Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И.
судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО1 о признании недействующим со дня принятия решения Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 года N 105 "О внесении изменений в Положение об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе, утвержденное решением Совета Называевского муниципального района от 01.03.2021 N 52"
с апелляционной жалобой ФИО2, ФИО3, ФИО1 на решение Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО7, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
1 марта 2021 года Советом Называевского муниципального района Омской области принято решение N 52 "Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе" (далее - Положение).
Решением Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 года N 105 в указанное Положение внесены изменения (далее - Решение N 105).
ФИО2, ФИО3, ФИО1 обратились в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения N 105, в обоснование заявленных требований указав, что замещали высшие должности муниципальной службы в Называевском муниципальном районе Омской области и при увольнении им была назначена пенсия за выслугу лет. Оспариваемым решением изменен порядок расчета пенсии за выслугу лет, в результате чего ухудшается их положение. Полагали, что Решение N 105 противоречит части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункту 5 статьи 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, утвержденного Законом Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ; при внесении изменений в Положение административным ответчиком не приведено обоснований невозможности сохранения выплат указанным лицам в прежнем размере. Также считали, что Решение N 105 не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие до его принятия.
Решением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО2, ФИО3, ФИО1 просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, приводя в обоснование жалобы в целом доводы, изложенные в административном иске, дополнительно указывая, что суд не убедился в объективности представленной стороной административного ответчика информации о дефиците бюджета; не учел, что при принятии Решения N 105 анализ социально-экономической ситуации не проводился, проект готовился с нарушениями; в оспариваемом решении не указано, на какие правоотношения оно распространяется.
Относительно доводов апелляционной жалобы Советом Называевского муниципального района и прокуратурой Омской области представлены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Совета Называевского муниципального района Омской области и заинтересованного лица администрации Называевского муниципального района Омской области ФИО7 возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, который до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Аналогичная норма предусмотрена частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статьям 17, 20 Устава Называевского муниципального района Омской области, Совет Называевского муниципального района Омской области является представительным органом Называевского муниципального района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Называевского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Омской области, Уставом Называевского муниципального района Омской области.
Из протокола N 30 тридцатого внеочередного заседания Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 года следует, что на заседании присутствовали 10 депутатов, решение о внесении изменений в решение Совета Называевского муниципального района от 1 марта 2021 года N 52 "Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет в Называевском муниципальном районе" принято Советом Называевского муниципального района в пределах полномочий, большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, направлено для подписания главе муниципального района и подписано им, а также опубликовано в газете "Наша Искра" 17 декабря 2021 года, что соответствует положениям пункта 2 части 4 статьи 36, части 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ, статьям 18 и 20 Устава Называевского муниципального района Омской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения его в действие.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 замещала должность заместителя главы Называевского муниципального района, председателя Комитета финансов и контроля муниципального района, стаж муниципальной службы составляет 31 год.
ФИО3 замещала должность первого заместителя главы Называевского муниципального района, стаж муниципальной службы составляет 28 лет.
ФИО2 замещал должность заместителя главы Называевского муниципального района, стаж муниципальной службы составляет 25 лет.
При увольнении административных истцов с муниципальной службы им была назначена пенсия за выслугу лет, предусмотренная названным Положением, как лицам, замещавшим муниципальную должность.
Согласно первоначальной редакции пункта 30 раздела "Перерасчет пенсии за выслугу лет" Положения в случае увеличения (индексации) должностных окладов в соответствии с решением Совета муниципального района об увеличении должностного оклада по младшей должности муниципальной службы "специалист", пенсия за выслугу лет пересчитывается со дня увеличения должностного оклада по младшей должности муниципальной службы "специалист" с учетом размера пенсии, назначаемой в соответствии с федеральным законодательством, выплачиваемой на день установления пенсии за выслугу лет.
Пунктом 34 раздела "Перерасчет пенсии за выслугу лет" Положения до внесения в него изменений было предусмотрено, что в случае если перерасчет повлечет уменьшение размера пенсии за выслугу лет, пенсия за выслугу лет выплачивается в прежнем размере лицам, замещавших высшие должности муниципальной службы.
Как установлено судом, распоряжениями администрации Называевского муниципального района Омской области от 19 марта 2021 года ФИО2, ФИО3, ФИО1 с 1 марта 2021 года установлена пенсия за выслугу лет, расчетная величина которой определена с учетом применения пунктов 30 и 34 раздела "Перерасчет пенсии за выслугу лет" Положения.
Решением Совета Называевского муниципального района Омской области от 3 декабря 2021 года N 105 в указанное выше Положение внесены изменения: в разделе "Перерасчет пенсии за выслугу лет" в пункте 30 слова "выплачиваемой на день установления пенсии за выслугу лет" заменены словами "выплачиваемой на день наступления обстоятельств, указанных в подпункте 1 пункта 28 указанного Положения", пункт 34 исключен.
Распоряжениями администрации Называевского муниципального района Омской области от 20 января 2022 года ФИО2, ФИО3, ФИО1 с 1 января 2022 года установлена пенсия за выслугу лет, расчетная величина которой определена с учетом внесенных изменений в Положение.
Закон Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-03 "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" предусматривает, что лица, замещающие должности государственной гражданской службы, при наличии на день увольнения с государственной гражданской службы стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и при замещении должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение с замещаемой должности государственной гражданской службы имело место не ранее 1 января 2017 года по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи), 3, 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37, пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 1 статьи 47.1).
Разрешая административно-правовой спор, суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, исходил из того, что пенсия за выслугу лет муниципальной службы является дополнительным пенсионным обеспечением муниципальных служащих, осуществляемым за счет средств муниципального бюджета, при этом правовое регулирование данного вида пенсионного обеспечения отнесено к компетенции органов местного самоуправления и обеспечивается за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, в связи с чем они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения и расчета пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на верном применении норм материального права и соответствующими обстоятельствам дела.
Материалами дела подтверждается, что критерии установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, установленные оспариваемым решением Совета Называевского муниципального района Омской области, по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Омской области.
С учетом того, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховым пенсиям, то само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных областным законодательством, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Называевского муниципального района Омской области по сравнению с государственными гражданскими служащими Омской области.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что внесение изменений в оспариваемое решение Совета Называевского муниципального района Омской области вопреки доводам апелляционной жалобы являлось не произвольным, а было обусловлено бюджетными возможностями, необходимостью решения в Называевском муниципальном районе Омской области различных социально значимых задач, в связи с чем принимались меры по сокращению расходов местного бюджета.
Поскольку после принятия оспариваемого решения выплата пенсии за выслугу лет за счет средств бюджета Называевского муниципального района Омской области административным истцам не прекращена, а изменены правила ее предоставления, право административных истцов на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах не нарушено.
Утверждения апеллянтов о том, что Решение N 105 на них не распространяется, поскольку пенсия была назначена им ранее до принятия оспариваемого решения, основаны на неверном толковании норм права.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением муниципальных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер, порядок расчета получаемой административными истцами пенсии изменен на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.
Таким образом, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Совета Называевского муниципального района Омской области соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
Судебная коллегия, основываясь, в том числе на приведенном выше правовом регулировании соответствующих правоотношений, соглашается с позицией суда первой инстанции, как соответствующей материалам дела и основанной на законе.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергающих выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем являются несостоятельными.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО3, ФИО1 - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.