Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудряшова В.К, судей Корпачевой Е.С, Щербаковой Ю.А.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3626/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бункер на Таганке" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 5 октября 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Снегиревой А.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Бункер на Таганке" Ермолаева И.О, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложены в новых редакциях и определены по состоянию соответственно на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года.
В пункт 11234 Перечня на 2021 год, в пункт 3106 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером N площадью 408, 5 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "Бункер на Таганке" (далее - ООО "Бункер на Таганке") обратилось в суд с административным иском о признании недействующими пункта 11234 Перечня на 2021 год и пункта 3106 Перечня на 2022 год, указывая на то, что является собственником здания, включенного в указанные Перечни. Указывает на то, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, здание фактически не используется в указанных целях. Включение этого объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Московского городского суда от 5 октября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны недействующими с 1 января 2021 года пункт 11234 Перечня на 2021 год, с 1 января 2022 года пункт 3106 Перечня на 2022 год. С Правительства Москвы в пользу административного истца взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 руб.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильного применения норм материального и процессуального права. Полагают, что здание соответствует критериям, установленным пунктом 4 статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. На дату утверждения оспариваемых Перечней объект недвижимости располагался на земельном участке с кадастровым номером N вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов общественного питания. Указывают на то, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В материалах дела отсутствуют доказательства такого изменения и внесения актуального вида до начала спорных налоговых периодов в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который является достоверным источником сведений о виде разрешенного использования.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой города Москвы и представителем административного истца представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основываясь на положениях статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также изменяющие его акты приняты уполномоченным органом, в установленной форме и опубликованы в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок принятия оспариваемого нормативного акта и внесенных в него изменений, вступление в действие и опубликования не нарушены и сторонами не оспариваются.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, установлен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 вышеназванного Закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), если они расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадь которого составляет 408, 5 кв. м.
Судом установлено, что здание административного истца включено в оспариваемые пункты Перечней на 2021 - 2022 годы на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" исходя из того, что здание располагается на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на земельном участке объектов общественного питания.
Согласно сведениям, представленным ФГБУ "ФКП Росреестра" по запросу суда, здание административного истца на первое число каждого налогового периода было расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования "общественное питание (4.6)", установленным распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 26 декабря 2017 года N 44057Б.
Договор аренды в отношении земельного участка не заключался ввиду того, что вид его разрешенного использования не соответствует фактическому использованию здания для размещения музея.
31 июля 2019 года Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы на основании заявления административного истца вынесено распоряжение N 662 о подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером N 26 ноября 2019 года состоялись публичные слушания по указанному проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 14 апреля 2020 года N 389-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП" в Правила землепользования и застройки города Москвы внесены изменения, виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N присвоен код 3.6.1 - "Объекты культурно-досуговой деятельности", который предусматривает размещение зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, театров, филармоний, концертных залов, планетариев. Данные обстоятельства подтверждены сведениями Интегрированной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ИАИС ОГД). Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 23 ноября 2021 года N 53449 подготовлен скорректированный проект межевания территории квартала.
Из материалов дела следует, что ООО "Бункер на Таганке" и его руководители постановлениями Госинпекции по недвижимости города Москвы от 17 декабря 2020 года и от 14 июля 2021 года привлекались к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, из содержания указанных постановлений о назначении административных наказаний следует, что принадлежащее административному истцу здание площадью 408, 5 кв. м с кадастровым номером N располагается на земельном участке с кадастровым номером N и используется под размещение административного здания, земельно-правовые отношения в установленном порядке не оформлены.
Судом первой инстанции на основании представленных в дело доказательств установлено, что здание используется для размещения музея, и в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Бункер на Таганке" является деятельность музеев, в качестве объекта общественного питания здание не используется.
Из акта о фактическом использовании нежилого здания от 23 сентября 2022 года N 9128947/ОФИ, представленного в суд апелляционной инстанции, также следует, что здание с кадастровым номером N используется для осуществления деятельности музеев, для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не используется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзац второй).
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (абзац 1). Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (абзац 2).
Правила землепользования и застройки города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, содержат общую часть и территориальную часть и как документ градостроительного зонирования включают порядок применения Правил, карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, действие которых распространяется на все земельные участки и (или) их части и объекты капитального строительства, расположенные в границах соответствующих территориальных зон и подзон территориальных зон (пункты 1.4.1 и 1.4.7).
В соответствии с пунктом 2.2 Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП правила землепользования и застройки города Москвы направляются Москомархитектурой в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Следовательно, Правительство Москвы и подведомственные ему органы, изменив вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N были обязаны своевременно направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о внесенных изменениях вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, исходя из того, вид разрешенного использования земельного участка был изменен до утверждения оспариваемых Перечней, здание административного истца фактически расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения здания в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка.
Исходя из вышеизложенного довод апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка и внесения актуального вида в ЕГРН являются несостоятельным, поскольку административный истец не является владельцем или арендатором земельного участка и не имеет возможности совершить указанные действия самостоятельно.
Кроме того положения абзаца 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН, введены в действие Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и вступили в силу с 10 января 2022 года.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни 2021 - 2022 годов, не представлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения.
Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.