Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А, с участием прокурора Тепловой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-404/2022 по иску Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к акционерному обществу "Челябинский электрометаллургический комбинат" о признании недействительным акта о несчастном случае на производстве, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 08 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области Абдуллиной Д.Ф, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что судебные акты отмене не подлежат, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Челябинский электрометаллургический комбинат" о признании недействительным акта о несчастном случае на производстве N9 от 16 августа 2021 года.
В обоснование исковых требований указано, что 20 мая 2021 года с работником акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" "данные изъяты" произошел несчастный случай со смертельным исходом. По факту смерти работника работодателем проведено расследование, по результатам которого составлен акт о несчастном случае на производстве N9 от 16 августа 2021 года. Оснований для признания произошедшего события несчастным случаем на производстве не имелось, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями работодателя и наступившей смертью "данные изъяты"
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 08 июня 2022 года, дополнительным решением Калининского районного суда г. Челябинска от 08 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 октября 2022 года, Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения Калининского районного суда г. Челябинска от 08 июня 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 октября 2022 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В доводах кассационной жалобы указывает, что причинно-следственной связи между действиями работодателя по допуску к работе "данные изъяты" и наступлением его смерти не имеется. Причиной смерти "данные изъяты" является аспирационная асфиксия, возникшая в результате вдыхания желудочного содержимого, а не событие, в результате которого "данные изъяты". получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору, относящееся к событиям, квалифицируемым в качестве несчастных случаев, перечень которых установлен частью 3 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации. То обстоятельство, что смерть работника наступила во время исполнения трудовых обязанностей не может являться безусловным основанием для признания несчастного случая, связанным с производством. Смерть, вследствие аспирационной асфиксии, возникшей в результате вдыхания желудочного содержимого, не обусловленного воздействием каких-либо внешних факторов и не являющегося последствием телесных повреждений пострадавшего, подтвержденная в установленном порядке актом судебно-медицинского исследования, квалифицируется как несчастный случай не связанный с производством. Заболеваний, которые могли бы привести к развитию аспирационной асфиксии, по данным представленной медицинской документации у "данные изъяты" не выявлено. Внешних причин, которые могли бы привести к развитию аспирационной асфиксии, не выявлено. Судебно-медицинская экспертиза подтвердила отсутствие причинно-следственной связи между действиями работодателя по допуску к работе "данные изъяты" и наступлением его смерти, а также отсутствие воздействий внешних факторов на "данные изъяты"
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2023 года в связи с реорганизацией произведена замена Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Представитель акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат", Буюнова Е.С, представители третьих лиц, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16 ноября 2020 года между "данные изъяты" и акционерным обществом "Челябинский электрометаллургический комбинат" заключен трудовой договор, на основании которого "данные изъяты" принят на работу с 19 ноября 2020 года грузчиком в цех железнодорожного транспорта, грузовую службу, участок по обслуживанию шихтовых дворов цехов ферросплавного производства. В трудовом договоре указаны следующие характеристики условий труда работника: вредные 3 степени, класс вредности: 3.3, льготное пенсионное обеспечение по Списку 2.
Перед трудоустройством "данные изъяты" пройден предварительный медицинский осмотр. В направлении акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" на медицинский осмотр указаны следующие вредные производственные факторы: 1.1.4.1 - кремния диоксид кристаллический, 1.1.4.2 - кремнийсодержащие аэрозоли, 1.1.4.3.2 - оливин, известняки, цемент, стеловолокно и т.д, 1.1.4.6.3 -углеродные пыли: коксы (пековый, каменноуголтный), 3.5 - производственный шум, 4.21 - физические перегрузки. В заключении по результатам медицинского осмотра от 13 ноября 2020 года указано о годности "данные изъяты". к работе по профессии грузчика.
20 мая 2021 года в рабочее время и на рабочем месте наступила смерть "данные изъяты" Акционерным обществом "Челябинский электрометаллургический комбинат" на основании приказа генерального директора от 20 мая 2021 года проведено расследование несчастного случая.
Результаты расследования обстоятельств несчастного случая работодателем оформлены актом о несчастном случае на производстве N9 от 16 августа 2021 года (форма Н-1), актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом.
В ходе проведения проверки установлено, что 19 мая 2021 года в цехе железнодорожного транспорта мастер грузовой службы Вишняков Е.В. выдал бригаде грузчиков в составе Романова А.С, Крапивина Н.А, Крапивина И.А. и "данные изъяты" задание на уборку и подготовку к осмотру вагонов на станции "Нижняя", после чего бригада приступила к работе. В 04 часа 10 минут 20 мая 2021 года осмотрщик-ремонтник вагонов Клюев Е.Д. начал осмотр вагонов поезда, стоящего на первом главном пути станции "Нижняя". За ним на расстоянии 1, 5-2 вагона шел грузчик "данные изъяты" и с помощью кувалды пробивал сектора запорных механизмов люков полувагонов. В 04 часа 45 минут 20 мая 2021 года составитель поездов Ведерин Ю.В. при осаживании вагонов, прибывших со станции "Транзитная" на соседний путь, увидел лежащего лицом вниз на земле возле первого главного пути грузчика "данные изъяты" который не подавал признаков жизни. В 05 часов 10 минут на место происшествия прибыла фельдшер акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат", осмотрела "данные изъяты", немедленно вызвала бригаду скорой помощи. По прибытии в 05 часов 52 минуты на место происшествия бригадой скорой медицинской помощи констатировала смерть "данные изъяты"
В акте N 9 о несчастном случае на производстве (форма Н-1), акте о расследовании несчастного случая со смертельным исходом указано, что на момент несчастного "данные изъяты" был обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, которые выданы в соответствии с установленными нормативами и сертифицированы. До трудоустройства "данные изъяты" своевременно прошел медицинский осмотр при поступлении на работу и признан годным к выполнению своих должностных обязанностей. Режим труда и отдыха в отношении "данные изъяты" не нарушался, к сверхурочным работам он не привлекался. Перед началом и во время работы жалоб на состояние здоровья он не заявлял, сведения о наличии у него заболеваний, способствующих несчастному случаю, отсутствуют. Условия и характер выполняемой "данные изъяты" работы, не способствовали возникновению несчастного случая, так как проводились вне помещения с минимальным воздействием вредных производственных факторов.
Комиссия, проводившая расследование пришла к выводу о том, что причиной несчастного случая, произошедшего с "данные изъяты" является резкое ухудшение состояния его здоровья, что нашло отражение в акте судебно-медицинского исследования N 2053 от 20 июля 2021 года. По результатам расследования комиссия квалифицировала произошедший несчастный случай как связанный с производством и подлежащий учету и регистрации в акционерном обществе "Челябинский электрометаллургический комбинат" с составлением акта формы Н-1.
При подписании акта N 9 о несчастном случае на производстве (форма Н-1) и акта о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, представитель Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представитель акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" изложили особые мнения, в которых полагали, что несчастный случай, произошедший с грузчиком "данные изъяты" не связан с производством и не подлежит квалификации как несчастный случай на производстве.
В соответствии с заключением, указанным в акте судебно-медицинского исследования N 2053 от 20 июля 2021 года, проведенного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", смерть "данные изъяты". наступила от аспирационной асфиксии, развившейся в результате вдыхания желудочного содержимого. Определить причину возникновения аспирации желудочным содержимым с последующим развитием аспирационной асфиксии не представляется возможным, так как при судебно-химическом исследовании крови трупа спирты, наркотические и сильнодействующие лекарственные вещества не обнаружены.
В соответствии с заключением, составленным по результатам проведенной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" судебно-медицинской экспертизы от 28 апреля 2022 года, заболеваний, которые могли бы привести к развитию аспирационной асфиксии, по данным медицинской документации у "данные изъяты" не выявлено. Внешних причин, которые могли бы привести к развитию аспирационной асфиксии, по данным представленной документации, не выявлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьей 212, 213, 227, 229, 2292, 230 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 23, 26, 33 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года N73, абзаца 10 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", разъяснениями, изложенными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", исходил из того, что смерть работника произошла в рабочее время при исполнении им трудовых обязанностей, общих заболеваний у работника не имелось, доказательства того, что смерть "данные изъяты" наступила по причинам, не связанным с производством, отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами первой и апелляционной инстанций судебными актами и выводами об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Обращаясь с кассационной жалобой, Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации повторяет свою позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на то, что несчастный случай с "данные изъяты" не связан с производством.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований подтверждаются материалами дела, основаны на правовом регулировании спорных отношений, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых несчастный случай может быть признан не связанным с производством, установлен в части 6 статьи 2292 Трудового кодекса Российской Федерации. К указанным обстоятельствам относятся - смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
В ходе рассмотрения дела судами не установлены обстоятельства, которые позволили бы в соответствии с частью 6 статьи 2292 Трудового кодекса Российской Федерации признать несчастный случай с "данные изъяты" не связанным с производством.
Как установлено судами и следует из материалов дела, смерть работника "данные изъяты" произошла на рабочем месте, в рабочее время и при исполнении им трудовых обязанностей, общих заболеваний у работника не имелось. Смерть "данные изъяты" наступила от аспирационной асфиксии, развившейся в результате вдыхания желудочного содержимого. Определить причину возникновения аспирации желудочным содержимым с последующим развитием аспирационной асфиксии в ходе рассмотрения дела не представилось возможным, заболеваний, которые могли бы привести к развитию аспирационной асфиксии, по данным медицинской документации у "данные изъяты" не выявлено, в крови трупа спирты, наркотические и сильнодействующие лекарственные вещества не обнаружены, внешних причин, которые могли бы привести к развитию аспирационной асфиксии не выявлено.
В части шестой статьи 2292 Трудового кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень несчастных случаев, когда по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств они могут квалифицироваться как не связанные с производством. В числе таких несчастных случаев - смерть вследствие общего заболевания, подтвержденная в установленном порядке медицинской организацией.
Поскольку, вопреки ошибочному мнению заявителя, общее заболевание не является причиной смерти "данные изъяты" аспирационная асфиксия, развившаяся у него в результате вдыхания желудочного содержимого не является заболеванием, а является острым патологическим процессом, иных обстоятельств, предусмотренных в части шестой статьи 2292 Трудового кодекса Российской Федерации, позволяющих квалифицировать несчастный случай в качестве не связанного с производством, в ходе рассмотрения дела не установлено, принимая во внимание, что на момент смерти "данные изъяты" находился при исполнении трудовых обязанностей, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отклоняя аналогичные доводы ответчика, суд апелляционной инстанции верно указал, что при выявленных обстоятельствах отсутствие внешних причин, которые привели к смерти работника, не свидетельствует о невозможности отнесения несчастного случая к случаю, связанному с производством.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании приведенных норм трудового законодательства. Несогласие заявителя с выводами судов в части оценки представленных в дело доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьями 390, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Каких-либо процессуальных нарушений, нарушений норм материального права, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в законную силу и правильных по существу судебных постановлений по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Челябинска от 08 июня 2022 года, дополнительное решение Калининского районного суда г. Челябинска от 08 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.