Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Вдовиченко И.М., рассмотрев жалобу заведующего МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" Викторовой Светланы Вячеславовны на вступившее в законную силу постановление судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 20 июля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Волшебная сказка",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 20 июля 2022 года МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Определением судьи Пермского краевого суда от 26 сентября 2022 года законному представителю МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" отказано в восстановлении срока обжалования постановления судьи городского суда от 20 июля 2022 года.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заведующая МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" Викторова С.В. просит об отмене постановления судьи городского суда, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В силу части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Из материалов дела следует, что МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" ранее привлекалось к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности постановлениями NN 255, 256, 257 от 30 ноября 2021 года по части 1 и части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом решения судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 10 февраля 2022 года, объединенных в одно производство).
В отношении контролируемого лица МАДОУ Детский сад "Волшебная сказка" в рамках федерального государственного пожарного надзора 30 июня 2022 года проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из группы N 4, расположенной на 1-м этаже в здании детского сада класса Ф1.1 (пом. N 3, 7, 8, 9, 10 согласно техническому паспорту от 09.04.2012), в лестничную клетку (пом. N 1 согласно техническому паспорту от 09.04.2012) при числе эвакуирующихся 20 человек составляет менее 1, 2 м (фактически - 0, 85 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, прим. 1 пункта 4.2 СНиП П-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; пункта 5.1.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- выход из группы N 4, расположенной на 1-м этаже в здании детского сада класса Ф1.1 (пом. NN 3, 7, 8, 9, 10 согласно техническому паспорту от 09.04.2012), предназначенной для одновременного пребывания 20 человек, ведет наружу через лестничную клетку и коридор - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пунктов 4.1, 4.6 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 3.3 СНиП II-Л.2-62 "Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования", пунктов 6.9*, 6.12* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 5.1.3, 5.2.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из группы N 3, расположенной на 1-м этаже в здании детского сада класса Ф1.1 (пом. N 16, 17, 18, 23 согласно техническому паспорту от 09.04.2012), в лестничную клетку (пом. N1, согласно техническому паспорту от 09.04.2012) при числе эвакуирующихся 22 человека составляет менее 1, 2 м (фактически составляет 0, 75 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, прим. 1 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 4.2.19, 5.1.2, 5.1.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из группы N3, расположенной на 1-м этаже в здании детского сада класса Ф1.1 (пом. N 16, 17, 18, 23 согласно техническому паспорту от 09.04.2012), непосредственно наружу при числе эвакуирующихся 22 человека составляет менее 1, 2 м (фактически составляет 0, 75 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, прим. 1 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования"; пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 4.2.19, 5.1.2, 5.1.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- выход из группы N 3, расположенной на 1-м этаже в здании детского сада класса Ф1.1 (пом. N16, 17, 18, 23 согласно техническому паспорту от 09.04.2012), предназначенной для одновременного пребывания 22 человек, ведет наружу через лестничную клетку и коридор - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пунктов 4.1, 4.6 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 3.3 СНиП II-Л.2-62 "Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования", пунктов 6.9*, 6.12* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 5.1.3, 5.2.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- высота горизонтального участка пути эвакуации в свету в лестничной клетке (пом. N1 согласно техническому паспорту от 09.04.2022) составляет 1, 83 м - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, прим. 1 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пункта 4.3.2 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из коридора (пом. N24 согласно техническому паспорту от 09.04.2012) в тамбур и наружу составляет менее 1, 2 м (фактически 0, 85 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, прим. 1 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пункта 5.1.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из коридора (пом. N 25 согласно техническому паспорту от 09.04.2012) в тамбур и наружу составляет менее 1, 2 м (фактически 0, 85 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, прим. 1 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; пункта 5.1.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- выход из группы N 5, расположенной на 1-м этаже в здании детского сада класса Ф1.1 (пом. NN 29, 30, 31, 32. 36 согласно техническому паспорту от 09.04.2012) предназначенной для одновременного пребывания 21 человека ведет наружу через лестничную клетку и коридор - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пунктов 4.1, 4.6 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 3.3 СНиП II-Л.2-62 "Общественные здания и сооружения. Основные положения проектирования", пунктов 6.9*, 6.12* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 5.1.3, 5.2.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из группу N 8, расположенную на 1-м этаже в здании детского сада класса Ф1.1 (пом. NN 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57 согласно техническому паспорту от 09.04.2012), в лестничную клетку (пом. N 48 согласно техническому паспорту от 09.04.2012) при числе эвакуирующихся 25 человек составляет менее 1, 2 м (фактически составляет 0, 86 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, прим. 1 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 4.2.19, 5.1.2, 5.1.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из группу N 1, расположенную на 2-м этаже в здании детского сада класса Ф 1.1 (пом. 2, 3, 4, 5 согласно техническому паспорту от 09.04.2012), в лестничную клетку (пом. N1 согласно техническому паспорту от 09.04.2012) при числе эвакуирующихся более 10 человек составляет менее 1, 2 м (фактически 0, 75 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, прим. 1 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 4.2.19, 5.1.2, 5.1.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из коридора (пом. N 41 согласно техническому паспорту от 09.04.2012) в лестничную клетку (пом. N33 согласно техническому паспорту от 09.04.2012) на 2-м этаже в здании детского сада класса Ф1.1, составляет менее 1, 2 м (фактически 0, 74 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, прим. 1 пункта 4.2 СНиП II-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования", пункта 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 4.2.19, 5.1.2, 5.1.4 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
- ширина пути эвакуации по коридору (пом. N23 согласно техническому паспорту от 09.04.2012), расположенному на 2-м этаже здания детского сада класса Ф1.1 при одностороннем открывании дверей помещений составляет менее 1, 2 м (ширина коридора равна 1, 34 м, ширина дверных полотен помещений равна 0, 8 м) - нарушение статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании"; статей 4, 6, 52, 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 8, 17 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пунктов 6.26*, 6.27 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", пунктов 4.3.4, 5.1.2 СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13 августа 2022 года.
Обстоятельства выявленных нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, допущенные повторно, послужили основанием для составления в отношении юридического лица - МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности.
Факт совершения МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и судьей городского суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты установлено, подтверждено материалами дела, подателем жалобы не оспаривается.
Вопреки доводам жалобы вина юридического лица в совершении административного правонарушения, как лица, допустившего нарушения требований пожарной безопасности, в ходе рассмотрения дела нашла свое подтверждение.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" не соблюдены.
Вопреки доводам жалобы сам статус МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" в качестве бюджетного учреждения, содержание которого обеспечивается денежными средствами, получаемыми от органа местного самоуправления, не исключает его вины в совершении вмененного правонарушения, поскольку доказательств принятия учреждением в юридически значимый период времени каких-либо мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, создающих существенную угрозу охраняемым общественным интересам, не имеется.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей городского суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 настоящего Кодекса, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей городского суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, с учетом характера создаваемой угрозы общественным отношениям, объекта посягательства, обстоятельств настоящего дела, допущенных нарушений требований пожарной безопасности оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену состоявшегося по делу судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 20 июля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" оставить без изменения, жалобу заведующего МАДОУ "Детский сад "Волшебная сказка" Викторовой Светланы Вячеславовны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.М. Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.