Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Дегтеревой О.В., Климовой С.В., при помощнике судьи Иосебашвили Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Шитиковой Е.В. на решение Останкинского районного суда города Москвы от 21 февраля 2022 года, которым постановлено:
Признать незаконным приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы N 1095к от 15.07.2021г. об отстранении от работы советника отдела государственной гражданской службы Управления государственной службы и кадровой работы Савиной...
Взыскать с Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в счет компенсации морального вреда суму в размере 5 000 руб.
УСТАНОВИЛА:
Савина Н.А. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о признании приказа от 15.07.2021 N1095к об отстранении от замещаемой должности незаконным, назначении и выплате денежного содержания за период с 16.07.2021 до дня отмены приказа N 1095к от 15.07.2021 из расчета среднемесячного денежного содержания по замещаемой должности, взыскании денежной компенсации в порядке ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование исковых требований Савина Н.А. ссылалась на то, что на основании приказа N 1370к от 25.09.2020 с 01.10.2020 назначена на должность советника отдела государственной службы Управления государственной службы и кадровой работы Департамента. Приказом N 1095-к от 15.07.2021 Савина Н.А. отстранена от работы с 16.07.2021 без сохранения денежного содержания по замещаемой должности. Савина Н.А. с указанным приказом не согласна, поскольку ее должность не входит в установленный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, а также у Департамента не было полномочий на возложение на работников обязанности проходить вакцинирование, что и послужило поводом для обращения в суд.
Истец Савина Н.А. в суде исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Кислова И.М. в суде иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по доводам письменных возражений.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика Абрамову И.С, Пантелеева А.В, поддержавших доводы жалобы, возражения истца Савиной Н.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения суда и частичном удовлетворении заявленных требований имеются.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, приказом N 1370к от 25.09.2020 Савина Н.А. с 01.10.2020 назначена на должность консультанта отдела государственной службы и кадровой работы Управления государственной службы, кадровой и правовой работы Департамента.
В целях реализации постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 N1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы издан приказ от 24.06.2021 N 954к, по п.1.2. которого, приказано получить в срок до 25.06.2021 от государственных гражданских служащих письменное обязательство о выполнении постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.07.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".
25.06.2021 Савиной Н.А. заполнено и подписано обязательство о выполнении постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 N1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", в котором указаны сроки вакцинации и основания отстранения от работы, подписанное истцом с отметкой отказа от вакцинации.
08.07.2021 Департаментом в адрес Савиной Н.А. направлено уведомление о необходимости пройти вакцинацию от Covid-19 в срок до 15.07.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, уведомление по почте получено 22.07.2021.Савиной Н.А.
Приказом N 1095-к от 15.07.2021 Савина Н.А. отстранена от работы с 16.07.2021 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2021 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности) без сохранения денежного содержания по замещаемой должности, о чем истец под роспись ознакомлена.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования Савиной Н.А. в части признания приказа N1095-к от 15.07.2021 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что истец только 22.07.2021 получила по почте уведомление о необходимости самостоятельно пройти вакцинацию и представить работодателю сертификат о вакцинации либо медицинский отвод, тогда как приказ об отстранении Савиной Н.А. от работы издан 15.07.2021 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2021 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности), а также указал на то, что уведомление от 08.07.2021 было получено Савиной Н.А. лишь 22.07.2021, ввиду чего истец не имела возможности пройти вакцинацию (первым компонентом) в срок до 15.07.2021, поскольку уведомление полученное работником являлось заведомо невыполнимым.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела и противоречащими положениям трудового законодательства исходя из следующего.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе, против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, в соответствие с уровнями приоритета.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации принят Указ от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.
В соответствии с подпунктами "в, г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 год N 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532 доведены "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных", согласно которым в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с п. 6 Приложения к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента от 24.06.2021 N 954к, по пункту 1.2. приказано получить в срок до 25.06.2021 от государственных гражданских служащих письменное обязательство о выполнении постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 15.06.2021 N 1, данное обязательство Департаментом получено 25.06.2021, в котором Савина Н.А. поставила отметку "Отказываюсь от вакцинации".
Таким образом, Савина Н.А. знала о предстоящей вакцинации на период эпидемиологического неблагополучия либо предоставлении подтвержденного медицинского заключения в срок до 15.07.2021, начиная с 25.06.2021, а не со дня получения уведомления - 22.07.2021, а также была уведомлена в указанном обязательстве об отстранении с 15 июля 2021 года без сохранения содержания (л.д. 184 т.2).
Кроме того, по почте работодатель повторно 08.07.2021 направил Савиной Н.А. уведомление о необходимости пройти вакцинацию в срок до 15.07.2021, и основания ее отстранения от работы.
Поскольку требования работодателя истцом в срок до 15.07.2021 выполнены не были, то приказом N 1095-к от 15.07.2021 Савина Н.А. отстранена от работы с 16.07.2021 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2021 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности) без сохранения денежного содержания по замещаемой должности, с приказом истец под роспись ознакомлена.
Ввиду изложенного несостоятелен довод суда первой инстанции о том, что требование Департамента Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы о том, что Савина Н.А. должна пройти вакцинацию первым компонентом до 15 июля 2021г. является не выполнимым, поскольку получив обязательство о вакцинации, истец собственноручно оформила отказ 25.06.2021 и до издания приказа об отстранении от работы 15.07.2021, вакцинацию не прошла и сведений о медицинском отводе также не представила, обстоятельств препятствующих вакцинации материалы дела не содержат.
Пунктом N1 Постановления N1 от 15.06.2021 Главного государственного санитарного врача по городу Москве "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в том числе в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы" Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми; организации предоставления жителям города Москвы социальных услуг, психологической помощи; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; реализации мероприятий по преодолению сиротства и устройству детей, лишенных родительского попечения, в семью; содействию занятости населения, трудовой миграции; охране труда и защите от безработицы; предоставлению в указанной сфере государственных услуг; координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализации государственной политики в сфере демографии.
Вывод суда первой инстанции о том, что вышеуказанный перечень работ в сфере социального обслуживания населения не имеет отношения к Департаменту, является неверным и необоснованным.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, достаточных допустимых доказательств о том, что Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы нарушен порядок отстранения работника от работы суду не представлено, в связи с чем требования истца о признании приказа Департамента от 15.07.2021 N 1095к об отстранении Савиной Н.А. от замещаемой должности незаконным удовлетворению не подлежали.
Соответственно, у суда не имелось оснований и для удовлетворения производных требований о начислении и выплате с 16 июля 2021 денежного содержания, взыскании компенсации за задержку выплат зарплаты и компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием решения об отказе в удовлетворении требований Савиной Н.А. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о признании незаконным приказа от 15.07.2021 N1095к об отстранении от замещаемой должности, начислении и выплате денежного содержания за период с 16.07.2021 до дня отмены приказа N1095к от 15.07.2021, взыскании денежной компенсации за задержку выплату зарплаты, компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Останкинского районного суда города Москвы от 21 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Савиной... к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.