Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при ведении протокола секретарем Сухоруковой А.А, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело N 3а-22/2022 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лес" на решение Орловского областного суда от 6 сентября 2022 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лес" к Губернатору Орловской области о признании недействующими отдельных положений схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, утвержденной указом Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195.
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Лес" - Левочкина А.В, Моногарова Р.В, Толстых А.Н, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя административного ответчика Губернатора Орловской области - Бондаревой Ж.В, заинтересованного лица Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Корнеевой С.Ю, заключение прокурора Драева Т.К, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
указом Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195 утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области (далее - Схема), являющаяся документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Орловской области.
Указ Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195 об утверждении Схемы опубликован в Государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" (http://orel-region.ru) 26 апреля 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Лес", являющееся охотпользователем на основании охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N, обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений Схемы, ссылаясь на их несоответствие положениям Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте), Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее- Закон о животном мире).
С учетом уточнений административный истец просил суд признать недействующими следующие положения Схемы: пункт 24 таблицы "Информация о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год", содержащейся в пункте 1.1 раздела III Схемы, в части указания площади закрепленных за ООО "Лес" охотничьих угодий; пункт 34 названной таблицы в части указания площади закрепленных за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов охотничьих угодий; пункт 2.3 таблицы "Площади элементов среды обитания охотничьих ресурсов по охотничьим угодьям и иным территориям, являющимися средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, по состоянию на 1 января 2021 года", содержащейся в пункте 3.2.10 раздела III Схемы, в части отнесения к охотничьим угодьям Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов спорного участка N 2 в Верховском районе; пункт 5 таблицы "Сведения о зонах охраны охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Орловской области", содержащейся в пункте 5 раздела V Схемы, в части установления для охотничьих угодий ООО "Лес" в Верховском районе зоны охраны охотничьих ресурсов площадью 1, 05 тыс. га; пункт 6 таблицы "Сведения о зонах нагонки и натаски собак охотничьих пород на территории охотничьих угодий Орловской области", содержащейся в пункте 5 раздела V Схемы, в части установления для охотничьих угодий ООО "Лес" в Верховском районе зоны нагонки и натаски собак охотничьих пород площадью 0, 72 тыс. га; карту-схему административного деления территории Орловской области с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства, содержащуюся в приложении 1 Схемы, в части указания границ охотничьих угодий ООО "Лес"; карту-схему категорий и
классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на территории Верховского района, содержащуюся в приложении 2 Схемы, в части указания границ охотничьих угодий ООО "Лес"; карту-схему зоны для создания планируемого охотничьего угодья в Покровском районе, содержащуюся в приложении 3 Схемы, в части указания на закрепление за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов спорного участка N 2 в Верховском районе; описание границ и карты-схемы с изображением границ территорий закрепленных охотничьих угодий Орловской области, содержащееся в приложении 5 Схемы, в части: а) исключения при описании границ охотничьих угодий ООО "Лес" в Верховском районе территории лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества Новосильского лесничества и отражения на карте-схеме закрепленного охотничьего угодья ООО "Лес" границ зоны охраны охотничьих ресурсов и зоны нагонки и натаски собак охотничьих пород; б) включения при описании границ охотничьих угодий Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов в Верховском районе лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества Новосильского лесничества; в) указания на закрепление за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов спорного участка N 2 в Верховском районе в карте-схеме закрепленного охотничьего угодья общества с ограниченной ответственностью "Заря"; г) указания на закрепление за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов спорного участка N 2 в Верховском районе в карте-схеме закрепленного охотничьего угодья ООО "Лес"; д) указания на закрепление за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов спорного участка N 2 в Верховском районе в карте-схеме закрепленного охотничьего угодья местной общественной организации охотников и рыболовов "Столбецкое"; карту-схему общедоступного охотничьего угодья "Общедоступное охотничье угодье в Залегощенском районе", содержащуюся в приложении 6 Схемы, в части указания на
закрепление за Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов спорного участка N 2 в Верховском районе; описание границ зон охраны охотничьих ресурсов на территории Орловской области, содержащееся в приложении 7 Схемы, в части описания границ зоны охраны охотничьих ресурсов ООО "Лес".
Полагает, что указом Губернатора Орловской области в оспариваемой части прекращено право ООО "Лес" пользования животным миром в виде добычи охотничьих ресурсов на части территории охотничьих угодий, предоставленных ему охотхозяйственным соглашением, что нарушает права административного истца и противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу: положениям части 4 статьи 8, части 5 статьи 27 Закона об охоте, статье 47 Закона О животном мире, которые содержат императивные нормы о том, что право на добычу охотничьих ресурсов как вид права пользования животным миром принудительно прекращается в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что закрепленная за ним согласно охотхозяйственному соглашению часть территории Верховского района Орловской области (участок N 2) согласно положениям Схемы значится закрепленной за иным охотпользователем - Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов. В результате этого площадь охотничьих угодий административного истца необоснованно уменьшена, а площадь охотничьих угодий Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов соответственно увеличена. В Схеме неверно определены границы охотничьих угодий, закрепленных за административным истцом и названной общественной организацией.
Просил учесть, что указанная в Схеме общая площадь охотничьих угодий административного истца не соответствует площади этих охотничьих угодий, предусмотренной охотхозяйственным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N, в том числе эта площадь необоснованно разделена по муниципальным районам Орловской области. Сослался на то, что в Схеме неверно определены границы и площадь зоны охраны охотничьих ресурсов и зоны нагонки и натаски собак охотничьих пород, находящихся в составе закрепленных за ним охотничьих угодий.
Решением Орловского областного суда от 6 сентября 2022 года административные исковые требования ООО "Лес" о признании недействующими отдельных положений схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, утвержденной указом Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ООО "Лес" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывает, что суд установив, что оспариваемые административным истцом положения Схемы, приняты вопреки охотхозяйственному соглашению, заключенному с административным истцом, относительно местоположения, границ и площади охотугодий, в нарушение норм материального и процессуального права, не сделал вывод о несоответствии оспариваемой части нормативного правового акта, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В основу решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований судом положены выводы, изложенные в мотивировочной части судебного акта, принятого по другому делу и примененного административным ответчиком при составлении Схемы.
Полагает, что положения, предусмотренные частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут быть применены в рассматриваемом деле, поскольку судебными актами арбитражных судов не устанавливались обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела.
Представителями Губернатора Орловской области, Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, участвующим в деле прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования и охраны окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 34 Закона об охоте к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится, в том числе, утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
Частью 8 статьи 39 Закона об охоте установлено, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно части 9 статьи 39 Закона об охоте порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре", в пунктах 4, 5, 6 которого определено, что составление схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; схема утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации; копия утвержденной схемы на бумажном и электронном носителях представляется в месячный срок с момента ее утверждения в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Высшим должностным лицом Орловской области является Губернатор Орловской области, который возглавляет Правительство Орловской области - высший исполнительный орган государственной власти Орловской области (пункт 4 статьи 5, пункт 1 статьи 66, пункт 2 статьи 67 Устава Орловской области). Губернатор Орловской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Орловской области и законов области вправе издавать указы (пункт 1 статьи 68 Устава).
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 21 октября 2015 года N 475 исполнительно-распорядительные полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Орловской области возложены на Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Решением Советского районного суда города Орла от 30 июля 2020 года на Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области возложена обязанность обеспечить составление схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области. В рамках исполнения этой обязанности Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области ДД.ММ.ГГГГ с обществом с ограниченной ответственностью "Датум Групп" был заключен государственный контракт, по результатам исполнения которого разработана схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области, утвержденная исполняющим обязанности Губернатора Орловской области.
ДД.ММ.ГГГГ копия утвержденной Схемы направлена в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Руководствуясь приведенными нормами закона, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о соблюдении полномочий органа на принятие нормативного правового акта, процедуры принятия, порядка опубликования и вступления в законную силу.
Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции законными и обоснованными. Апелляционная жалоба несогласия с решением суда в указанной части не содержит.
Также суд пришел к выводу об отсутствии противоречия оспариваемых норм законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Положениями частей 1-7 статьи 39 Закона об охоте установлено, что в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство. Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации. Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является документом территориального охотустройства, в ней определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов. К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий. При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации границы охотничьих угодий определяются в соответствии с требованиями к описанию границ охотничьих угодий, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается ее совместимость с лесным планом субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования, со схемами развития и размещения особо охраняемых природных территорий, со схемами землеустройства.
Порядком составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 335, определено, что схема разрабатывается на основе материалов государственного охотхозяйственного реестра, данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов натурных исследований, лесного плана субъекта Российской Федерации, схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий, имеющихся ведомственных материалов, картографических материалов, литературных источников, а также материалов аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющих давность не более 5 лет на момент составления схемы и отражающих реальное состояние экосистем (пункт 7). При составлении схемы материалы о размещении и использовании охотничьих угодий, состоянии численности охотничьих ресурсов и среды их обитания приводятся в форме, обеспечивающей их совместимость с формами государственного охотхозяйственного реестра, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в части информации, содержащейся в указанных документах (пункт 8).
Из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2021 года N 519 "Об установлении порядка ведения, структуры, состава и форм государственного охотхозяйственного реестра, а также порядка сбора и хранения документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, предоставления такой информации заинтересованным лицам, форм обмена такой информацией и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 345 и от 17 июня 2014 года N 269" следует, что государственный охотхозяйственный реестр содержит среди прочего документированную информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе сведения об охотничьих угодьях, закрепленных на основании охотхозяйственных соглашений (пункт 8 раздела III, форма 3.1).
Схема, утвержденная указом Губернатора Орловской области от 22 апреля 2022 года N 195, содержит в числе прочих сведения о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год (пункт 1.1 раздела III); сведения о структуре и площади элементов среды обитания охотничьих ресурсов Орловской области (пункт 3.1 раздела III); сведения о зонах охраны охотничьих ресурсов, а также сведения о зонах нагонки и натаски собак охотничьих пород на территории охотничьих угодий Орловской области (пункт 5 раздела V); карту-схему административного деления территории Орловской области с указанием границ: охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, зеленых зон вокруг населенных пунктов и других территорий, имеющих ограничение для осуществления охоты и ведения охотничьего хозяйства (приложение 1); картографический материал, содержащий графическое отображение и данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на территории Орловской области (приложение 2); описание границ и карты-схемы с обозначением зон планируемого создания охотничьих угодий для территории Орловской области (приложение 3); описание границ и карты-схемы с изображением границ территорий закрепленных охотничьих угодий Орловской области (приложение 5); описание границ и карты-схемы с изображением границ территорий общедоступных охотничьих угодий Орловской области (приложение 6); описание границ зон охраны охотничьих ресурсов на территории Орловской области (приложение 7).
ООО "Лес", являющееся охотпользователем на основании охотхозяйственного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ, оспаривает Схему в той части, которая исключает из переданных ему по соглашению охотугодий территорию лесных кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества, закрепляет данную территорию за другим охотпользователем: Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов как участок N 2 в Верховском районе Орловской области.
Одним из видов использования лесов является осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частями 1 и 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N209-ФЗ) установлено, что леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
Согласно статье 33 Закона о животном мире объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Право использования охотничьих угодий и порядок заключения охотохозяйственных соглашений определяется Законом об охоте.
Так, в соответствии с пунктом 15 статьи 1 Закона об охоте охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (пункт 2 статьи 26 Закона об охоте).
В силу статьи 27 Закона об охоте (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N209-ФЗ) в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (пункт 1).
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (пункт 2).
В силу пункта 4 статьи 27 Закона об охоте, охотхозяйственное соглашение включает в себя, в том числе, следующие условия: 1) сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках; 2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах; 3) требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья; 4) годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира; 5) срок действия охотхозяйственного соглашения; 6) обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство; 7) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки; 8) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; 9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения; 10) иные предусмотренные федеральными законами условия.
Из приведенных норм следует, что предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона. При этом в границах охотничьих угодий могут предоставляться только свободные от прав иных лиц земельные участки, в том числе участки с лесным массивом.
В силу части 7 статьи 35 Закона о животном мире на одной и той же территории, акватории несколько пользователей не могут осуществлять один и тот же вид пользования животным миром.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о животном мире принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
Из материалов административного дела следует, что на основании распоряжения Правительства Орловской области от 30 сентября 2010 года N406-р в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство и в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области 25 ноября 2010 года был проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и других районах Орловской области, общей площадью 615693 га сроком на 49 лет.
В соответствии с пунктом 4 распоряжения Управлению лесами необходимо заключить с победителем аукциона договор аренды участков лесного фонда согласно приложению N3 "Описание участков государственного лесного фонда" (в Верховском районе, в том числе кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", на площади 653 га).
По результатам аукциона 30 ноября 2010 года Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области с победителем торгов - Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов заключено охотхозяйственное соглашение N2. По условиям данного соглашения Общественной организации охотников и рыболовов предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению.
Раздел второй соглашения содержит сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположении в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.2. соглашения, определены границы охотничьих угодий:
- Угодье в Верховском районе площадью 40 356 га в следующих границах: северная - по автодороге Залегощь - Хомутово от н. п. Верховье до поворота на п. Покровское и далее по ней до административной границы с Покровским районом; западная и южная - по административной границе с Покровским и Ливенским районами до р. Труды, восточная - по р. Труды до н.п. Русский Брод, далее по железной дороге до н.п. Верховье.
За исключением земель населенных пунктов.
-Угодье в Должанском районе площадью 41 998 га.
-Угодье в Знаменском районе площадью 26 570 га.
-Угодье в Колпнянском районе площадью 53 401 га.
-Угодье в Кромском районе площадью 52 996 га.
-Угодье в Ливенском районе площадью 69 176 га.
-Угодье в Малоархангельском районе площадью 30 952 га.
-Угодье в Мценском районе площадью 61 440 га.
-Угодье в Новодеревеньковском районе площадью 54 044 га.
-Угодье в Орловском районе площадью 55 923 га.
-Угодье в Свердловском районе площадью 48 662 га.
-Угодье в Сосковском районе площадью 29 214 га.
-Угодье в Троснянском районе площадью 31 818 га.
-Угодье в Хотынецком районе площадью 10 454 га.
-Угодье в Шаблыкинском районе площадью 37 886 га.
Площадь охотничьих угодий составляет 615 693 га.
Согласно пункту 2.2.2 соглашения, предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья лесные участки в числе прочих в Верховском районе:
-кварталы 1-6, 10-15 Русско-Бродского участкового лесничества ОГУ "Ливенское лесничество" на площади 745 га;
-кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" на площади 653 га.
Общая площадь лесных участков 1 398 га.
В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 30 сентября 2010 года N 406-р и пунктом 8.2.23 данного охотхозяйственного соглашения от 30 ноября 2010 года N2, Управление лесами Орловской области (арендодатель) и Орловская областная общественная организация охотников и рыболовов (арендатор) 22 декабря 2010 года заключили договор аренды N9 части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
По условиям данного договора аренды арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование часть лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в том числе в отношении кварталов 10-15, 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество".
Срок действия договора устанавливается с момента подписания на срок действия охотхозяйственого соглашения (до 30 ноября 2059 года).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области 8 февраля 2011 года.
Таким образом, по условиям охотохозяйственного соглашения от 30 ноября 2010 года N2 лесной участок в кварталах 10-15, 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество" был передан в аренду Общественной организации охотников и рыболовов по договору аренды N9.
ДД.ММ.ГГГГ между Орловской областной общественной организацией охотников и рыболовов (арендатор) и ООО "Лес" (субарендатор) заключен договор субаренды N части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, по которому арендатор, действующий с согласия арендодателя - Управления лесами Орловской области на основании подпункта "д" пункта 10 договора аренды части лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N, обязуется за плату предоставить, а субарендатор обязуется принять во временное пользование (в субаренду) кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества.
Данный договор субаренды был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Правительства Орловской области от 15 июля 2013 года N273-р (далее - распоряжение N 273-р) Управлению по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области предписано провести аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и Покровском районах сроком на 49 лет. В том числе в Верховском районе в следующих границах:
- северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки ее пересечения с административной границей Верховского района у н. п. Кубановка на восток до точки схождения с автодорогой;
- восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки ее схождения с автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной границей Верховского района;
- южная - по административной границе Верховского района от точки ее схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов;
- западная - по административной границе Верховского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на север до ее пересечения с автодорогой Залегощь - Верховье, за исключением земель населенных пунктов (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.3 распоряжения с победителем аукциона подлежит заключению охотхозяйственное соглашение.
В пункте 6.2 приложения к названному распоряжению указано, что общая площадь охотничьих угодий составляет 17 574 га.
2 сентября 2013 года на основании распоряжения N 273-р Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и Покровском районах Орловской области, площадью 17 574 га сроком на 49 лет, с победителем которого (ООО "Лес") 5 сентября 2013 года Управлением по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области было заключено охотхозяйственное соглашение N 23.
По условиям данного соглашения ООО "Лес" предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в следующих границах охотничьих угодий в Верховском и Покровском районах Орловской области.
В частности, в Верховском районе в следующих границах:
- северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки её пересечения с административной границей Верховского района у н.п. Кубановка на восток до точки схождения с автодорогой;
- восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки её схождения с автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной границей Верховского района;
- южная - по административной границе Верховского района от точки её схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов;
- западная - по административной границе Верховского района от точки схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов на север до ее пересечения с автодорогой Залегощь - Верховье. За исключением земель населенных пунктов (пункт 2.1.2 соглашения).
Согласно пункту 2.1.3 соглашения, площадь охотничьего угодья составляет 17 574 га.
В пункте 2.2.1 указано, что земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности, отсутствуют.
Поскольку по условиям охотохозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N лесной участок в кварталах 18-24 Верховского участкового лесничества был передан Общественной организации охотников и рыболовов по договору аренды N, право пользования общественной организации на момент заключения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N не прекращалось, а в силу приведенных норм закона в границах охотничьих угодий могут предоставляться только свободные от прав иных лиц земельные участки, лесные участки по соглашению N в пользование ООО "Лес" не передавались, постольку довод административного истца со ссылкой на положения части 3 статьи 47 Закона о животном мире о том, что Указом Губернатора прекращено его право пользования на части территории, предоставленной ему охотхозяйственным соглашением, и о том, что Схема составлена без учета материалов, отражающих состояние ведения охотничьего хозяйства субъекта Российской Федерации, материалов государственного охотхозяйственного реестра, является несостоятельным.
Кроме того, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом надзорной деятельности в адрес ООО "Лес" направлено письменное обращение, в котором указано на необходимость внесения изменений в пункты 2.1.2, 2.1.3, 2.2.1 соглашения.
Поскольку ООО "Лес" не ответило на обращение Департамент надзорной деятельности обратился в Арбитражный суд Орловской области с требованиями о внесении изменений в пункт охотхозяйственного соглашения, заключенного с ООО "Лес" ДД.ММ.ГГГГ: в пункт 2.1.2 после слов "За исключением земель населенных пунктов" дополнить его следующими словами "и кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ "Новосильское лесничество", площадью 653 га"; в пункт 2.1.3: "Площадь охотничьего угодья 16921 га"; в пункт 2.2.1: "Предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки отсутствуют".
Требования мотивированы тем, что данная территория на момент заключения охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N была обременена арендой для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в пользу Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов, в связи с чем не могла быть предоставлена в составе охотничьих угодий ООО "Лес".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16 апреля 2021 года по делу N А48-2014/2020 в удовлетворении исковых требований Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области отказано. Суд мотивировал свое решение тем, что с момента заключения охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N спорный лесной участок находился в пользовании ООО "Лес", и Орловская областная общественная организация охотников и рыболовов данному пользованию не препятствовала.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 года по указанному делу решение Арбитражного суда Орловской области об отказе в удовлетворении иска оставлено без изменения, но приведена иная мотивировка данного решения. Суд апелляционной инстанции пришел к выводам, что на основании охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N территория кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества передана в пользование Орловской областной общественной организации охотников и рыболовов, в связи с чем спорный лесной участок на момент заключения с ООО "Лес" охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N был обременен правами данной общественной организации и не мог быть предметом аукциона на передачу в пользование ООО "Лес" ввиду невозможности одновременного использования одних и тех же участков разными охотпользователями. Однако исходя из предмета заявленных требований, а также с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, арбитражный суд апелляционной инстанции согласился с решением арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 24 декабря 2021 года, принятым в том числе по кассационной жалобе ООО "Лес" на мотивировочную часть апелляционного постановления в части выводов об исключении права пользования спорным лесным участком из предмета аукциона 2013 года, оставил без изменения постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 года. Суд кассационной инстанции согласился с мотивировкой арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что спорные лесные кварталы обременены правами общественной организации и предметом торгов в 2013 году не являлись.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции со ссылкой на часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно учел вышеприведенные обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дела N А48-2014/2020, участником котором являлось ООО "Лес".
С учетом изложенного суждение административного истца о том, что оспариваемые положения Схемы не соответствуют охотхозяйственным соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, судебной коллегией отклоняется.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии площади закрепленных за ним охотничьих угодий, указанной в пункте 24 таблицы "Информация о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год", содержащейся в пункте 1.1 раздела III Схемы, этой площади, указанной в охотхозяйственном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ N, также подлежит отклонению.
Из охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что площадь закрепленных за ООО "Лес" охотничьих угодий составляет 17574 га.
Согласно пункту 24 таблицы "Информация о закрепленных охотничьих угодьях на территории Орловской области по состоянию на 2021 год", содержащейся в пункте 1.1 раздела III Схемы, площадь закрепленных за ООО "Лес" охотничьих угодий составляет 17, 71 тыс. га (в том числе в Верховском районе - 11, 65 тыс. га, в Покровском районе - 6, 06 тыс. га).
Как следует из материалов дела при заключении охотхозяйственного соглашения с ООО "Лес" кадастровые работы по установлению границ охотничьих угодий не проводились, картографическая информация о границах охотничьих угодий в соглашении не содержится, координатное описание всех поворотных точек отсутствует. Площадь охотничьих угодий измерялась ориентировочно, согласно текстовому описанию их границ.
Во вводной части Схемы указано, что основу Схемы составляют материалы, полученные в ходе исполнения государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N на выполнение научно-исследовательской работы по разработке Схемы (исполнитель - общество с ограниченной ответственностью "Датум Групп").
Из содержания подготовленного ООО "Датум Групп" отчета по результатам выполнения государственного контракта на разработку схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Орловской области (приложение Д), следует, что границы охотничьих угодий ООО "Лес" определены на основе сведений о характерных точках этих границ в системе координат МСК-57, предусмотренной приказом Управления Росреестра по Орловской области от 22 марта 2018 года N П/34 "Об использовании местной системы координат МСК-57 на территории Орловского кадастрового округа".
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействующими оспариваемых ООО "Лес" положений Схемы и оставлению без удовлетворения административных исковых требования.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и оснований, по которым решение может быть отменено, не содержат.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орловского областного суда от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лес"- без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.