Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1392/2021 (УИД 75RS0027-01-2021-002263-75) по иску Роговой Дианы Сергеевны, Кабаргиной Александры Александровны, Камбур Петра Петровича к администрации городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании акта межведомственной комиссии и заключения незаконными, возложении обязанности на межведомственную комиссию принять новый акт и заключение на основании экспертного заключения от 18 октября 2021 г. N 520/21, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения, по кассационной жалобе администрации городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рогова Диана Сергеевна (далее по тексту - Рогова Д.С.), Кабаргина Александра Александровна (далее по тексту - Кабаргина А.А.), Камбур Петр Петрович (далее по тексту - Камбур П.П.) обратились в Шилкинский районный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании незаконными акта и заключения межведомственной комиссии от 15 октября 2021 г. N 565, обязании межведомственной комиссии принять новый акт и заключение на основании экспертного заключения от 18 октября 2021 г. N 520/21, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г, обязании включить в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г, взыскании выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 16 декабря 2021 г. исковые требования Роговой Д.С, Кабаргиной А.А, Камбур П.П. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 июля 2022 г..решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 16 декабря 2021 г..отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Роговой Д.С, Кабаргиной А.А, Камбур П.П. о признании акта межведомственной комиссии и заключения незаконным, признании за истцами права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещение, выплаты указанных денежных средств. В указанной части принято новое решение. Исковые требования Роговой Д.С, Кабаргиной А.А, Камбур П.П. удовлетворены. Акт обследования жилого помещения от 15 октября 2021 г, заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленном в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом N N от 15 октября 2021 г, расположенного по адресу "данные изъяты" признаны незаконными. За Роговой Д.С, Кабаргиной А.А, Камбур П.П. признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального района "Шилкинский район" в 2021 г..На администрацию городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края возложена обязанность включить Рогову Д.С, Кабаргину А.А, Камбур П.П. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 г..по муниципальному району "Шилкинский район".
На Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края возложена обязанность произвести Роговой Д.С, Кабаргиной А.А, Камбур П.П. выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г..N 362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Администрация городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 июля 2022 г. отменить, оставить в силе решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 16 декабря 2021 г.; кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие своего представителя.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что судом апелляционной инстанции дана неверная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам, в результате чего суд пришел к ошибочному мнению о незаконности решения суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции в определении указал, что выводы экспертного заключения ответчиками не опровергнуты, что противоречит действительности. Администрация городского поселения "Шилкинское" считает, что при обследовании жилого дома по адресу "адрес" в заключении от 31 мая 2022 г. установлен факт непригодности для проживания указанного жилого дома не в результате чрезвычайной ситуации, а вследствие физического износа в связи с эксплуатацией здания. Признание жилого помещения непригодным для проживания не находится в компетенции суда, а является прерогативой межведомственной комиссии при администрации городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, созданной для этих целей. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Рогова Д.С. в отзыве на кассационную жалобу, представленном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 июля 2022 г, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие (часть 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (пункт1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (пункт 3).
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 22 июля 2021 г. N 262 на территории городского поселения "Шилкинское" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 24 июля 2021 г. N 266 (с постановлениями о внесении изменений от 26 июля 2021 г. N 267, N 270, от 29 июля 2021 г. N 271, от 2 августа 2021 г. N 272, от 7 августа 2021 г. N 278), определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городском поселении "Шилкинское", куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: "адрес".
В жилом помещении по адресу: "адрес" зарегистрированы по месту жительства Рогова Д.С. с 14 августа 2006 г, Кабаргина А.А. с 24 декабря 1996 г. и Камбур П.П. с 24 декабря 1996 г.
Истцы проживают в вышеуказанном жилом помещении на основании договора на передачу квартир в собственность от 24 июля 1997 г, право собственности зарегистрировано в бюро технической инвентаризации по реестру N 1257 на основании удостоверения от 27 августа 1997 г. N 2825.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости жилой дом по адресу: "адрес", отсутствуют, что следует из выписки ЕГРН от 5 декабря 2021 г.
Согласно уведомлениям от 6 декабря 2021 г. сведения об объектах недвижимости - жилых помещениях, у Роговой Д.С, Кабаргиной А.А. и Камбур П.П, отсутствуют.
Заключением межведомственной комиссии N 565, составленного на основании акта обследования помещения от 15 октября 2021 г. N 565, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2006 г. N 47, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. N 46, вследствие затопления жилых домов на территории города Шилка в период с 22 июля 2021 г.
В соответствии с отчетом ООО "Забтехпроект" N 86-ОЗС по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", принятого межведомственной комиссией, здание находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии.
Согласно экспертному заключению ООО "Лаборатория судебных, строительных и автотехнических экспертиз "Эксперт плюс" от 18 ноября 2021 г. N 520/21, составленного по результатам проведенной строительно-технической экспертизы по определению технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора от 5 октября 2021 г. N 151/Ф/10/2021, заключенного между ООО "Эксперт плюс" и Кабаргиной А.А, техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", оценивается как аварийное состояние. Дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для дальнейшей жизни людей находящихся в нем.
27 октября 2021 г. Рогова Д.С. обратилась с заявлением на имя главы городского поселения "Шилкинское" о включении дома, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего на праве собственности ей и членам ее семьи, в список утраченного жилья для получения материальной помощи в приобретении нового жилья. Также в заявлении указала, что для решения данного вопроса направляет экспертное заключение N 520/21 по определению технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", проведенного ООО "Лаборатория судебных строительных и автотехнических экспертиз "Эксперт плюс", так как проведенное ранее обследование и представленные по ним документы, а именно акт N 94 визуального обследования объекта и отчет N 86-ОЗС по результатам обследования вышеуказанного дома, проведенного ООО "Забтехпроект" противоречат друг другу. Кроме того, указанные в акте и отчете технические характеристики дома не соответствуют реальным характеристикам дома, что говорит о формальном подходе в проведении обследования.
Согласно ответу администрации городского поселения "Шилкинское" от 19 ноября 2021 г. N 4065 на вышеуказанное заявление Роговой Д.С, на основании отчета N 86-ОЗС по результатам обследования жилого дома по адресу: "адрес", выполненного ООО "Забтехпроект", жилое помещение находится в ограниченно-работоспособном состояние, то есть требует проведение капитального ремонта. Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями", не предусмотрено предоставление экспертных заключений собственниками помещений. Роговой Д.С. разъяснено ее право оспорить выводы отчета, выполненного ООО "Забтехпроект", а также ее право обжаловать принятое по обращению решение.
3 декабря 2021 г. Рогова Д.С. вновь обратилась с заявлением на имя главы городского поселения "Шилкинское", в том числе, с просьбой предоставить ей уведомление о том, что дом по адресу: "адрес" включен на выделение финансовых средств для проведения капитального ремонта.
Согласно ответу администрации городского поселения "Шилкинское" от 8 декабря 2021 г. N4758 на вышеуказанное заявление Роговой Д.С, на основании отчета N 86-ОЗС по результатам обследования жилого дома по адресу: "адрес", выполненного ООО "Забтехпроект", жилое помещение находится в ограниченно-работоспособном состояние, то есть требует проведение капитального ремонта. В связи с тем, что Рогова Д.С. не подавала и не направляла заявление установленной формы с приложением пакета документов согласно перечня, указанного в Правилах предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского каря от 14 сентября 2021 г. N 362, выдать уведомление о включении в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению "Шилкинское", не представляется возможным.
Как следует из ответа Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края от 10 декабря 2021 г. N 18-10596 на имя главы администрации городского поселения "Шилкинское", по заявлению граждан, жилые помещения которых пострадали в результате паводка 2021 года, несогласных с заключением экспертных организаций, рабочей группой в составе экспертных организаций, Министерства и ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края на территории городского поселения "Шилкинское" проведено повторное обследование жилых помещений. В числе указанных заявителей была Рогова Д.С, которая была уведомлена о предстоящем повторном обследовании по телефону. Позже Рогова Д.С. перезвонила начальнику управления жилищной политики Министерства ФИО10 К.Б, принимающему участие в повторном обследовании в составе рабочей группы и сообщила об отказе от повторного обследования ее жилого дома (г. "адрес"). Рабочая группа осуществила выезд по адресу жилого дома Роговой Д.С. с целью визуального осмотра, на территорию дома и земельного участка рабочая группа не входила.
В соответствии с сообщением директора ООО "Забтехпроект" от 14 декабря 2021 г. N 76, с 22 по 24 сентября 2021 г. работала комиссии по повторному обследованию домов, согласно реестру домов. В данный перечень был включен и дом по пер. "адрес". 22-23 сентября с владельцем дома Роговой Д.С. созванивался председатель комиссии ФИО11 К.Б. в связи с возникшими вопросами о некорректной работе экспертов. Рогова Д.С. 22 сентября 2021 г. отсутствовала в г. Шилке и обещала 23 сентября 2021 г. показать свой жилой дом для повторного проведения комиссией обследования домов, однако 23 сентября 2021 г. по неизвестным причинам отказалась от разговоров и от проведения комиссией повторного обследования своего жилого дома. Вместе с тем, комиссия 23 сентября 2021 г. ожидала Рогову Д.С. до 21 часа.
Рогова Д.С, Кабаргина А.А, Камбур П.П, указав, что они фактически проживают в принадлежащем им на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", имеют регистрацию по месту жительства по данному адресу, иного жилья в пользовании и собственности не имеют; жилой дом по указанному адресу оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 г, в результате чрезвычайной ситуации, дом поврежден и непригоден для дальнейшей эксплуатации, подлежит сносу; при обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения "Шилкинское" о включении их в список граждан, жилые помещение которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 г..по городскому поселению "Шилкинское", им отказано в связи с тем, что на основании отчета N 86-ОЗС жилой дом требует проведение капитального ремонта, с данным отказом они не согласны, так как фактически дальнейшая эксплуатация жилого дома невозможна, создает угрозу их жизни и здоровью, проведение капитального ремонта невозможно и нецелесообразно в связи с его аварийностью; принятое межведомственной комиссией на основании отчета заключение составлено с многочисленными нарушениями, осмотр дома проведен поверхностно, в доме еще стояла вода и полный осмотр дома и его фундамента произвести было невозможно, у специалистов ООО "Забтехпроект" осмотр дома занял 5 минут, в отчете ООО "Забтехпроект" N 86-ОЗС характеристики дома указаны неверно, в отчете не зафиксированы повреждения жилого дома в полном объеме, внесенные в отчет установочные данные жилого дома не соответствуют фактическим данным; сомневаясь в результатах отчета они обратились за проведением независимой экспертизы, заключение которой представили в администрацию городского поселения "Шилкинское" с заявлением от 27 октября 2021 г, ответ на заявление был направлен им лишь 19 ноября 2021 г, в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на отчет
ООО "Забтехпроект" N 86-ОЗС и постановление Правительства Забайкальского края о невозможности предоставления экспертных заключений собственниками жилых помещений, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47, постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г..N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями", Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г..N 362, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия оснований не доверять заключению межведомственной комиссии от 15 октября 2021 г..N 565, поскольку указанное заключение межведомственная комиссия вынесла в компетентном, утвержденном составе, в число которого вошли лица, указанные в пункте 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в пределах своих полномочий, заключение межведомственной комиссии принято с соблюдением порядка принятия такого заключения, а именно, на основании заявления Роговой Д.С, привлеченные администрацией к работе эксперты провели оценку состояния
жилого объекта, составили отчет N86-ОЗС, на основании которого межведомственная комиссия приняла соответствующее заключение о необходимости проведения капитального ремонта, которое соответствуют пункту 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, отчет N 86-ОЗС по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" выполнен уполномоченными экспертами-строителями, сомневаться в компетенции которых у суда оснований не имеется.
Не принимая в качестве надлежащего доказательства экспертное заключение от 18 октября 2021 г. N 520/21, суд, сославшись на Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденныЕ постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями", указал, что возможность предоставления экспертных заключений собственниками помещений не предусмотрена, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждены Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцами права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории городского поселения "Шилкинское" Забайкальского края в 2021 г. и включения истцов в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 г. по муниципальному району "Шилкинский район".
Проверяя законность решения суда первой инстанции, и установив при изучении отчета ООО "Забтехпроект" N 86-ОЗС и экспертного заключения ООО "Лаборатория судебных, строительных и автотехнических экспертиз "Эксперт плюс" от 18 октября 2021 г. N 520/21 наличие разночтений в степени повреждения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в связи с чем возникли сомнения в обоснованности выводов экспертов, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда определением от 16 марта 2022 г. назначила по делу строительно-техническую экспертизу, проведение которой поручила ФБУ Читинская ЛСЭ Минюста России.
Согласно заключению эксперта от 31 мая 2022 г. N 246/3-2 индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", не пригоден для проживания ввиду аварийного технического состояния, что не соответствует пункту 10 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Ввиду необходимости проведения работ, выходящих за рамки понятия "капитальный ремонт", предусмотренного пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.3 СП 255.1325800.2016, а именно: - полная замена несущих конструкций - фундамента и перекрытия; - инженерные изыскания и мероприятия для устранения дефектов грунтового основания под зданием в соответствии с пунктом 4.4 СП 22.13330.2016, а также экономической нецелесообразности ввиду пункта 12 Методики определения физического износа гражданских зданий и пункта 4.4 СП 368.1325800.201 индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", не подлежит капитальному ремонту.
Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции эксперт ФИО12 Ю.Д, проводивший судебную экспертизу, выводы экспертного заключения поддержал, пояснил, что при проведении оценки состояния жилого дома, в котором проживают истцы, он руководствовался методиками, которые указаны в заключении, в частности методикой определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27 октября 1970 г. N 404. В настоящий момент рассмотреть пригодность данного дома для проживания с точки зрения того, что он пострадал вследствие чрезвычайной ситуации, эксперту невозможно, поскольку фактически чрезвычайная ситуация произошла год назад. С этого момента прошло значительное время, при этом жилой дом находился в эксплуатации. Применение данной методики в рассматриваемом случае не является ошибочным. Отличие в методике определения физического износа объектов, пострадавших в ходе чрезвычайной ситуации состоит лишь в том, что методика подлежит использованию именно государственными комиссиями при оценке ущерба на момент чрезвычайной ситуации. На момент проведения экспертизы с момента чрезвычайной ситуации прошло определенное время, объект находился в состоянии после косметического ремонта и находился год в эксплуатации. С очевидностью отделить дефекты, возникшие в результате чрезвычайной ситуации, и рассчитать степень их влияния на пригодность проживания в жилом доме, ни одна методика не позволит. При этом, экспертом при даче заключения приняты во внимание отчеты о состоянии дома, которые имеются в материалах дела в части того, что некоторые дефекты, которые были указаны в данных отчетах, существовали на момент проведения экспертизы. Это - дефекты фундамента, грунтового основания под домом. Эти дефекты свойственны для чрезвычайной ситуации.
Исследовав и оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", абзаца второго статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", части 1 статьи 1, части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 33, 36, 42, 45, 47, 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N 47, пунктами 3, 4, 6 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г..N 362, суд апелляционной инстанции с учетом установленных обстоятельств, свидетельствующих о непригодности для проживания ввиду аварийного технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", и экономической нецелесообразности капитального ремонта, пришел к выводу о наличии оснований для признания акта обследования жилого помещения от 15 октября 2021 г, заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленном в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым
домом от 15 октября 2021 г..N 565, расположенного по адресу "адрес" незаконными, а истцов относящимися к числу лиц, определенных Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г..N 362 "О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями", которые могут претендовать на выплату на приобретение жилого помещения взамен утраченного, поскольку жилое помещение, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, является аварийным не подлежащим капитальному ремонту, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в указанной части и принял новое решение об удовлетворении исковых требований в данной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. N 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Пунктом 3 установлено, что настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки: 1) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (далее - жилые помещения); 2) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на строительство ими жилых помещений; 3) предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан; 4) предоставление жилых помещений, приобретенных Забайкальским краем или городскими поселениями, муниципальными и городскими округами, муниципальными районами (в отношении сельских поселений), на территории которых располагались утраченные жилые помещения (далее - муниципальное образование); 5) предоставление жилых помещений, построенных Забайкальским краем или муниципальными образованиями.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации: 1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение,
пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г..N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение
отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г..N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
К членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации. К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан (пункт 5 Правил).
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию муниципального образования следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также в случае предоставления приобретенного или построенного жилого помещения; по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения; 2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; 3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; 4) копии правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение и (или) на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) копию решения суда об установлении права на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) для граждан, указанных в подпункте 5 пункта 4 настоящих Правил; 6) в письменной форме соответствующее обязательство, предусмотренное пунктами 8 - 10 настоящих Правил.
В пункте 23 Правил перечислены основания отказа во включении в соответствующий Список: 1) несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; 2) непредставление документов, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 4) получение ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения граждан в соответствующий Список, если необходимый документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в Списки; 5) подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что на день введения режима чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, жилой дом, собственником которого являются истцы, утрачен в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного выпадением большого количества осадков, на территории Забайкальского края в 2021 г, у истцов не имелось иного пригодного для проживания жилого помещения, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Роговой Д.С, Кабаргиной А.А, Камбур П.П. о признании акта межведомственной комиссии и заключения незаконными, признании за истцами права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещение, выплаты указанных денежных средств, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, не противоречат.
Доводы кассационной жалобы администрации городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не содержат.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения "Шилкинское" муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.