Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Людмилы Анатольевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ? Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Крым, о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаченных при увольнении сумм, процентов за нарушение срока выплаты сумм, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Павлова Л.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС N2 по Республике Крым, в котором, с учетом уточнений просит взыскать недоплаченную сумму компенсации при увольнении в размере 94 834, 19 руб, проценты за нарушение сроков выплаты данной суммы, рассчитанные по дату фактического расчета в размере 23 968, 82 руб.; взыскать суммы, не учтенные при начислении отпускных за 2020 год за период март-апрель и июль месяцы в размере 30 458, 24 руб.; восстановить, в случае пропуска, срок на обращение в суд в части взыскания денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году и взыскать сумму денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в размере 16 027, 19 руб.; также взыскать компенсацию морального вреда, причиненного неправомерными действиями ответчика, в размере 40 000 руб.; и расходы на представителя в размере 10 000 руб.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 08 июня 2022 года исковое заявление Павловой Л.А. удовлетворено частично. Восстановлен Павловой Л.А. срок для обращения в суд с требованиями о взыскании денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году. Взыскано с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым в пользу Павловой Людмилы Анатольевны: задолженность по компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы в размере 98 019, 83 руб, компенсация за отпуск при увольнении в размере 18 422, 06 руб, сумма денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в размере 34 489, 63 руб, компенсация за задержку по 08.06.2022г. указанных выплат в размере 45 307, 43 руб, всего взыскано 196 238, 95 руб. без учета налогов и обязательных платежей, обязанность по удержанию которых лежит на ответчике, а также компенсация за задержку выплат за период с 09.06.2022 по день фактического расчета включительно в размере одной его пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от суммы задолженности 150 931, 52 руб.; компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в части требований о компенсации судебных издержек отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 сентября 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что дополнительное материальное стимулирование (к которому относится и единовременная премия сверх установленного фонда оплаты труда и средства материального стимулирования государственных гражданских служащих) не является дополнительной выплатой в рамках части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не относится к составным частям денежного содержания государственного служащего. Нормы права, устанавливающие осуществление материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. При исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ и пунктом 2 Правил N562, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562. Поскольку, в данном случае денежные средства за счет средств дополнительного финансирования сверх установленного фонда оплаты труда выплачивались не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, а в форме иной выплаты, то основания для их учета при исчислении денежного содержания федерального государственного гражданского служащего отсутствуют, налоговым органом данная выплата также не учитывалось при исчислении денежного содержания.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика в кассационной жалобе, а истца в возражениях на нее, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что с 01.07.2014 г. Павлова Людмила Анатольевна проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Крым в должности начальника аналитического отдела, в дальнейшем заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, что подтверждается приказом о назначении от 01.07.2014, данными трудовой книжки истца, служебными контрактами N от 01.07.2014, N от 31.12.2014, N от 09.06.2018 и дополнительными соглашениями к служебным контрактам.
Во исполнение приказа ФНС России от 10.09.2020 N, приказом УФНС России по Республике Крым от 17.09.2020 N N@ Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Крым реорганизована путем присоединения к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Крым.
11.01.2021 между Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Крым и Павловой Л.А. заключено соглашение о расторжении служебного контракта от 09.06.2018 N, согласно которому служебный контракт прекращает свое действие 11.01.2021 в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О
государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
08.06.2021 Павлова Л.А. в адрес начальника Межрайонной ИФНС России N2 по Республике Крым Братусина В.Н. направила претензию, в которой просила произвести доплату суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной п. 3.1ст.37 Федерального закона N79-ФЗ, в сумме 98 019, 83 руб.
По результатам рассмотрения претензии Павловой Л.А. сообщено, что при увольнении ей в соответствии с п.3.1 ст.37 Федерального закона N79-ФЗ выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 110 333, 64 руб, законные основания для ее увеличения отсутствуют.
Из материалов дела также следует, что приказами Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Крым за 2020 год Павлова Л.А. премирована за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий: за январь-февраль 2020 года - 20 067, 00 руб, июнь-июль 2020 года - 20 067, 00 руб, октябрь 2020 года - 15 728, 89 руб, декабрь 2020 года - 5 441, 00 руб.
На основании приказов Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Крым от 27.04.2020, 02.07.2020, 28.09.2020, 23.12.2020 Павловой Л.А. выплачены средства материального стимулирования в размере 25 000, 00 руб, 30 000, 00 руб, 50 609, 00 руб, 31 500, 00 руб. соответственно.
Также в 2020 году на основании приказов Межрайонной ИФНС России N 1 но Республике Крым "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФИС России N 1 по Республике Крым" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы ФНС России, постановлено осуществить материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.
Во исполнение указанных приказов Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Крым от 26.03.2020, 08.05.2020, 08.06.2020, 01.09.2020, 16.11.2020, 10.12.2020 Павловой Л.A. выплачены средства материального стимулирования.
Разрешая и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 21, 22, 136, 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года N "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 года N", установив, что полученные истцом в виде материального стимулирования выплаты, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, учитывая, что данные выплаты подлежат учету при определении денежного содержания на период отпуска и компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, пришел к выводу о законности требований истца и взыскании с ответчика сумм, недоплаченных служащему при увольнении.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает данные выводы судов правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела, существенных нарушений при применении норм материального и процессуального права судами нижестоящих инстанций не допущено.
В соответствии с положениями части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен частью 5 данной статьи указанного закона.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N (далее - Правила N).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил N месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 283-14 и от 17 февраля 2020 года N 168-8 в 2019 году и 2020 году предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, и при выплате отпускных за 2020 год ответчиком не учтены суммы материального стимулирования, выплаченные Павловой Л.А. за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Доводы кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым о том, что средства материального стимулирования в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, являются единовременным поощрением, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
В целом, все доводы заявителя приводились при рассмотрении дела, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 08 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.