной платы в связи с непредставлением по месту работы документов, подтверждающих проведение профилактической прививки против коронавирусной инфекции COVID - 19, справки о наличии противопоказаний к профилактической прививке против коронавирусной инфекции. Приказ об отстранении действует на весь период эпидемиологического неблагополучия до нормализации эпидемиологической обстановки или до прохождения процедуры вакцинации.
13 декабря 2021 в 14:10 час. в присутствии директора ФИО4, заместителя директора по учебной работе ФИО2 и специалиста по кадрам ФИО3 составлен акт об отказе ФИО1 от ознакомления с приказом N 100-од "Об отстранении от работы".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у работодателя имелись основания для отстранения истца от работы, поскольку ФИО1 работает по трудовому договору в организации, осуществляющей деятельность в сфере образования, отнесена к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), была ознакомлена с приказом от 18 октября 2021, при этом необходимые документы ею работодателю предоставлены не были, что истицей не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, что в организации процент прошедших вакцинацию составил более требуемых 80%, выводов суда не опровергают, поскольку, как следует из постановления Главного санитарного врача, такого основания освобождения от вакцинации не имеется.
Доводы жалобы о том, что работодатель не вправе устанавливать в локальных актах или трудовом договоре обязанность по прохождению вакцинации, нарушая право сотрудника на отказ от вакцинации, не состоятельны. При издании приказа о вакцинации право работника на отказ от вакцинации не нарушено. Однако наличие у работника права на отказ от вакцинации не свидетельствует о незаконности действий работодателя по отстранению такого работника от работы.
Доводы жалобы о проводимом в отношении людей эксперименте являются субъективным мнением заявителя жалобы.
Доводы жалобы о том, что работодатель должен был предложить выполнение работы дистанционно, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено. Разрешая спор суды правильно установили по делу юридически значимые обстоятельства, надлежащим образом оценили собранные доказательства.
Таким образом кассационная жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 27 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 06 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.