Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Клюевой А.И, судей Аванесовой Г.А, Пономарева А.Н, при помощнике судьи Батеевой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4208/2022 по иску Борисенко Т.П. к ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" об обязании произвести перерасчет за неоказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами
по апелляционной жалобе Борисенко Т.П. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 14 июля 2022 г, заслушав доклад судьи Пономарева А.Н, выслушав Борисенко Т.П, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" - Левыкина В.С,, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Савеловского районного суда города Москвы от 14 июля 2022 г. в удовлетворении указанного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные Борисенко Т.П. основания иска, связанные с тем, что истец, как собственник жилого дома в Московской области, не заключала договор с ответчиком о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так как оплачивает аналогичные услуги по месту своего фактического жительства в г. Москве. Кроме того, данные услуги фактически не предоставляются ответчиком, потому что улица, на которой расположен дом истца (*) не оборудована специальными площадками для установки контейнеров, отсутствует асфальтированная дорога, подъездной путь для автотранспорта.
Исследуя указанные обстоятельства применительно к положениям статей 154 ч. 3, ч. 4, 157 ч. 1 Жилищного кодекса РФ, ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 148.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), п. 8 (17), п. 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156), регулирующих предмет спорных правоотношений, суд принял во внимание возражения ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор", оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что плата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами входит в структуру платы за коммунальные услуги, ее ежемесячное внесение является обязанностью собственника жилого помещения, не зависит от того, насколько активно пользуется истец услугой. Истец в отсутствие заключенного между сторонами договора должна вносить плату в соответствии с условиями Типового договора по тарифам, установленным распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 N 403-Р "Об угверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020 - 2022 годы на территории Московской области". Исполнение Борисенко Т.П. обязанности по оплате аналогичных услуг по месту регистрации в г. Москве, не освобождает ее от самостоятельной обязанности по внесению такой оплаты по месту нахождения жилого дома в *, собственником которого она является.
В апелляционной жалобе Борисенко Т.П. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Заявитель жалобы утверждает, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что контейнеры не установлены на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от ее жилого дома, как это предписано нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3). Нарушение этих предписаний делает недоступной для истца возможность пользоваться услугой. По мнению заявителя, в силу п. 2 ст. 438 Гражданского кодекса РФ предложение ответчика о заключении договора не может считаться принятым, так как молчание истца не является акцептом.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Борисенко Т.П. является собственником жилого дома N *, расположенного на *, рядом с которым в пределах, установленные п. 3 названных СанПиН 2.1.3684-21, не расположены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами 1 должны быть обустроены 2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) 3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки 4 для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров 5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п. 1 названных Правил, настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1).
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (п. 2).
Порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 5).
Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами публикуется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 7).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. (п. 1 ст. 13.4 Федерального закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 указанной статьи).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4 той же статьи).
В соответствии с п. 3 раздела II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039) м еста (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 г.
Применительно к приведенным законоположениям ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" разъяснил Борисенко Т.П. в своем ответе от 26 января 2021 г, что обязанность по размещению места сбора твердых коммунальных отходов законом возложена на орган местного самоуправления, который в случае расположения контейнерных площадок на значительном удалении от индивидуальных жилищных строений обязан обеспечить сбор и доставку твердых коммунальных отходов собственников индивидуальных жилых домов до контейнерных площадок (л.д. 15-16).
Поэтому суд апелляционной инстанции не согласился с доводами апелляционной жалобы о нарушении прав истца со стороны ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор", которые, к тому же, не опровергают вывод в решении о том, что услуги, по поводу которых возник спор, оказываются ответчиком в полном объёме в пределах его компетенции.
Вопреки заявленным основаниям иска обязанность по решению вопроса о размещении контейнеров рядом с жилым домом Борисенко Т.П. не может быть возложена на ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор".
Суд первой инстанции правильно применил положения п. 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156), определяющие, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с правильностью выше выводов суда, поскольку они подтверждаются исследованными доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и основаны на нормах материального права, которые применил суд. Существенных нарушений процессуального закона по данному делу не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Савеловского районного суда города Москвы от 14 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.